РОМИР: Россияне балуют себя шоколадом, а москвичи - кофе.
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Розничная торговля » FMCG сети
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий". Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Не смотря на небольшое снижение объемов общих расходов россиян в ноябре, индекс Кофе с Молоком продолжил свой рост. Кривая Индекса идет вверх уже четыре месяца подряд. Причем, если после сентябрьского скачка в октябре рост был довольно скромным (всего 0,8%), то в ноябре индекс простых удовольствий прибавил сразу 4% к значению предыдущего месяца. Таким образом, КсМ остановился на уровне 982 п.п. (см. Диаграмму 1).
Годовой рост КсМ оказался, правда, не столь впечатляющим и составил 5,1%, что даже несколько не дотягивает до накопленной за год инфляции в 5,8%. Хотя нельзя не заметить, что по итогам ноября индекс КсМ получил самое высокое значение за все годы наблюдений, обогнав даже показатель декабря прошлого года.
Диаграмма 1. Динамика Индекса "Кофе с Молоком". Январь 2012 – ноябрь 2016

В рост Индекса в разрезе месяца внесли свою лепту все ингредиенты. Все из них прибавили за месяц в цене, и почти все прибавили в объемах. Так, в ноябре россияне платили дороже на 1,9% за шоколад, на 2,4% - за молоко, на 3,1% - за кофе и на 9,4% - за воду. И не смотря на небольшое подорожание составляющих КсМ, россияне купили их немного больше, чем месяцем ранее: на 1% больше воды, на 1,5% больше шоколада и на 1,7% больше молока. Только кофе потеряло в объемах, но всего 0,8%.
Годовой рост Индекса, как обычно, в первую очередь обязан своим ростом повышению цен на ингредиенты. За год кофе подорожал на 4,8%, шоколад на 9,8%, а молоко – на 11,5%. Дешевле стала только бутилированная вода – на -4,6%. Но ее россияне в ноябре купили почти на 10% больше, чем годом ранее. За год также выросли объемы покупки шоколада – на 2,4%. А вот молока (-6,5%) и кофе (-2,7%) россияне купили несколько меньше, чем в ноябре прошлого года.
Таким образом, можно говорить о том, что шоколад остается главным гастрономическим удовольствием. Россияне покупают его все больше, не смотря на рост цены. И даже общий режим экономии не заставляет наших соотечественников умерить сладкие желания.
А вот в Москве ситуация с индексом Кофе с Молоком сложилась обратно противоположная. Столичный индекс похудел в ноябре на 0,9% относительно октября, остановившись на значении в 1154 п.п. И в разрезе года КсМ потерял сразу 4%. Таким образом, уверенный рост индекс, который наблюдался в последнее месяцы, оказался прерванным (см. Диаграмму 2).
В ноябре цены почти на все составляющие Индекса за исключением кофе подросли. Шоколад прибавил в цене 0,5%, вода подорожала на 3,9% молоко – на 4,1%. Кофе подешевел в среднем на -6,7%. И, соответственно, москвичи сразу сократили объемы покупки подорожавших ингредиентов. Шоколад потерял в объемах -1,9%, воды было куплено на -2,2% меньше, а молока – на -4,6% меньше. Жители столицы купили больше на 5,1% только подешевевшего кофе.
Относительно ноября прошлого года произошло сокращение либо цены, либо объемов по каждому из ингредиентов Индекса. Так, например, за год вода подешевела на -11,5%, но москвичи ее купили меньше на -15,7%. Молоко за год подорожало на +15%, но жители столицы в ноябре его купили на -9,7% меньше, чем годом ранее. Аналогичная ситуация ложилась и по шоколаду. При выросших ценах на него на 8,3% москвичи купили его меньше на -0,5%, чем годом ранее. И даже подешевевший на -10,3% кофе не спас ситуацию. Москвичи купили его всего на 5,5% больше, чем в ноябре прошлого года.
Диаграмма 2. Динамика Индекса "Кофе с Молоком" в Москве. Январь 2012 – ноябрь 2016

Таким образом, если в целом по стране индекс КсМ носит более шоколадный характер, то в Москве простые удовольствия в первую очередь сводятся к чашке бодрящего кофе. Не смотря на небольшое сокращение объемов простых удовольствий в столице, москвичи баловать себя не перестают.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot