Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Торговая недвижимость Москвы: тренд на районные ТЦ.

В I квартале 2015 года на рынке торговой недвижимости столицы получили развитие тенденции, начавшие формирование во втором полугодии прошлого года: падение спроса на некоторые группы товаров, снижение оборотов розничной торговли, рост объемов вакантных площадей в торговых центрах. На этом фоне можно выделить два интересных тренда: первый – повысилась посещаемость районных ТЦ, второй – сохранился интерес ритейлеров к крупным качественным объектам, введенным в 2015 году.
Драматическое падение, последовавший затем небольшой рост и сегодняшнее нестабильное положение национальной валюты, санкции, новые условия, выставленные отечественным ритейлерам их иностранными партнерами – в частности, 100-процентная предоплата за товар, привели к повышению затрат ритейлеров на закупку новой продукции. В то же время покупательская способность населения, доходы которого также формируются в основном рублях, снизилась, что привело к снижению торгового оборотов и сферы услуг. Так, за январь-февраль 2015 года оборот розничной торговли и общественного питания по Москве составили в сравнении с аналогичным периодом 2014 года 93,2% и 92,4% соответственно.
Конечно, в конце 2014 года, покупатели в ожидании роста стоимости импортных товаров потратили в некоторых сегментах, например БТиЭ, экстремально крупные суммы денег, что также привело к снижению интереса к покупкам в первые месяцы 2015 года. Но все-таки основной причиной падения спроса является рост цен и неуверенность в завтрашнем дне.
Также оказала влияние и на продавцов, и на покупателей инфляция, которая за первые три месяца 2015 года выросла на 7,44%.
Востребованные форматы
В этих экономических условиях покупатели перешли в режим экономии, сократив расходы на крупные покупки, коллекции нового сезона и т.д. "С другой стороны, доходы потребителей не снизились настолько, чтобы они отказывали себе в повседневных тратах, - отмечает Наталья Куваева, руководитель проектов департамента стратегического консалтинга NAI Becar. -В результате, еженедельный Shopping Index компании Watcom Data Consulting в I квартале 2015 года показал рост посещаемости небольших районных и микрорайонных торговых центров площадью от 5 до 20 тыс. кв. м и 20-40 тыс. кв. м относительно аналогичных периодов 2014 года в среднем на 5%. В то же время покупатели стали реже ходить в крупные торговые комплексы в диапазоне площадей от 40 до 100 и более тыс. кв. м. Посещаемость таких объектов снизилась на 5% - 12%".
Что касается ритейлеров, то не секрет, что большинство сетей заявили о приостановлении экстенсивного развития на 2015 год. Падение оборотов привело к снижению активности ритейлеров и сокращению их планов развития. В частности финская сеть универмагов Stockmann до конца 2016 года планирует закрыть три своих магазина в ТРЦ "Мега" в Москве.
В начале 2015 года сохранилась тенденция к уменьшению количества крупных сделок и в строящихся объектах. Тем не менее к крупным, качественным торговым центрам, в том числе только что открывшимся, ритейлеры продолжают проявлять интерес. Именно в недавно
открытых ТРЦ и отмечены самые заметные сделки отчетного периода. Так, британская торговая сеть универмагов "Debenhams" арендовала 8,4 тыс. кв. м в ТРЦ "Авиапарк", введенном в конце 2014 года. Почти 4,1 тыс. кв. м в ТРЦ "Columbus" (введен в 1 кв. 2015 г.) займет "H&M". По строящимся объектам можно отметить сделку в ТРЦ "Зеленопарк" (ввод анонсирован в 2015 году), где на площади 1,9 тыс. кв. м разместится Садовый центр "Дарвин". Стоит отметить что, несмотря на непредсказуемую экономическую ситуацию, некоторые зарубежные ритейлеры заявили о своем выходе на российский рынок, а именно: британские бренды одежды Superdry и F&F, мировой бренд игрового обучения KidZania, японская компания по производству часовой продукции Seiko, французская парфюмерия Serge Lutens, сеть гипермаркетов Carrefour, продуктовый дискаунтер Plus.
Предложение
Ввод новых объектов в сегменте торговой недвижимости в конце 2014-начале 2015 года можно назвать рекордным для московского рынка. В I квартале 2015 года было введено 545 тыс. кв. м общей площади и 239 тыс. кв. м – арендопригодной площади торговых центров. Это на 38% ниже показателя IV квартала 2014 года, но в два раза больше, чем было введено за аналогичный период 2014. Около 60% от общего объема ввода пришлось на ТРЦ "Columbus", расположенного рядом со станцией метро "Пражская", GLA 140 тыс. кв. м. Также заметными объектами стали открытый в марте 2015 года торговый центр в составе МФК "Кунцево Плаза" девелопера "ЭНКА ТЦ", GLA торговой части 65 тыс. кв. м, и "Центральный детский магазин на Лубянке" компании "Галс-Девелопмент", GLA 34,4 тыс. кв. м.
По итогам I квартала GLA всех качественных торговых объектов Москвы составляет 5 518 тыс. кв. м, а обеспеченность торговыми площадями на 1 000 человек достигла 461 кв. м.
Согласно прогнозам, объем ввода за I квартал 2015 года может составлять около 40% от общегодового показателя. Это значит, что к началу 2016 года в Москве откроется еще не менее 300 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Наталья Куваева отмечает, что благодаря росту предложения и снижению активности ритейлеров растет вакансия в торговых центрах. Девелоперы, начавшие реализацию своих проектов и вышедшие на строительную стадию к прошлому году будут вынуждены ввести свои объекты в эксплутацию. Поэтому в ближайшее время объем предложения еще увеличится, несмотря на отсутствие активного спроса. Уже в I квартале 2015 г. уровень вакансии в столичных ТЦ достиг максимального за последние несколько лет значения – 5,6%. В дальнейшем эксперты прогнозируют рост этого показателя.
Инвестиции
В этих условиях затихает активность инвесторов. Так сорвалась сделка по продаже ТОК "Новинский пассаж", принадлежащего структурам ВЭБа. Компания "Экспоком" отказалась от покупки в связи с ухудшением ситуации на рынке коммерческой недвижимости и ростом стоимости заемного финансирования. Искать новых покупателей пока не планируется.
Хотя даже в условиях кризиса в I квартале было отмечено несколько крупных сделок. Ресторанная группа "Ginza Project" выкупила у ГУП "Мосимущество" Даниловский рынок, расположенный рядом с метро "Тульская", который планируется реконструировать для создания аналога мадридского "Mercado San Miguel", где блюда готовятся из продуктов, купленных там же. "ТПС Недвижимость" заявила о намерении приобрести участок площадью 2 га, на котором расположен ТЦ "Галерея Водолей" (GBA 16 тыс.кв.м), построенный в конце 90-х гг. Девелопер планирует снести здание и возвести на его месте современный торговый центр площадь до 100 тыс. кв. м.
Коммерческое управление
Участники рынка констатируют, что в настоящее время правила игры на рынке фактически устанавливает арендатор. Поэтому, ставки аренды не только перешли в рублевую зону, но и были снижены большинством управляющих компаний. К началу апреля в средний уровень аренды в торговых центрах Москвы без учета НДС и эксплуатационных расходов колеблется $80-650 за 1 кв. м/год – для якорных арендаторов, $400-2500 за 1 кв. м/год – для торговой галереи. Объекты, которые не могут похвастаться качественной концепцией, расположены на периферии, далеко от метро или вне дорог с активным траффиком, арендные ставки для торговой галереи "просели" и до $250 за 1 кв. м/год.
Те торговые центры, которые решили сохранить ставки в валюте, вынуждены были зафиксировать курс. На данный момент времени не существует общих тенденций на предоставление скидок на аренду помещений. Все условия индивидуальны к каждому арендатору. Существует внутриотраслевая заморозка курса доллара на значениях 40-45 рублей за 1 доллар США. Популярность приобретает схема оплаты аренды определенным процентом от выручки магазина.
Стоит отметить, что у якорных арендаторов больше возможности для получения скидок от девелоперов, которым не выгодно высвобождение больших площадей, чем арендаторам торговой галереи. В сравнении с 4 кварталом прошлого года ставка для якорей снизилась на 33 %, а для обычных арендаторов на 10 %.
В целом, отмечают аналитики NAI Becar, начало 2015 года прошло под знаком активного диалога между арендаторами и девелоперами, который не всегда проходил гладко. Несмотря на вынужденные уступки, девелоперы и управляющие, смотрят на перспективу и заключают договоры аренды на льготных условиях, но на более короткие сроки, чтобы при восстановлении рынка иметь возможность оперативно восстановить экономику своих проектов.
Выводы и прогноз развития
Невысокие объемы спроса, а также выезд арендаторов из торговых центров обеспечили в отчетном периоде увеличение уровня вакансии. Во II квартале 2015 года планируется ввести еще порядка 100 тыс. кв. м торговых площадей. Предпосылки для снижения уровня вакансии пока отсутствуют, возможно, она вырастет до 8-9%. В связи с открытием новых ТЦ с низкой начальной заполненностью арендаторами процент вакантных площадей по Москве в целом может вырасти.
Дальнейшая динамика арендных ставок во многом будет зависеть от положения национальной валюты. А делать прогнозы в этом направлении крайне сложно.
Что касается реализации проектов, то возможна заморозка ряда запланированных торговых центров или существенный сдвиг сдачи проектов, их перенос с 2016 года на 2017-2018 годы. В частности: ТРЦ "Небо" в Солнцево, ТРЦ на Ярославском шоссе (Essence Development).
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot