Виктор Евтухов: Мониторинг не выявил повышения цен на продукты питания.
18.08.2014 в 14:02 | INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и торговли) | Advis.ru
Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал в интервью "России 24" о ситуации на продовольственном рынке и мониторинге цен на продукты питания.
– Виктор Леонидович, здравствуйте. Минпромторг дал поручение в каждом регионе создать штаб по мониторингу цен. Какие задачи ставите перед этими организациями?
– Было принято решение в новых экономических и геополитических условиях создать в каждом субъекте России штаб во главе с руководителем региона. Штабы должны выполнять три задачи.
Во-первых, это координация между производителями, поставщиками продовольственных товаров и продавцами. Речь идет о ретейле во всем его разнообразии, от крупных торговых сетей федерального уровня до нестационарной торговли и колхозных рынков.
Вторая задача – это, безусловно, мониторинг уровня цен на продовольственные товары. Третья – обеспечение доступности всех продовольственных товаров для широких слоев населения.
– Где-то подобные штабы уже организованы?
– В принципе это не новая работа. У нас уже много лет на регулярной основе работает правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры на продовольственных рынках. Ее возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович.
Работа понятная. В связи с тем, что нашим государством были приняты определенные ответные меры по отношению к ряду, как уже знают телезрители, государств и по отношению к ряду продовольственных товаров, было принято решение сделать этот контроль более регулярным, ежедневным. При этом центр компетенции, центр мониторинга решили опустить на более низкий уровень.
Хотя штабы создаются на уровне субъектов России, они будут получать информацию со всех муниципалитетов, которые находятся на территории этих субъектов. Уже в половине субъектов такие штабы созданы, они начали мониторинг, они ежедневно присылают нам отчеты, которые мы отправляем в Правительство.
– Что вошло в перечень товарных позиций для мониторинга цен?
– Мы выбрали 40 товарных групп в продовольствии. Из них 27 – это товары, которые непосредственно попали в приложение к постановлению Правительства России. Остальные 13 – это своеобразные маркеры. Это социально значимые продовольственные товары. Цены на них постоянно мониторят, чтобы понять, как меняется конъюнктура цен и конъюнктура присутствия товаров на продовольственных рынках.
– Получается, что есть целый алгоритм работы. Могли бы Вы поподробнее о нем рассказать?
– Я уже говорил, что мы мониторим весь спектр нашей торговли, от федеральных розничных сетей до объектов нестационарной торговли и колхозных рынков и ярмарок. Собираем информацию, она предоставляется в оперативный штаб субъекта, субъект ее в надлежащей форме заполняет, проводит еженедельный анализ динамики цен.
То есть мы в министерстве получаем информацию ежедневно. Плюс мы также еженедельно получаем информацию по динамике.
Помимо информации от субъектов, мы получаем данные от розничной торговли, ретейлеров о том, что где-то повышаются цены. Мы также получаем данные от Минсельхоза, как ответственного за эту отрасль ведомства. Я считаю, что сейчас работа выстроена и, я думаю, она даст свои положительные результаты.
– Каких результатов мониторинга цен Вы ждете?
– Сейчас продовольственный рынок несколько сузился. Меня порадовало, что мы провели уже много встреч с союзами, объединяющими поставщиков и производителей продовольственных товаров, при этом поставщиков не только российского продовольствия, но и импортного. Были представители крупного ретейла. Никакой паники нет, и опасений никто не высказывает.
На сегодняшний день по результатам уже четырехдневного мониторинга мы не обнаружили никакого повышения цен. Есть колебания, при этом как в плюс, так и в минус. Эти колебания существуют всегда, они в пределах той волатильности, которая всегда существует на рынке.
Ситуация под контролем. И, безусловно, во время таких кардинальных решений, а это решение было достаточно серьезным для нашего руководства, всегда у отдельных хозяйственных субъектов есть соблазн воспользоваться ситуацией и изменить свою ценовую политику.
Вот для этого мы и организовали такое взаимодействие, чтобы всегда быть в курсе того, что происходит.
– Получается, что информация СМИ о повышении цен для торговых сетей поставщиками не подтвердилась?
– Информация в СМИ действительно проходила. Надо отдать должное нашему ретейлу. У нас часто ругают торговлю, всегда пытаются ее излишне зарегулировать, установить очень жесткие требования. Но сегодня ретейлеры явно на нашей стороне.
Они оперативно информируют не только нас, но и средства массовой информации, если поступают такие предложения от поставщиков. Нужно сказать, что все крупные поставщики от повышения цен открестились и тоже дали разъяснения в средствах массовой информации. Эта гласность позволяет нам эффективно бороться с такими искушениями.
В законе "О торговле" сказано, что если в каком-либо субъекте России на социально значимые товары в течение 30 дней цена поднялась выше чем на 30%, то правительство может установить фиксированный уровень цен в рознице на такой вид продовольствия.
Если понадобится (хотя я думаю, что вряд ли, и такая мера ни разу не применялась), то в каком-либо субъекте такое решение может быть принято. Срок введения такой меры – 90 дней. И есть административная и даже уголовная ответственность за то, что хозяйствующие субъекты вступают в сговор. В таком случае решение будет принимать Федеральная антимонопольная служба.
– Виктор Леонидович, здравствуйте. Минпромторг дал поручение в каждом регионе создать штаб по мониторингу цен. Какие задачи ставите перед этими организациями?
– Было принято решение в новых экономических и геополитических условиях создать в каждом субъекте России штаб во главе с руководителем региона. Штабы должны выполнять три задачи.
Во-первых, это координация между производителями, поставщиками продовольственных товаров и продавцами. Речь идет о ретейле во всем его разнообразии, от крупных торговых сетей федерального уровня до нестационарной торговли и колхозных рынков.
Вторая задача – это, безусловно, мониторинг уровня цен на продовольственные товары. Третья – обеспечение доступности всех продовольственных товаров для широких слоев населения.
– Где-то подобные штабы уже организованы?
– В принципе это не новая работа. У нас уже много лет на регулярной основе работает правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры на продовольственных рынках. Ее возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович.
Работа понятная. В связи с тем, что нашим государством были приняты определенные ответные меры по отношению к ряду, как уже знают телезрители, государств и по отношению к ряду продовольственных товаров, было принято решение сделать этот контроль более регулярным, ежедневным. При этом центр компетенции, центр мониторинга решили опустить на более низкий уровень.
Хотя штабы создаются на уровне субъектов России, они будут получать информацию со всех муниципалитетов, которые находятся на территории этих субъектов. Уже в половине субъектов такие штабы созданы, они начали мониторинг, они ежедневно присылают нам отчеты, которые мы отправляем в Правительство.
– Что вошло в перечень товарных позиций для мониторинга цен?
– Мы выбрали 40 товарных групп в продовольствии. Из них 27 – это товары, которые непосредственно попали в приложение к постановлению Правительства России. Остальные 13 – это своеобразные маркеры. Это социально значимые продовольственные товары. Цены на них постоянно мониторят, чтобы понять, как меняется конъюнктура цен и конъюнктура присутствия товаров на продовольственных рынках.
– Получается, что есть целый алгоритм работы. Могли бы Вы поподробнее о нем рассказать?
– Я уже говорил, что мы мониторим весь спектр нашей торговли, от федеральных розничных сетей до объектов нестационарной торговли и колхозных рынков и ярмарок. Собираем информацию, она предоставляется в оперативный штаб субъекта, субъект ее в надлежащей форме заполняет, проводит еженедельный анализ динамики цен.
То есть мы в министерстве получаем информацию ежедневно. Плюс мы также еженедельно получаем информацию по динамике.
Помимо информации от субъектов, мы получаем данные от розничной торговли, ретейлеров о том, что где-то повышаются цены. Мы также получаем данные от Минсельхоза, как ответственного за эту отрасль ведомства. Я считаю, что сейчас работа выстроена и, я думаю, она даст свои положительные результаты.
– Каких результатов мониторинга цен Вы ждете?
– Сейчас продовольственный рынок несколько сузился. Меня порадовало, что мы провели уже много встреч с союзами, объединяющими поставщиков и производителей продовольственных товаров, при этом поставщиков не только российского продовольствия, но и импортного. Были представители крупного ретейла. Никакой паники нет, и опасений никто не высказывает.
На сегодняшний день по результатам уже четырехдневного мониторинга мы не обнаружили никакого повышения цен. Есть колебания, при этом как в плюс, так и в минус. Эти колебания существуют всегда, они в пределах той волатильности, которая всегда существует на рынке.
Ситуация под контролем. И, безусловно, во время таких кардинальных решений, а это решение было достаточно серьезным для нашего руководства, всегда у отдельных хозяйственных субъектов есть соблазн воспользоваться ситуацией и изменить свою ценовую политику.
Вот для этого мы и организовали такое взаимодействие, чтобы всегда быть в курсе того, что происходит.
– Получается, что информация СМИ о повышении цен для торговых сетей поставщиками не подтвердилась?
– Информация в СМИ действительно проходила. Надо отдать должное нашему ретейлу. У нас часто ругают торговлю, всегда пытаются ее излишне зарегулировать, установить очень жесткие требования. Но сегодня ретейлеры явно на нашей стороне.
Они оперативно информируют не только нас, но и средства массовой информации, если поступают такие предложения от поставщиков. Нужно сказать, что все крупные поставщики от повышения цен открестились и тоже дали разъяснения в средствах массовой информации. Эта гласность позволяет нам эффективно бороться с такими искушениями.
В законе "О торговле" сказано, что если в каком-либо субъекте России на социально значимые товары в течение 30 дней цена поднялась выше чем на 30%, то правительство может установить фиксированный уровень цен в рознице на такой вид продовольствия.
Если понадобится (хотя я думаю, что вряд ли, и такая мера ни разу не применялась), то в каком-либо субъекте такое решение может быть принято. Срок введения такой меры – 90 дней. И есть административная и даже уголовная ответственность за то, что хозяйствующие субъекты вступают в сговор. В таком случае решение будет принимать Федеральная антимонопольная служба.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
