Группа "Кристалл-Лефортово" сократила свою розничную сеть в восемь раз. "РосБизнесКонсалтинг". 15 ноября 2018
15.11.2018 в 09:14 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Закрывшая в этом году большую часть своих предприятий алкогольная группа "Кристалл-Лефортово" сворачивает и розничную сеть. С начала 2017 года количество фирменных магазинов сократилось в восемь раз
Алкогольная группа "Кристалл-Лефортово" сворачивает свою розничную сеть алкомаркетов "Кристалл", которая еще в 2016 году входила в десятку крупнейших в России. Если на 1 января 2017 года сеть насчитывала 300 торговых точек, то на ноябрь 2018-го их было всего 38, следует из данных "INFOLine-Аналитики".
По итогам 2016 года в рейтинге алкомаркетов INFOLine FMCG Russia TOP сеть "Кристалл" занимала шестое место и по количеству торговых точек, и по размеру выручки (6 млрд руб.). По итогам 2017 года "Кристалл" в рейтинге занимал уже 14-е место по числу магазинов (162) и делил восьмое место с торговым домом "Экстрасиб" по размеру выручки (4 млрд руб.). Сейчас сеть, по версии "INFOLine-Аналитики", не входит даже в двадцатку лидеров.
Раздел с информацией о фирменных магазинах в начале осени 2018-го также исчез с сайта "Кристалл-Лефортово". Представитель группы отказался назвать причины закрытия торговых точек и планы компании в розничном сегменте.
Что могло привести к закрытию магазинов — разбирался РБК.
Проблемы головной компании
Проблемы алкогольной группы "Кристалл-Лефортово" начались после того, как ее партнер по дистрибуции, "Статус-групп", подал заявление о своем банкротстве в декабре прошлого года. Ранее в том же году компании объявили об объединении продаж и заняли лидирующую позицию на российском водочном рынке, их совокупная доля оценивалась в 17%. Источник "Коммерсанта" объяснял, что "Кристалл-Лефортово" поручалась перед кредиторами и поставщиками "Статус-групп", которые стали требовать с нее долги партнера. В декабре 2017 года группа "Кристалл-Лефортово" остановила завод в Курской области, а в марте 2018-го — еще два предприятия, в Саранске и Самаре. Представитель компании отмечал, что речь не идет о банкротстве "Кристалл?-Лефортово" и что компания продолжит производить продукцию на собственном Иткульском спиртзаводе в Алтайском крае и по контракту на чужих предприятиях.
Четвертый производитель водки в России
Группа "Кристалл-Лефортово" существует с 1999 года и, по информации "РБК Исследования рынков", по итогам 2017 года была четвертым по величине производителем водки в России (3,86 млн дал). Основным владельцем группы считается Павел Сметана.
"Кристалл-Лефортово" производит собственные водочные бренды "Эталон", "Праздничная", "Старая Москва", "Зимняя дорога" и др. "Статус-групп" в рамках партнерства подписала с "Кристалл-Лефортово" договор сублицензии на свои марки "Добрый медведь", "Путинка Вездеход", "Высота" и др.
Уже в июле этого года банк ВТБ подал заявление о банкротстве ООО "Группа компаний "Кристалл-Лефортово" и ООО "Производственная компания "Кристалл-Лефортово" (управляет заводом в Курской области). В тот же день госбанк подал заявления о банкротстве и компаний бенефициара "Кристалл-Лефортово" Павла Сметаны — ООО "Регионбизнесконтакт", ООО "Амурская эстейт", ООО "БВ инвест" и ООО "ДП холдинг".
В начале октября Арбитражный суд Москвы постановил ввести в отношении ООО "Группа компаний "Кристалл-Лефортово" процедуру наблюдения (его задолженность перед ВТБ составляет 1,2 млрд руб.). Процедура наблюдения была введена и в отношении ООО "Производственная компания "Кристалл-Лефортово" и компаний Павла Сметаны.
Исчезнет ли сеть алкомаркетов "Кристалл" совсем
Фирменная розница — это всегда побочный бизнес для производителя, магазины "Кристалл-Лефортово" выполняли функции поддержки основного бизнеса, указывает гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. В текущей ситуации сворачивание розничной сети говорит о том, что группа решила "вытащить" оборотный капитал и направить средства либо в основной бизнес, либо бенефициару, рассуждает эксперт.
Еще в прошлом году сеть активно открывала новые магазины в Казани, Улан-Удэ, Чите, Самаре, Смоленске, Саратове, а сегодня ее присутствие ограничивается Московским регионом, отмечает источник РБК на алкогольном рынке. По его словам, на сети отразился кризис сбытового звена предприятия. Развивать такой формат розницы можно или с очень серьезной финансовой поддержкой, или с лидирующей сбытовой структурой — ни того ни другого теперь нет, поэтому ждать возрождения сети вряд ли стоит, резюмирует собеседник РБК, добавляя, что площадь магазинов "Кристалл-Лефортово" небольшая и не подходит по формату лидерам рынка.
На рынке алкомаркетов сделки происходят очень редко и в основном представляют собой переуступку прав аренды, напоминает Бурмистров. Самой крупной сделкой в этом сегменте за последние годы стала покупка в 2016 году сетью "Бристоль" 274 алкомаркетов группы "Растяпино" из Нижнего Новгорода. Последними закрываются точки в помещениях, которыми компания владеет, потому что от них сложнее избавиться, отмечает эксперт. По его словам, вряд ли "Кристалл-Лефортово" удастся продать оставшиеся магазины крупнейшим сетям алкомаркетов — сегодня ретейлеры предпочитают развиваться на арендованных площадях. Разумнее всего было бы привлечь одного из лидеров рынка — "Красное и Белое" или "Бристоль" — как общего арендатора на собственные объекты, считает Бурмистров.
Перспективы специализированной алкогольной розницы
Оборот розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в 2017 году в номинальном выражении вырос, по оценкам "РБК Исследования рынков", на 1,2%, до 2 трлн руб. В реальном выражении из-за падения доходов населения, повышения акцизов, введения минимальной стоимости отдельных видов алкогольной продукции и других факторов обороты падают начиная с 2014 года.
В 2017 году доля сетевых алкомаркетов в структуре продаж алкоголя достигла 12,5%, а суммарная выручка от продажи алкогольных напитков десятью крупнейшими сетями в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 44%, до 258 млрд руб. Ключевая тенденция рынка — укрупнение федеральных игроков за счет роста таких сетей, как "Красное и Белое", "Бристоль" и в меньшей степени "Ароматного мира", констатируют аналитики "РБК Исследования рынков". По их мнению, масштабная экспансия первых двух сетей приведет к дальнейшей консолидации рынка. Ее степень по итогам 2018 года будет на уровне 16,1%, а в 2019 году может составить уже 20,2%. При этом рост выручки, напротив, замедлится, говорится в исследовании.
Алкогольная группа "Кристалл-Лефортово" сворачивает свою розничную сеть алкомаркетов "Кристалл", которая еще в 2016 году входила в десятку крупнейших в России. Если на 1 января 2017 года сеть насчитывала 300 торговых точек, то на ноябрь 2018-го их было всего 38, следует из данных "INFOLine-Аналитики".
По итогам 2016 года в рейтинге алкомаркетов INFOLine FMCG Russia TOP сеть "Кристалл" занимала шестое место и по количеству торговых точек, и по размеру выручки (6 млрд руб.). По итогам 2017 года "Кристалл" в рейтинге занимал уже 14-е место по числу магазинов (162) и делил восьмое место с торговым домом "Экстрасиб" по размеру выручки (4 млрд руб.). Сейчас сеть, по версии "INFOLine-Аналитики", не входит даже в двадцатку лидеров.
Раздел с информацией о фирменных магазинах в начале осени 2018-го также исчез с сайта "Кристалл-Лефортово". Представитель группы отказался назвать причины закрытия торговых точек и планы компании в розничном сегменте.
Что могло привести к закрытию магазинов — разбирался РБК.
Проблемы головной компании
Проблемы алкогольной группы "Кристалл-Лефортово" начались после того, как ее партнер по дистрибуции, "Статус-групп", подал заявление о своем банкротстве в декабре прошлого года. Ранее в том же году компании объявили об объединении продаж и заняли лидирующую позицию на российском водочном рынке, их совокупная доля оценивалась в 17%. Источник "Коммерсанта" объяснял, что "Кристалл-Лефортово" поручалась перед кредиторами и поставщиками "Статус-групп", которые стали требовать с нее долги партнера. В декабре 2017 года группа "Кристалл-Лефортово" остановила завод в Курской области, а в марте 2018-го — еще два предприятия, в Саранске и Самаре. Представитель компании отмечал, что речь не идет о банкротстве "Кристалл?-Лефортово" и что компания продолжит производить продукцию на собственном Иткульском спиртзаводе в Алтайском крае и по контракту на чужих предприятиях.
Четвертый производитель водки в России
Группа "Кристалл-Лефортово" существует с 1999 года и, по информации "РБК Исследования рынков", по итогам 2017 года была четвертым по величине производителем водки в России (3,86 млн дал). Основным владельцем группы считается Павел Сметана.
"Кристалл-Лефортово" производит собственные водочные бренды "Эталон", "Праздничная", "Старая Москва", "Зимняя дорога" и др. "Статус-групп" в рамках партнерства подписала с "Кристалл-Лефортово" договор сублицензии на свои марки "Добрый медведь", "Путинка Вездеход", "Высота" и др.
Уже в июле этого года банк ВТБ подал заявление о банкротстве ООО "Группа компаний "Кристалл-Лефортово" и ООО "Производственная компания "Кристалл-Лефортово" (управляет заводом в Курской области). В тот же день госбанк подал заявления о банкротстве и компаний бенефициара "Кристалл-Лефортово" Павла Сметаны — ООО "Регионбизнесконтакт", ООО "Амурская эстейт", ООО "БВ инвест" и ООО "ДП холдинг".
В начале октября Арбитражный суд Москвы постановил ввести в отношении ООО "Группа компаний "Кристалл-Лефортово" процедуру наблюдения (его задолженность перед ВТБ составляет 1,2 млрд руб.). Процедура наблюдения была введена и в отношении ООО "Производственная компания "Кристалл-Лефортово" и компаний Павла Сметаны.
Исчезнет ли сеть алкомаркетов "Кристалл" совсем
Фирменная розница — это всегда побочный бизнес для производителя, магазины "Кристалл-Лефортово" выполняли функции поддержки основного бизнеса, указывает гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. В текущей ситуации сворачивание розничной сети говорит о том, что группа решила "вытащить" оборотный капитал и направить средства либо в основной бизнес, либо бенефициару, рассуждает эксперт.
Еще в прошлом году сеть активно открывала новые магазины в Казани, Улан-Удэ, Чите, Самаре, Смоленске, Саратове, а сегодня ее присутствие ограничивается Московским регионом, отмечает источник РБК на алкогольном рынке. По его словам, на сети отразился кризис сбытового звена предприятия. Развивать такой формат розницы можно или с очень серьезной финансовой поддержкой, или с лидирующей сбытовой структурой — ни того ни другого теперь нет, поэтому ждать возрождения сети вряд ли стоит, резюмирует собеседник РБК, добавляя, что площадь магазинов "Кристалл-Лефортово" небольшая и не подходит по формату лидерам рынка.
На рынке алкомаркетов сделки происходят очень редко и в основном представляют собой переуступку прав аренды, напоминает Бурмистров. Самой крупной сделкой в этом сегменте за последние годы стала покупка в 2016 году сетью "Бристоль" 274 алкомаркетов группы "Растяпино" из Нижнего Новгорода. Последними закрываются точки в помещениях, которыми компания владеет, потому что от них сложнее избавиться, отмечает эксперт. По его словам, вряд ли "Кристалл-Лефортово" удастся продать оставшиеся магазины крупнейшим сетям алкомаркетов — сегодня ретейлеры предпочитают развиваться на арендованных площадях. Разумнее всего было бы привлечь одного из лидеров рынка — "Красное и Белое" или "Бристоль" — как общего арендатора на собственные объекты, считает Бурмистров.
Перспективы специализированной алкогольной розницы
Оборот розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в 2017 году в номинальном выражении вырос, по оценкам "РБК Исследования рынков", на 1,2%, до 2 трлн руб. В реальном выражении из-за падения доходов населения, повышения акцизов, введения минимальной стоимости отдельных видов алкогольной продукции и других факторов обороты падают начиная с 2014 года.
В 2017 году доля сетевых алкомаркетов в структуре продаж алкоголя достигла 12,5%, а суммарная выручка от продажи алкогольных напитков десятью крупнейшими сетями в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 44%, до 258 млрд руб. Ключевая тенденция рынка — укрупнение федеральных игроков за счет роста таких сетей, как "Красное и Белое", "Бристоль" и в меньшей степени "Ароматного мира", констатируют аналитики "РБК Исследования рынков". По их мнению, масштабная экспансия первых двух сетей приведет к дальнейшей консолидации рынка. Ее степень по итогам 2018 года будет на уровне 16,1%, а в 2019 году может составить уже 20,2%. При этом рост выручки, напротив, замедлится, говорится в исследовании.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
