Ольга Хасанова: Как за 10 лет в Москве изменились дома для среднего класса. "РБК-Недвижимость". 30 апреля 2019
Давайте вспомним, как именно происходила трансформация и что представляют из себя новостройки бизнес-сегмента сегодня.
По состоянию на конец 2009 года в столице велись продажи в 200 новостройках. На сегодняшний день этот показатель составляет более 360 адресов. Таким образом, за рассматриваемый период число проектов почти удвоилось. При этом десятилетие назад более сотни объектов — то есть больше половины — позиционировалось в сегменте бизнес-класса. А сейчас на долю этой категории приходится только треть от общего количества. И одна из основных причин сдачи бизнес-классом своих позиций заключается в том, что значительное количество новостроек, которые десять лет назад относились бы к категории бизнес, сегодня продаются под вывесками комфорт или премиум.
Формирование комфорт-класса произошло в 2012–2013 годах. И ключевую роль в этом сыграл именно бизнес. Девелоперы экономкласса в борьбе за покупателя начали все чаще заимствовать "фишки" из более высоких классов. Благодаря этому в низшей ценовой категории стали появляться подземные паркинги, свободная планировка квартир, архитектура от лучших российских (и даже зарубежных) бюро, входные группы с дизайнерской отделкой, панорамное остекление, закрытая внутренняя территория с ландшафтным дизайном, концептуальные детские площадки и многое другое. По ряду критериев такие новостройки не могли претендовать на попадание в сегмент бизнес-класса, им был присвоен новый статус — комфорт. Одним из первых девелоперов, ставших позиционировать свои проекты в комфорт-классе, была компания "Пионер". В тот период застройщик вел реализацию жилых комплексов "LIFE-Лазаревское" и "LIFE-Волжская", в которых применялись многие из перечисленных атрибутов бизнес-класса.
Премиум-класс обособился от сегмента бизнес (и частично от элитного) несколько позже. Причем здесь даже можно назвать более-менее точную дату рождения — категория премиум была выделена в отдельный класс в 2016 году. А одними из главных инициаторов выступили аналитики компании "Метриум", которые предложили рынку новую сегментацию и с января 2017 года начали публиковать ежеквартальные отчеты по премиум-классу. Из категории бизнес в более высокий класс продвижение получили такие новостройки, как RedSide, "Английский квартал", "I’M на Садовом", "Дом Серебряный Бор", "Дыхание", EgoDom, "Квартал Триумфальный", "Алые Паруса". Из элитки, в свою очередь, в премиум отправились "Реномэ", "Суббота", Barkli Residence и другие.
Что же осталось от эталонного бизнес-класса после того, как из этого сегмента вышли комфорт и премиум? Во-первых, сама категория сильно сократила свое представительство на первичном рынке недвижимости Москвы. И сегодня первое место как по количеству реализуемых проектов, так и по объему сделок занимает комфорт-класс (с учетом Новой Москвы).
Во-вторых, бизнес-класс стал своеобразным законодателем моды в сфере комплексного освоения территорий. Сегодня все самые крупные проекты внутри МКАД относятся именно к этой ценовой категории: "Зиларт", "Сердце Столицы", "Символ". В остальных сегментах проекты комплексного освоения территорий тоже популярны, однако в классах комфорт и премиум масштаб несколько меньше.
Третий тренд, который можно сегодня проследить в "настоящем" бизнес-классе, — выбор уникальных локаций с выдающимися природными характеристиками. Это могут быть проекты на первой линии Москвы-реки с собственными набережными ("Западный порт", "Сердце Столицы", Central Park и др.) или объекты у более компактных водоемов и рек, но в окружении леса. Яркий пример — победитель премии Urban Awards 2018 в номинации "Лучший строящийся жилой комплекс бизнес-класса" проект "LIFE-Кутузовский", расположенный на берегу реки на границе природного заказника "Долина реки Сетунь".
Если же говорить о будущем бизнес-класса (да и остальных сегментов тоже), то в перспективе границы между категориями станут все сильнее размываться. Этому будет способствовать возрастающая конкуренция — для привлечения покупателей уже недостаточно просто повесить ярлык, нужно доказать принадлежность к выбранному классу наличием всех присущих ему атрибутов. Но в ситуации, когда качественные показатели новых жилых комплексов постоянно повышаются, а характеристики проектов в разных сегментах все чаще совпадают, неизменным мерилом остается локация. Учитывая стремительные темпы развития города и постепенное выравнивание уровня комфорта проживания в столичных районах, возможно, когда-нибудь мы придем к тому, что новостройкам будет присваиваться класс строго по географическому признаку: элитный сегмент в пределах Бульварного кольца, премиум-класс — внутри Садового, категория бизнес — между Садовым и Третьим транспортным кольцом, от ТТК до МКАД — комфорт-класс, а за МКАД — эконом.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot