Встреча Президента России Владимира Путина с активом Общероссийского народного фронта (часть 4).
Энергетика и ЖКХ » Электроэнергетика
Энергетика и ЖКХ » Энергосбережение
Лесная и мебельная промышленность » Лесная промышленность
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Дальневосточный ФО
Тема действительно не новая, уже типовое проектирование мы обсуждали на площадке фронта. Действительно, когда государство строит детский садик, школу, больницу, логично и разумно предположить, что каждый новый объект не будет проектироваться с нуля, а будет использоваться то, что уже сделано, то, что уже оплачено. Оплачены будут только услуги "привязки к местности", как говорят строители, то есть к соответствующей инфраструктуре.
На "Форуме действий" мы приводили пример Ивантеевки и Железнодорожного – два района Московской области. В Железнодорожном спроектировали детский садик за 1 миллион 700 тысяч, а в соседней Ивантеевке точно такой же – за 8 миллионов по непонятным причинам. Вы тогда как раз обратили внимание на этот пример и даже приводили его на заседании коллегии Счётной палаты в этом году, в январе. Благодаря Вам, благодаря поручению эта работа сдвинулась с мёртвой точки. Но как, к сожалению, часто бывает, она встала на середине. Постараюсь сейчас объяснить, что произошло.
С одной стороны, Минстрой создал реестр типовых объектов. Следует отдать должное, реестр работает, наполняется, может быть, по каким-то критериям быстрее, по каким-то объектам медленнее, школ там меньше, иногда не хватает, но это рабочие моменты.
На федеральном уровне Правительством сделаны все шаги, чтобы использование типовых проектов стало обязательным, когда тратятся федеральные деньги. Это в новых программах, в старых – уже прямо заложено, зашито в программы. Программа школ, строительство которой стартует в 2016 году, там прямо указано: типовые объекты.
Как только мы переходим на уровень регионального бюджета, муниципального бюджета, госкорпорации и госкомпании тоже строят социальные объекты, – всё, там никакого правового поля, никаких требований, дикая история совершенно: делай что хочешь, покупай что хочешь. Они делают и покупают что хотят, а мы получаем сигналы от активистов о том, что здесь ценник завышен, здесь непонятно какая схема использована.
Мы провели мониторинг. По детским садам взяли 2014–2015 годы и ряд регионов, посмотрели проектирование детских садов. В нашу выборку попали проекты примерно на 1 миллиард рублей. Так вот из этого миллиарда 500 миллионов – половина – это закупки нетиповых проектов. А это значит в свою очередь, что из этой половины, из этих 500 миллионов, 300–350 миллионов просто потрачены, выкинуты на ветер.
Приведу конкретные примеры, чтобы не быть голословным. Ногинск – четыре детских садика, типовой проект, 140 мест в каждом садике, 26 миллионов тратится. Типовой проект, как я уже сказал, не применяется, не применяется проект повторного применения. То есть просто четыре раза одно и то же купили, а могли сэкономить 12 миллионов.
Минстрой Камчатского края, региональная программа развития образования. Тоже два детских садика покупается. Первый проект детского садика покупается за 12,5 миллиона рублей, второй проект покупается за 18 миллионов рублей. Садики опять-таки одинаковые, 150 мест каждый, заказчик один, регион один. Вот уже 5,5 миллиона разница, и она необъяснима с точки зрения здравого смысла. Если бы использовались типовые проекты и там, и там, то мы бы получили экономию в 17 миллионов. За 17 миллионов, если взять опыт Железнодорожного, можно 10 садиков спроектировать.
Чтобы садиками не ограничиваться, ещё совсем свежий пример по школам. Краснодар, местный бюджет, проектирует школу за 8,7 миллиона рублей. В это же самое время в Карелии, посёлок Ледмозеро, в котором, очевидно, нет таких денег, как в бюджете Краснодарского края, он эту же школу, один в один, – 300 учащихся, 6 тысяч квадратных метров, идентичные требования – находит в типовой библиотеке Минстроя, привязывает к местности, и проектирует за 2 миллиона рублей. Это притом что в Карелии и грунты посложнее, всё это понятно. Четырёхкратная разница.
Резюмирую. Вопрос встал на половине пути, его нужно довести до конца, как любое дело, как Вы сказали. Мы понимаем, что существует определённая процедурная история, связанная с тем, что региональный бюджет, муниципальный бюджет нельзя сразу приравнять к федеральному. Нужно определённую правовую работу провести, но эта работа возможна, на наш взгляд, и она должна быть сделана.
Поэтому мы предлагаем обязать заказчиков всех уровней, когда строятся социальные объекты, применять типовые проекты, если это осуществляется за средства регионального бюджета, муниципального, тем более госкомпаний и госкорпораций.
В августе этого года мы направили письмо в Правительство Российской Федерации с этим предложением. Ответа мы не получили. Поэтому, учитывая важность этой проблемы, в очередной раз просим Вас помочь нам и дать соответствующее поручение.
Спасибо.
В.Путин: Действительно, экономия могла бы быть колоссальной, если использовать типовые проекты. Отговорки здесь простые, и наверняка вы с ними знакомы: "не каждый типовой проект можно применить к конкретной местности". Вот об этом речь. Но в таком случае, как правило, речь должна идти о местностях, далеко друг от друга расположенных и находящихся в разных климатических зонах, и в соответствии с этим там могут быть свои требования. Одно дело, построить на Крайнем Севере, а другое дело, в Краснодарском крае.
Но тот пример, который Вы привели, там как раз всё наоборот. Можно было предположить, что в Карелии будет в несколько раз дороже, чем в Краснодарском крае.
Поэтому здесь есть явная, конечно, заинтересованность и лазейка в нерациональном использовании денег, лазейка для коррупционной составляющей. Будем вместе с вами дальше – и у меня есть основания полагать, что мы это додавим, – продвигать с этой полдороги, до которой мы дошли, до конца и обязательно это сделаем. У Вас это предложение сформулировано?
А.Даутов: Да, конечно.
В.Путин: Когда Вы в Правительство направляли эти предложения?
А.Даутов: В августе этого года, 5 августа, если не ошибаюсь.
В.Путин: И тишина?
А.Даутов: Пока да.
В.Путин: Понятно. А куда конкретно в Правительство направляли?
А.Бречалов: На имя Дмитрия Анатольевича Медведева.
В.Путин: Хорошо. Я с ним поговорю сегодня.
А.Даутов: Спасибо.
А.Бречалов: Владимир Владимирович, следующий вопрос – единая информационная система. 1 января 2016 года новый ресурс должен заработать. Безусловно, это "мозги", основа всей контрактной системы. Безусловно, наши эксперты, которые работают в этом направлении, обеспокоены, будет ли она работать вообще, и обеспокоены теми средствами, которые на апгрейд, как говорят айтишники, были потрачены.
Я бы хотел предоставить слово по данной теме нашему активисту из Кемеровской области Максиму Учватову.
М.Учватов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Максим Учватов, я член регионального штаба Народного фронта Кемеровской области и руководитель социального проекта "Открытый город". Знаете песню "Человек из Кемерова"? Вот это я приехал, наконец-то добрался до Москвы.
Хотелось бы поднять действительно такую острую тему, связанную с механизмом государственных закупок. У нас есть сайт zakupki.gov.ru. Мы здесь все активисты проекта "За честные закупки", то есть это наш основной инструмент, мы им пользуемся ежедневно. Этот инструмент на текущий момент работает со значительными сбоями. То что-то там подвисает, то что-то тормозит. Бывает вообще дня по три-четыре не работает, табличка такая "Приходите через три дня".
В.Путин: Есть другие таблички: "Приходи за деньгами вчера". Это вообще уникальная вещь. У вас ещё до этого не додумались, но к этому можно прийти, если не контролировать то, что происходит.
Пожалуйста.
М.Учватов: Нам сложно представить, что, например, приходит рабочий на завод, а там висит табличка: "Нет электричества, приходите завтра". Хотя за полтора года, за 2013-й и половину 2014 года, на поддержку этой системы, на её эксплуатацию был потрачен 1 миллиард рублей. Мы считаем, что это достаточно серьёзная сумма. И на смену этой системе должен прийти новый портал, эта единая информационная система, с 1 января 2016 года. Уже один раз откладывали её запуск. Стоимость этой системы 200 миллионов рублей.
Мы неоднократно писали в Министерство экономического развития: что, когда, в каком виде? У нас даже есть ответ, летом нам отвечал Минэконом, вот здесь написано: "Формирование таких систем занимает длительные исторические периоды. Так, в США первый федеральный закон о госзакупках был принят в 1792 году. Начало формирования контрактной системы в США было положено в начале XX века". Мы, конечно, не то чтобы поражены, но это просто "жесть" какая-то.
На текущий момент происходит что? Мы уже в сентябре, отчаявшись, написали письмо в Правительство. И в ноябре нашим экспертам наконец-то решили показать эту новую единую информационную систему. Когда её показали нашим экспертам, оказалось, что решили нам её показать на бумаге, в виде картинок. Представьте, Вы просите: "Покажите новый разработанный в России корабль". Вам говорят: "Вот, Владимир Владимирович, фотографии смотрите". Отличный подход.
В текущей системе, несмотря на то что она уже модернизируется, там есть много недочётов. То есть, по сути, когда мы работаем с системой, можно сказать, считаем на счетах. Тут цифра не отображается, там аналитики нет, предупреждения "серых" схем, про которые коллеги говорили. Давно можно всё автоматизировать, но ничего не происходит, ничего пока не работает.
Естественно, мы обеспокоены. Сейчас начали происходить некие изменения с этой системой, но, по нашему мнению, по мнению наших экспертов, это просто смена таблички на заборе. Забор остался, табличка поменялась, сейчас будут "Закупки 2.0", например.
Нашу обеспокоенность вызывает то, что ни нас, общественников, ни экспертное сообщество не привлекли к этой работе, хотя мы неоднократно писали, предлагали свою помощь, говорили: ребята, вот смотрите, мы уже всё давно вычислили, давайте мы вам поможем. На самом деле ничего не произошло.
Здесь ещё есть определённый нюанс: методологию разрабатывало Минэкономразвития, реализацию производит Федеральное казначейство. Когда мы начинаем задавать вопросы, иногда складывается такая ситуация, что одни направляют к другим, другие направляют обратно, и конкретного ответственного нет. Поэтому мы предлагаем две инициативы.
Первое. Всё-таки назначить ответственным Минэкономразвития.
Второе. Создать определённую экспертную группу, включить туда наших экспертов из Общероссийского народного фронта для того, чтобы эту систему протестировать, продумать. И Министерство попросить, если они готовы принять решение: с нового года, да, мы вводим, мы гарантируем, система заработает – вопросов нет. Либо перенести этот срок – мы предполагаем, что система не совсем готова, – на 2017 год. И в течение последующего года уже провести совместную работу и запустить полноценную, нормальную, достаточно мощную систему.
Спасибо.
В.Путин: Я думаю, что это реализуемые предложения.
Я с Улюкаевым переговорю сегодня, с Министром экономического развития. Он человек достаточно здравый и специалист хороший на самом деле. Это, конечно, отдельная тема – такие информационные системы. Отчасти они правы, конечно, что такие системы – это долгосрочная задача, её нужно применить к нашим условиям и к нашим возможностям, это правда. Но это совсем не говорит о том, что нужно сидеть и ждать, пока исторические условия созреют. Надо работать над этим, двигаться вперёд как можно энергичнее. Действительно, если вы чувствуете, что есть рассогласованность на бюрократическом уровне, то это нужно свести в один орган, который бы занимался этим вопросом. Наверное, Минэкономразвития – это та инстанция, которая и должна заниматься подобными вещами.
Что касается создания единой рабочей группы, то тоже правильно. Если у вас есть хорошие идеи, нельзя месяцами заниматься отписками. Я с Алексеем Валентиновичем переговорю. Уверен, что мы это сделаем и достаточно быстро. Во всяком случае, рабочую группу создадим быстро. Посмотрим, как у вас вместе получится. Хочу пожелать Вам успехов.
Очень важное направление работы. Потому что если мы хотим, чтобы у нас государственная машина функционировала быстро, эффективно, прозрачно, то, конечно, без создания подобных систем не обойтись. Она нам крайне нужна, правда.
Спасибо большое.
А.Бречалов: Владимир Владимирович, важнейший вопрос. Общероссийский народный фронт в этом году вплотную занялся темой экологии и защиты леса. Был создан соответствующий центр мониторинга. Этот год, к сожалению, был богат на тяжёлые события для региона вокруг Байкала и для леса.
У нас есть по этой теме соответствующее выступление и предложение. Нашему активисту, Любови Аликиной, я хотел бы предоставить слово.
Л.Аликина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Любовь Аликина, город Иркутск, активист общественного мониторинга экологии и защиты леса Общероссийского народного фронта.
Как иркутянка, большой патриот нашей родины и своей малой родины – Иркутской области, я хотела бы поговорить сегодня о Байкале, о его сохранении для России и будущих поколений. К сожалению, сегодня Байкал очень болен. Если сегодня не принять срочных мер, Байкал превратится в болото. Ему нужна помощь. В 2011 году учёные нашего Лимнологического института на Байкале забили тревогу о том, что в береговой полосе Байкала начала появляться нитчатая сине-зелёная водоросль спирогира.
В.Путин: Я знаю.
Л.Аликина: Это большая наша сегодняшняя боль и проблема.
Министерством природы была разработана и в 2012 году принята федеральная целевая программа по охране озера Байкал на 2012–2020 годы. 57 миллиардов заложено на реализацию данной программы. Казалось бы, вот она, помощь Байкалу, пришла, нужно радоваться, Байкал спасён. Но на 2015 год программа не эффективна, она не работает. Почему? Те деньги, миллиарды, которые заложены в данную программу, почему-то направлены в первую очередь на мероприятия, которые не улучшают экосистему озера Байкал. Они направлены, например, на укрепление берегов Иркутского водохранилища за 460 миллионов рублей. Да, необходимо проводить эти работы, и берега Иркутского водохранилища нужно укреплять. Но кем? Энергетиками, "РусГидро", теми, кто должны за это отвечать, это их сфера ответственности, и совершенно из других источников.
Строительство производится в первую очередь сейчас административно-музейного комплекса национального парка "Тункинский" за 37 миллионов. Почему именно сегодня и в первую очередь они?
В.Путин: Из этих денег?
Л.Аликина: Из федеральных средств. Да, почему-то это первоочередные задачи, а не те, например, которые направлены на ликвидацию свалок.
В.Путин: Там дело не только в свалках, которые Вы показываете, там дело в сельхоздеятельности, особенно на другом берегу от вас.
Л.Аликина: Да.
Например, по поводу мероприятий, которые должны были проходить в рамках этой программы. В 2013–2015 годах заложено 500 миллионов. Но на сегодняшний момент ни одного мусорного полигона, ни мусороперерабатывающего комбината нет. А вообще до 2020 года заложено 7 миллиардов рублей. Когда они будут делать?
Сегодня это всё убирается силами волонтёров. Так, с 5 по 9 июня уже четыре года подряд на острове Ольхон местным жителем Надеждой Николаевой проводится праздник чистоты. Туда съезжаются волонтёры, в том числе из-за границы, из разных регионов, и люди убирают за летний период до 170 тонн мусора.
Наверное, они надеются на то, что очистят волонтёры Байкал от мусора. Да, это большая экологическая проблема сегодня озера.
Очистные сооружения, которые находятся в береговой полосе вокруг Байкала, они сегодня неработоспособны и даже вредны в том состоянии, в котором они сегодня находятся. Потому что именно через них проходят неочищенные стоки непосредственно напрямую, попадая в воды Байкала и рек. Это тоже нужно очень срочно решать.
Пожары 2015 года – более 1,5 миллиона гектаров байкальского леса, в том числе и национального природного парка, и заповедника Иркутской области, и Бурятия у нас горела, а сейчас горят и торфяные пожары. У нас пожары очень больше, из-под снега идёт дым.
Уничтожаются леса. Сегодня в экосистему Байкала входят не только озера, реки, но и лес. Леса сегодня на территории Иркутской области 89 процентов, и почему-то все считают, что леса много и можно его уничтожать нещадно. Уничтожается ежедневно, в том числе уничтожается "чёрными" лесорубами, – это большая проблема нашего региона.
В том числе уничтожается посредством санитарных вырубок, когда вместо горелого, больного леса уничтожается, вырубается "деловой" лес. В том числе и через "серые" схемы переводятся лесные массивы федерального значения в земли сельхозназначения. Таким образом, у нас картах появляются белые пятна, а фактически это лес. И леса становится всё меньше около населённых пунктов, в том числе и города Иркутска.
Сегодня большая проблема возникла с сибирским кедром. Несвоевременные мероприятия, неумение, а может быть, и нежелание. А может быть, не успели, не определили, от чего стал погибать кедр. Сегодня золотой пояс России от Тункинской долины – это Бурятия, через Иркутскую область до Красноярского края сибирский кедр погиб – 85 процентов.
Наша рабочая группа выезжала на территории, где погибли эти деревья. Чёрные деревья, с опущенными ветками, без иголок стоят на протяжении многих километров. И сегодня нужно очень срочно вырубить этот погибший лес и провести лесовосстановление. В первую очередь, конечно, установить, отчего он погиб, а затем провести лесовосстановление.
Общероссийский народный фронт направлял в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации письма. В том числе говорили и о том, что просим предоставить государственный доклад о состоянии озера Байкал и мерах на его охрану за 2014 год, которые выполнены в рамках реализации федеральной целевой программы охраны озера Байкал. То есть те 57 миллиардов, которые сегодня есть, но они почему-то не реализуются.
Горит лес. Вырубается лес. Высыхают реки. Уровень Байкала падает. Экология у нас ухудшается. Это очень сильно видно. Кстати, Николай Дроздов об этом сейчас говорил. И мы сегодня просим, хотелось бы Вас попросить, я Вас прошу, Владимир Владимирович, зная Ваше серьёзное отношение к экологии, объявить следующий год, а возможно, и последующие, Годом леса в России.
А на следующий год, в 2016-м, провести ещё один Общероссийским народным форум по экологии и защите леса непосредственно с Вашим участием. Если это будет на Байкале, будет здорово.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо и Вам за то, что Вы занимаетесь таким очень нужным делом.
Сначала несколько слов о Байкале. Уборка мусора и создание производств по его утилизации – чрезвычайно важная вещь. Согласен полностью, и нужно этому уделить нужное внимание. Но всё-таки основная проблема – это сельхозработы, химия при производстве сельхозработ. И прежде всего на той стороне Байкала, в Бурятии. Здесь нужен целый комплекс мероприятий, связанных с применением соответствующих удобрений при проведении сельхозработ. И, как мы понимаем, это очень масштабная задача.
Что касается понижения уровня воды, то это связано с природными явлениями прежде всего. Что касается первоочерёдности принятия решений, вот здесь Вы абсолютно правы. И коллеги наши, которые занимаются этими вопросами и в распоряжении которых находятся деньги, выделяемые из федерального бюджета, должны определиться с приоритетами. Нужно, конечно, не второстепенные задачи решать, а первостепенные. Даже если на первый взгляд там недостаточно ресурсов для решения всех вопросов одним ударом, что называется. Всё равно нужно разработать план-график и работать системно над решением главных проблем. Обязательно об этом поговорим.
Теперь что касается леса. Я не могу с Вами не согласиться, я часто передвигаюсь по стране, как правило, на самолёте либо на вертолёте, я же вижу, что происходит. Вы правы, там целые участки уничтожены, а лесовосстановления не видно. Поэтому я Вас прошу: а) продолжать эту работу; б) давайте разработаем систему предложений, что нужно изменить в нормативной базе и в административном регулировании. Если нужно, ужесточить ответственность за незаконные вырубки, за всё, что связано с этим видом бизнеса, очень часто, к сожалению, достаточно криминального. Здесь я бы просил Ваших предложений.
Что касается объявления года либо следующего, либо 2017 года Годом леса, конечно, это хорошо. Мы подумаем, когда можно это сделать и чем наполнить эти мероприятия. Конечно, с удовольствием часть мероприятий проведём в Иркутской области или в Иркутске. Надо только, чтобы это не было разовым мероприятием – пришли, поговорили и разъехались. Нужно подготовить серию мероприятий подобного рода, с тем чтобы страна обратила на это самое серьёзное внимание. Нужно подумать над совершенствованием законодательства, нужно посмотреть, как работают принятые ранее решения по поводу аренды лесов и так далее, и так далее. Вот над чем надо подумать. Как обязать лесопользователей восстанавливать то, что они вырубают, и так далее. Это целый комплекс вопросов.
Конечно, и Министерство природных ресурсов имеет такое поручение, но поскольку этот вопрос имеет, безусловно, общенациональное значение, то без таких, как Вы, без помощи общественности, без помощи граждан, которые заинтересованы в сохранении природы, здесь совершенно точно не обойтись. Я Вас прошу подойти к этому профессионально настолько, насколько это возможно с Ваших позиций.
Л.Аликина: Хорошо. Мы это обязательно сделаем.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо Вам.
А.Бречалов: Владимир Владимирович, следующий вопрос, тема, которой также занимается Общероссийский народный фронт, – это программа энергоэффективности. Я бы хотел предоставить слово Владимиру Млынчику, предпринимателю из Санкт-Петербурга. Он расскажет, что происходит в этом направлении.
В.Млынчик: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Владимир Млынчик. Я предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель собственной компании "Квадро Электрик" и активист Народного фронта. И прежде я хочу сказать, я вчера вечером с гордостью прочитал про операцию наших вертолётов, которые спасли лётчика, и я хотел сказать, что очень много можно говорить о борьбе с терроризмом, можно действовать. Поэтому спасибо Вам большое!
В.Путин: Спасибо прежде всего тем людям, которые проводили эту операцию. Они рисковали своей жизнью, и Вы знаете, что один морской пехотинец погиб при этом, спасая своего боевого товарища, – вот они настоящие герои.
В.Млынчик: Да.
Сегодня я хотел бы поговорить о такой непростой важной теме, как энергосбережение, энергоэффективность. Если в принципе стеклопакеты и счётчики на электроэнергию, на воду в каждом коттедже и квартире – это уже норма, то в бюджетных учреждениях всё обстоит не так хорошо. В 2009 году Правительство приняло 261-й закон – "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". В соответствии с ним за 5 лет мы должны были достичь экономии 15 процентов и по 3 процента в год. Я посчитал цифры, если мы за год сэкономим 10 процентов от всеобщего электропотребления, мы высвободим 300 миллиардов рублей, а это половина затрат на стоимость чемпионата мира 2018 года.
Как сказал философ Вольтер: "Не бывает больших дел без больших трудностей". С 2009 года на обязательные энергопаспорта, на энергоаудит выделено 9 миллиардов рублей, и по итогам энергоаудита бюджетного учреждения компания-подрядчик должна сделать энергопаспорт, потом сдать этот энергопаспорт в Министерство энергетики для регистрации. Так вот на сегодняшний день 51 процент паспортов принят, а 49 не принято. То есть, по сути, 4,5 миллиарда рублей просто выкинуты на ветер.
Я хотел сказать, как выполняется энергоаудит. Я сам семь лет занимаюсь электроэнергетикой и сам в том числе выполнял энергоаудит. И тут два варианта. Либо он выполняется формально, то есть без выезда специалистов, студентами, либо же он выполняется качественно, с приборным обследованием, но он не нужен заказчику, то есть бюджетному учреждению.
Я хочу привести пример. Мы выполняли энергоаудит одного бюджетного учреждения. Мы сделали три коробки энергопаспорта, прописали мероприятия, разработали, пришли к главному инженеру, принесли эти три коробки. Он посмотрел, открыл шкаф и говорит: "Грузим сюда". Мы поставили, он закрыл и говорит: "Ну всё, до свидания". Я говорю: "А вы читать не собираетесь то, что мы там написали?". Он говорит: "А зачем?".
И я хочу сказать, что в этом законе не предусмотрено того, что эти мероприятия нужно внедрять. Или нужно их внедрять, но непонятно, кто отвечает за их внедрение.
В.Путин: Володя, вот смотрите, Вы к кому пришли? К главному инженеру?
В.Млынчик: Да.
В.Путин: Принесли три коробки, да? Вот представляете, он бы читал до Нового года и не прочитал бы, наверное.
Поэтому нам нужно всем вместе подумать на тему о том, как сделать работу подобного рода эффективной. И вашу работу, и государственных структур. И точно совершенно, что энергоэффективность – одно из ключевых направлений развития страны в целом, её экономики. Весь мир над этим работает, и мы работаем тоже над различными источниками энергии, над снижением затрат.
Мы привыкли энергозатратно действовать. У нас и поезда раньше ходили, и самолёты летали, не задумываясь на тему о том, сколько мы тратим авиационного керосина. Корабли ходили по морям и океанам, тоже не задумываясь о том, какие дизели там работают. Электричество, тепло – у нас нараспашку все дома. Никто не думал над тем, что человек прошёл – автоматом должно электричество в коридоре выключиться. Конечно, это чрезвычайно важная вещь. Но мне бы хотелось, чтобы и Ваши предложения были технологичные. Мы сейчас как раз к этому переходим, да?
В.Млынчик: Да, как раз к этому переходим.
Но ещё небольшая проблема – это как раз ценообразование по энергопаспорту. То есть Министерством энергетики не было разработано ни сметных расценок, ни как считать цены энергоаудита. И мы буквально с другими подрядчиками сами обсуждали: "А как ты считаешь цену?" – "А я так считаю" – "А я так". И в итоге можно было энергопаспорт заказать за 50 тысяч рублей или освоить полмиллиона на него. Обычные школы.
В.Путин: И что с этим делать? Вот можно было так, а можно было так.
В.Млынчик: Можно разработать типовую стоимость. Так же, как с проектированием.
В.Путин: Как с проектированием.
В.Млынчик: Да, типовую стоимость паспорта, типовой паспорт энергетический.
В.Путин: И у вас это прописано? Есть у вас предложения?
В.Млынчик: Да, есть предложения.
Я хочу ещё сказать, что вообще по закону второй этап предусмотрен – это выполнение энергосервисных контрактов. Вот это классная тема. Это, получается, есть бюджетные учреждения, есть банк и есть энергосервисная компания. И абсолютно без затрат бюджетных средств энергосервисная компания, беря кредит в банке на модернизацию этого оборудования в бюджетном учреждении, получая деньги с экономии, гасит этот кредит, получает себе прибыль. Получается, можно реконструировать всё энергохозяйство наших бюджетных учреждений, просто разработав финансовые инструменты у банков и защитив энергосервисные компании от каких-либо неплатежей со стороны бюджетных учреждений.
Хочу ещё отметить: сама идея энергоэффективности и дух 261-го закона очень положительно повлияли на отрасль. Я сам видел молодых активных людей, которые с азартом, с огнём в глазах взялись за этот энергоаудит, за энергосбережение, за реформирование нашей страны. Действительно, суперская идея – энергоэффективная экономика, она будет конкурировать с другими странами, себестоимость производства уменьшится.
У нас есть два предложения Правительству. Первое предложение – всё?таки сделать типовые цены на энергоаудит, потому что законом предусмотрено каждые пять лет проводить энергоаудит. Типовой энергопаспорт с ценой на этот энергопаспорт. То есть школы стоят 50 тысяч рублей, детский сад – 30 тысяч рублей, большой университет – 1 миллион рублей.
В.Путин: Нужны, наверное, какие-то такие объективные критерии, потому что школы тоже разные бывают.
В.Млынчик: Естественно, в разных регионах и на разное количество людей.
В.Путин: Есть у Вас предложения по этим объективным критериям типовым?
В.Млынчик: Мы просим нас подключить к реформированию этого закона и реанимированию.
В.Путин: Кто этим занимается у нас в Правительстве? Минэнерго?
В.Млынчик: Минэнерго. Это закон Министерства энергетики, Министерство энергетики отвечает.
В.Путин: Я поговорю с Александром Валентиновичем Новаком, обещаю Вам, точно. И совершенно точно они Вас подключат.
В.Млынчик: Спасибо.
В завершение: был закон на стресс-тесте, закон этот стресс-тест не прошёл, но нам надо совместно его реформировать и идти в светлое энергоэффективное будущее России.
В.Путин: Хорошо. Это с тем же ведомством нужно поработать.
В.Млынчик: Да.
В.Путин: Хорошо. Ладно, договорились. Спасибо большое.
Уже совершенно серьёзно, мы с Вами понимаем, насколько эффективно. Вот Владимир сейчас сказал, насколько это важно. Это другая жизнь, другая экономика, другая страна – энергоэффективность. Это другой уровень производительности труда. Одна из важнейших задач в экономике – повышение производительности труда. Без энергоэффективности невозможно решить эту задачу.
Считаем, что мы договорились. Всё, что есть положительного у вас, надеюсь, будет воспринято Министерством энергетики. Хорошо?
Спасибо Вам.
А.Бречалов: Владимир Владимирович, у нас много ещё, конечно, вопросов. Но хотел бы один очень важный вопрос поднять, который Вы отметили в своём выступлении, завершающий, – это как раз давление на активистов.
Общероссийский народный фронт, какой бы проект он ни реализовывал и в каком бы формате мы ни задавали вопросы региональной власти или нашим уважаемым министрам, не всегда встречает конструктивную обратную связь. Одно дело, когда споры или напряжение идут вокруг одной из тем, например, проектирование – то, что мы сегодня обсуждали, – а другое дело, как у нас совсем недавно в Пермском крае при решении внутренних, кадровых вопросов тоже возникла некая турбулентность и возник конфликт.
Поэтому я коллеге своему из регионального штаба Пермского края хотел бы передать слово по этому вопросу, если позволите.
В.Путин: Пожалуйста.
Г.Сандырев: Спасибо.
Добрый день, Владимир Владимирович!
Представлюсь сначала, Геннадий Сандырев, юрист, город Пермь. Я, как и моя коллега Елена Владимировна, – только что избранный сопредседатель пермского регионального штаба Народного фронта.
Я возглавляю рабочую группу "Общество и власть", которая как раз занимается взаимоотношениями между обществом и властью, важное направление в работе Народного фронта. Елена Владимировна контролирует направление – образование и культура. Здесь тоже достаточно много серьёзных, глобальных вопросов, проблем: недостроенные школы, нехватка мест в детских садах, заработная плата учителей. Пермский край поднимал как раз эту тему.
Елена Владимировна, ещё будучи директором одной из пермских гимназий, озвучивала эти темы и раньше, поднимала их на уровне правительства, на уровне администрации города. К сожалению, поплатилась за это своей должностью. Была уволена по статье, без объяснения причин, но это прошлое. Сейчас это активист пермского регионального отделения Народного фронта.
В.Путин: То есть бюрократы делегировали к нам эффективного человека.
Г.Сандырев: Да, мы этому очень рады.
Так сложилось, что в Пермском крае на протяжении длительного периода времени в Народном фронте был только один сопредседатель, хотя Вы знаете, что должно быть их три. По объективным причинам один ушёл работать в правительство в должности вице-губернатора, второй, к сожалению, известный кардиохирург Сергей Германович Суханов, скончался этим летом, и мы долго шли к выборам сопредседателей.
У нас состоялся штаб, вроде бы должно было быть всё хорошо, но случилось то, что случилось, у нас в регионе. Ещё задолго до штаба, за несколько дней, начали поступать из краевой администрации звонки в адрес будущих кандидатов в сопредседатели, членов регионального штаба, активистов Народного фронта с какими?то предложениями, рекомендациями, ещё что-то. Звонки были даже в центральный исполком. Единственной целью этих звонков было не допустить нас с Еленой Владимировной к выборам на должность сопредседателей Народного фронта. Причём причина не объяснялась. Но скорее всего мы так подразумеваем, что это всё было вызвано нашей достаточно активной жизненной гражданской позиций. Потому что, как я уже озвучил, те вопросы, которые мы курируем, контролируем в Народном фронте, очень злободневные, животрепещущие. И мы не стесняясь ставим эти задачи и проблемы перед органами власти.
Тем не менее, несмотря ни на что, выборы всё-таки состоялись. 7 ноября у нас прошёл штаб Народного фронта в Пермском крае. Мы выбрали рейтинговым голосованием из пяти кандидатов двух сопредседателей, которые набрали большее количество голосов. Казалось бы, всё хорошо, дальше должна быть конструктивная позитивная работа на решение тех задач, которые Вы, как лидер, перед нами ставите, да, совместно с краевыми властями.
Но уже на следующий день начались звонки, вызовы и приглашения в кабинет достаточно высоких чиновников с предложением о добровольном снятии с себя полномочий сопредседателя Народного фронта. Мало того, данные звонки были не только нам, такие звонки и предложения были другим членам регионального штаба, активистам. Некоторые, к сожалению, не выдержали. Была созвана пресс-конференция под эгидой администрации губернатора, на которой наши активисты не совсем хорошо высказались о том штабе, который у нас прошёл, о выборах.
Со мной вообще произошла достаточно детективная история, по-другому я её даже назвать не могу. Меня поймали по дороге в отпуск в Москве, в московском аэропорту, и представитель администрации Пермского края в городе Москве попросил меня подписать заявление о сложении с себя полномочий сопредседателя Народного фронта. Это раз. И, второе, заявление в средства массовой информации о том, что я призываю сделать то же самое свою коллегу, уважаемую Елену Владимировну.
Он мне всё-таки вручил на дорогу документы, сказал: подпиши, подумай. Я был вынужден выключить телефон, потому что звонки продолжались. Несмотря на это, давление на сегодняшний день не стихает. По имеющейся у нас информации, представители администрации края ведут работу в правоохранительных органах, чтобы нарыть каким-то образом компромат не только на двух новых сопредседателей, но и на того сопредседателя, который у нас существует и действует уже 2,5 года.
В.Путин: Может быть, Вас местами поменять? Вас туда направить, в губернию?
Реплика: В администрацию губернатора.
В.Путин: А их на Ваше место.
Г.Сандырев: Мы готовы рассмотреть, Владимир Владимирович, предложения.
Мы знаем, что ведутся дальнейшие переговоры с активистами регионального штаба с той целью, чтобы провести перевыборы и избрать так называемых лояльных администрации губернатора сопредседателей.
С какой целью это ведётся? Ну непонятно. На мой взгляд, власть не понимает самого главного, что не важно, в должности ты сопредседателя, в должности ты руководителя рабочей группы штаба либо ты простой активист – ты всё равно со своей жизненной, гражданской позиции не сойдёшь уже. И в любом случае – говоря опять же про коллегу – Елена Владимировна, не будучи ещё членом Народного фронта, не будучи сопредседателем, поднимала эти острые вопросы и всегда ставила их не тем ребром, видно, которым хотелось бы власти.
Хотелось бы в качестве примера привести ещё один достаточно вопиющий, на мой взгляд, случай. Елена Владимировна на сегодняшний день у нас работает помощником ректора Пермского государственного университета. Руководство, опять же по указанию администрации губернатора Пермского края, предложило ей конкретный выбор: либо Народный фронт, либо работа в вузе. Здесь возникает конкретный вопрос, Владимир Владимирович: как быть нашему активисту, которого сама же власть, по Вашим словам, нам и делегировала работать?
Но я на самом деле хочу попросить у Вас сейчас поддержки не только за нас с Еленой Владимировной, мы выдержим, мы справимся с этой проблемой. Я хочу попросить поддержки и за всех активистов регионального отделения штаба Пермского края, и за активистов из других регионов. Потому что мы знаем, что аналогичное давление, может быть, не такое, какое-то другое, с другой стороны, оно имеет место фактически во всех регионах Российской Федерации. Это, наверное, не есть хорошо, потому что власть не должна вмешиваться в общественную деятельность.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Знаете, что в этой связи хочу сказать? У нас с вами нет задачи, как когда-то в одной из стран говорили, ударить по штабам. У нас нет задачи развернуть "охоту на ведьм". У нас нет задачи раскачивать госаппарат. В административных органах в большинстве своём работают порядочные, дисциплинированные и эффективные люди. Но жизнь сложна и многообразна, как говорил герой известной книжки. И она диктует нам много того, что на первый взгляд, казалось бы, не должно попадать в сферу нашего внимания, потому что оно порождает много проблем.
Все мы должны понимать, что если мы хотим эффективно решать задачи, которые стоят перед страной, то сделать это силами одних административных структур невозможно. Административные структуры всё-таки живут по своим законам, по своим правилам, и часто очень не чувствуют остроты проблем, которые перед людьми стоят.
И понимая это, они должны опираться на тех людей, которые сейчас работают в таких общественных движениях, как Общероссийский народный фронт. Потому что по большому счёту и по-серьёзному у всех у нас общая задача – сделать жизнь людей лучше. Те, кто не понимает этого, те, видимо, не очень понимают своих задач и не соответствуют тем местам, которые они занимают.
Что касается Вашего конкретного случая, то я думаю, что мы здесь с этим разберёмся. И, безусловно, Вас поддержим и поможем. Но я хочу, чтобы то, что сейчас говорю, было услышано не только в Пермском крае, но и во всех субъектах Российской Федерации, во всех муниципалитетах. Чтобы и административные структуры, руководители всех уровней это понимали и ненавязчиво вас поддерживали, не вмешиваясь в вашу работу. Но чтобы и активисты Общероссийского народного фронта понимали, что ценность вашей работы в значительной степени связана с вашей независимой позицией. Без неё такая структура, не структура, а такое движение, как Общероссийский народный фронт, теряет смысл.
Ждать какой-то особой поддержки со стороны административных органов и не нужно. Но важно, чтобы они не мешали.
Здесь Владимир из Питера вспомнил сегодня про наших военных, про наших лётчиков, которые борются с терроризмом. Они действительно герои.
Я не хочу проводить никаких параллелей, видимо, особого героизма от активистов Общероссийского народного фронта и не требуется, но не скрою, что, когда я слышал некоторые доклады, некоторые сообщения, я думал о том, как вас защитить и не только от административного произвола, но и от возможных криминальных проявлений. Но в любом случае та работа, которой вы занимаетесь, требует определённого мужества. Мы, безусловно, будем вам помогать. Я желаю вам этого мужества.
Спасибо вам большое.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot