Единый налог для малого бизнеса в 2015 году вырастет на 7,5%. "РосБизнесКонсалтинг". 24 ноября 2014
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Единый налог на вмененный доход – одна из форм упрощенного налогообложения малого бизнеса в России. ЕНВД заменяет для "малышей" уплату почти всех налогов, применяемых крупным бизнесом, но распространяется только на определенные виды предпринимательской деятельности (преимущественно розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги). По данным ФНС, по состоянию на 1 января 2014 года на ЕНВД работали почти 2 млн индивидуальных предпринимателей и почти 352 тыс. ООО. За 9 месяцев 2014 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,46 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.

Как рассчитывается ЕНВД
Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход предпринимателя, который обычно рассчитывается путем умножения базовой доходности конкретного вида детальности (зафиксирована в ст.346 Налогового кодекса) на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: К1 – повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития, и К2 – понижающий, утверждаемый местными органами власти для корректировки налогообложения, исходя из местных особенностей (не может быть выше 1). Ставка налогообложения по ЕНВД составляет 15%.
На 2015 год Минэкономразвития установило самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года – на 7,53% к 2014 году – до 1,798. В результате нагрузка на бизнес существенно вырастет.
Например, базовая доходность самого популярного вида детальности на ЕНВД – розничной торговли – составляет 1800 руб. с 1 кв. м в месяц. Если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 50 кв.м, то налоговая база по ЕНВД для него составит 1,08 млн руб. в год. Новый коэффициент-дефлятор (К1) увеличит эту сумму в 2015 году до 1,94 млн руб. (коэффициент К2 для торговли местные власти устанавливают обычно на максимальном уровне). С этой суммы предприниматель будет обязан заплатить 15% налог в бюджет.
Значение коэффициента-дефлятора рассчитывается исходя из индекса потребительских цен. "Поскольку сейчас происходит ускорение инфляции, то и коэффициент-дефлятор получился немаленьким", – сообщила РБК замруководителя центра экспертизы "ОПОРЫ России" Олеся Сапа. По ее словам, в условиях замедления экономического роста и увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес из-за ведения налога на имущество (с 1 июля 2014 года) и торгового сбора (в перспективе), возможно, стоило бы заморозить коэффициент-дефлятор. "Такое решение применялось в кризис 2008-2009 годов, – отмечает Сапа. – Но сейчас этот вопрос не обсуждался ни чиновниками, ни в предпринимательском сообществе".
Наполнение местных бюджетов – одна из самых актуальных финансовых задач, стоящих перед государством, поскольку именно из них выплачиваются зарплаты учителям и врачам. Но увеличение налоговой базы по ЕНВД на 7,5% вряд ли приведет к сопоставимому росту налоговых поступлений. В прошлом году коэффициент-дефлятор вырос на 6,5%, но это привело к увеличению налоговых поступлений по ЕНВД за 9 месяцев текущего года всего на 1,25% к аналогичному периоду 2013 года: бизнес предпочитает уходить с ЕНВД либо в тень, либо на другие формы налогообложения.
Павел Шостак, совладелец и генеральный директор самарской компании "Дачный рай", занимающейся торговлей стройматериалами, сообщил РБК, что ему пришлось отказаться от ЕНВД, поскольку этот режим стал менее выгодным для ведения бизнеса из-за постоянного роста налоговой базы. "Наш бизнес растет, и бухгалтер рекомендовал перейти на общую систему налогообложения, чтобы не мучиться с постоянными нововведениями и ограничениями", – говорит он. По словам Шостока, большинство предпринимателей руководствуются простым правилом: чем больше налог, тем больше уходим в тень.
Ольга Косец, президент межрегиональной общественной организации "Деловые люди", считает, что регулярное повышение налогов указывает на некомпетентность чиновников. "Почему-то власти считают, что торговля – самый прибыльный бизнес, но ведь в большинстве случаев это не так, – говорит она. – Тем не менее нам вводят торговый сбор, налог на имущество, повышают отчисления по единому налогу".
Владелица нескольких магазинов по торговле одеждой в подмосковной Истре Екатерина Грибкова удивляется регулярному росту налоговой базы по ЕНВД. "Сейчас бизнес не растет, но мы все равно будем вынуждены платить больше налогов, –огорчается она. – При этом власти не задумываются, что у различных видов торговли разная рентабельность. Торговать хлебом и одеждой менее выгодно, чем ювелирными изделиями, но ставки ЕНВД для них будут одинаковы". По словам предпринимательницы, она обсчитывала возможность изменения системы налогообложения, но не нашла очевидного выхода, поэтому если экономическая ситуация не улучшится, она просто закроет бизнес.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot