Россия vs США: как отличаются рейтинги 500 крупнейших компаний двух стран. "РосБизнесКонсалтинг". 1 октября 2015
Финансовые услуги » Финансовый сектор
Нефтяная и газовая » Нефтяная промышленность
Нефтяная и газовая » Газовая промышленность
Энергетика и ЖКХ » Электроэнергетика
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Первый рейтинг 500 крупнейших американских корпораций по размеру выручки журнал Fortune опубликовал в 1955 году. РБК обнародовал первую версию рейтинга 500 крупнейших компаний России 60 лет спустя. Между двумя рейтингами есть некоторые методические различия. В Fortune 500 входят американские корпорации, акции которых торгуются на бирже, а также непубличные компании, которые отчитываются перед государственными ведомствами (поэтому в рейтинге нет ряда очень крупных частных компаний вроде Cargill, Dell или Mars). В РБК 500 включены все крупнейшие компании России, независимо от того, торгуются их акции на бирже или нет.
Гораздо больше различий между компаниями, попавшими в эти два рейтинга. В первую очередь это размеры компаний, что вполне очевидно, если учесть разницу ВВП России и США. Суммарная выручка Fortune 500 превысила $12,5 трлн, а выручка РБК 500 не достигла и $1,5 трлн.
Разрыв в совокупной прибыли еще больше — $53 млрд против $945 млрд. Почему разрыв по этому показателю еще сильнее? Во-первых, прибыль российских компаний "съели" курсовые оценки и переоценка долговых обязательств, которые зачастую номинированы в иностранных валютах. Во-вторых, в рейтинге РБК банально больше убыточных компаний — 102 против 38 в списке Fortune 500.
Хотя совокупная выручка двух рейтингов отличается более чем в восемь раз, разрыв между лидерами не так велик — продажи Walmart составили $486 млрд, а чистая выручка "Газпрома" — $143 млрд.
Еще меньше разница между лидерами двух рейтингов по величине прибыли — компанией Apple ($40 млрд) и "Сургутнефтегазом" ($23 млрд). Но если прибыль нефтяной компании на 80% обеспечена "бумажной" переоценкой ее валютных депозитов, то прибыль Apple — это доход от продажи "физических" смартфонов и планшетов.
А в категории "самая убыточная компания" Внешэкономбанк и вовсе обошел американскую корпорацию Energy Futures Holdings. У ВЭБа убыток составил $6,5 млрд, тогда как у крупнейшей энергетической компании Техаса — $6,4 млрд. В обоих случаях к убыткам привели просчеты руководства. Внешэкономбанк вынужден создавать резервы под кредиты. У Energy Futures Holdings — огромные долги, так как компания была выкуплена консорциумом инвесторов на заемные средства по схеме LBO. Инвесторы рассчитывали на рост стоимости газа и, как следствие, повышение конкурентоспособности угольных и атомных электростанций, принадлежащих Energy Futures Holdings, но цены на газ в итоге упали, а компания в начале 2014 года подала заявление о банкротстве.
Сопоставим показатель и у компаний — лидеров по падению выручки: и в РБК 500, и в Fortune 500 у них она снизилась на 46%. Падение выручки у "Стройгазконсалтинга" связано с уменьшением контрактов "Газпрома", а у SuperValu — с тем, что компания так и не смогла выстроить бизнес-процессы после поглощения 2000 магазинов в 2006 году и высокой конкуренцией на рынке США. За шесть лет у SuperValu сменились четыре генеральных директора, а в рамках реструктуризации бизнеса корпорация продала часть бизнеса.
Лидеров обоих рейтингов по росту выручки объединяет работа на вооруженные силы. Компания "Авиаремонт", у которой выручка выросла на 691% за счет консолидации заводов, занимается ремонтом и обслуживанием авиационной техники и систем ПВО. "Авиаремонт" принадлежит холдингу "Гарнизон", владельцем которого, в свою очередь, является Министерство обороны России. Выручка корпорации SpartanNash — крупнейшего поставщика продуктов питания и потребительских товаров на американские военные базы — увеличилась на 203%. Трехкратный рост продаж — результат объединения двух компаний, Spartan Stores и Nash Finch Company, в 2013 году.
Вторым основным отличием рейтинга РБК 500 от Fortune 500 является диспропорция российского списка. Особенно это заметно по его региональной структуре — на Москву приходится 60% компаний рейтинга и 80% совокупной выручки (подробнее об этом читайте по ссылке). В Fortune 500 явного лидера нет, вперед вырвались сразу три штата — Техас, Калифорния и Нью-Йорк. Но даже если сложить их вместе, совокупная доля трех штатов не превысит 40% ни по числу компаний, ни по выручке.
Для сопоставления отраслевой структуры двух рейтингов мы вписали российские компании в отраслевую сетку списка Fortune 500 (она не во всем совпадает с принятой в РБК 500). В обоих рейтингах в тройку крупнейших секторов входят энергетика (объединяющая нефтегазовую промышленность, электроэнергетику и ЖКХ) и финансы (банки и страхование). Но если в Fortune 500 на энергетику приходится 16% совокупной выручки, то в РБК 500 — 41,5%. Сектор "ресурсы" (materials, то есть металлы, лес и т.п.) в российском списке занимает 10,5%, а в американском — всего 1,6%.
В РБК 500 либо совсем не представлены, либо представлены незначительно целые сектора — технологии (1,1% против 9,1% в Fortune 500), здравоохранение (0,1% против 8%), отели и рестораны (0% против 1,1%).
На два сектора, энергетику и ресурсы, в РБК 500 приходится 52% совокупной выручки. Чтобы сформировать такое же "отраслевое большинство" в Fortune 500, нужно сложить куда больше секторов — пять. И это будут совсем другие области бизнеса, относящиеся либо к сфере услуг, либо к технологиям: финансы, розничная торговля, высокие технологии, здравоохранение, медиа и телекоммуникации.
Для ознакомления с приложением пройдите по ссылке здесь
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot