Интернет вещей и интернет овощей. Насколько "перегрета" тема инноваций в ритейле. "Retail.Ru". 28 августа 2018
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
X5 Retail Group
Денис Левченко, начальник управления инноваций
"Я недавно читал статистику: из всех отраслей ритейл находится на 3-м месте по количеству внедряемых и пилотируемых инноваций. При этом, видимо, фуд-ритейл является неким локомотивом инновационного развития рынка – здесь технологии встречаются чаще, чем в других направлениях ритейла за счет более высокой конкуренции. У нас сложный бизнес, и мы прагматично относимся к вопросам инноваций – внедряем только те проекты, которые приносят деньги, не важно насколько они хайповые, модные. Я считаю, что машинное обучение, искусственный интеллект — очень мощный тренд".
Сегодня работает
Геоаналитика – технология, которая позволяет планировать выручку магазина в новой локации. В результате внедрения технологии, компания улучшила прогноз по будущей выручке магазина. Выгода еще более ощутима, учитывая, что в 2017 году X5 Retail Group открывала в среднем 8 магазинов в день.
Видеоаналитика. На основе данной технологии X5 Retail Group выбрала несколько сценариев, в которых видит потенциал быстрой окупаемости:
Контроль наличия товара на полке (OSA – On Shelf Availability). От повышения OSA на 1%, рост РТО (розничного товарооборота) составляет в среднем 0,3%, по общепринятым оценкам. В пилотных магазинах, где тестировалась система видеоконтроля наличия товаров на полке, компания зафиксировала рост РТО по наблюдаемым категориям. Механика следующая: специалисты X5 видят, какого товара нет на полке в том или ином магазине, и высылают уведомление директорам точек с просьбой выставить SKU в зал магазина.
Прогноз количества людей на кассе. По статистике около 2% людей уходят из магазина без покупок по причине больших очередей. Сейчас в пилотных магазинах компания внимательно следит за этим процессом и отправляет уведомление руководству точки, когда количество людей на кассе больше 5 человек. Примечательно, что "умные" камеры умеют отличать сотрудников магазина и не учитывать их в подсчете количества людей в очереди.
Контроль планограмм. Когда потребитель приходит в магазин, он хочет видеть красивую полку так же, как и производитель товаров. Автоматизированный контроль планограмм с помощью фото и программ на основе машинного обучения, который компания тестирует в магазинах, позволяет в разы сократить время на проверку выкладки и повысить ее точность.
Роботы. В том числе интеллектуальные чат-боты, которые помогают роботизировать и автоматизировать рутинные бизнес-процессы. Компания пилотирует решение в финансовом и юридическом департаментах.
"Умные" полки — пилотируемая технология, которая позволяет определить, что стоит на полках. Пока оттестирована только в одном из супермаркетов сети "Перекресток", планируется расширить пилот на ГМ "Карусель".
В ближайшем будущем
Перспективные направления инноваций в ритейле – это IoT, AR и VR решения, автоматизация и роботизация, blockchain, работа с данными и продукты на их основе. Ритейлеры больше всего заинтересованы в разработках для улучшения покупательского опыта, повышения эффективности процессов в магазинах, логистике, а также для оптимизации работы бэк-офиса компании. X5 системно работает с акселераторами и фондами, инвестирующими в инновации и стратапы. Например, компания будет рассматривать новые решения, предложенные стартапами, в рамках SPB STARTUP DAY 2018, конференции ФРИИ, в октябре 2018 г.
"О`КЕЙ"
Тариэл Бокучава, директор по информационным технологиям
"Ритейл — это во многом бизнес про технологии. Конкуренцию выигрывают те компании, которые быстрее реагируют на изменения и осваивают новые технологии. Мы привыкли называть "инновацией" то, о чем не слышали, отсюда и скептическое отношения к термину. При этом машинное обучение, к примеру, плотно вошло и в бизнес-практику, и в нашу повседневную жизнь".
Сегодня работает
Персонализированные предложения, видеоаналитика, речевая аналитика (распознавание, синтез речи), электронные ценники. Компания запустила пилотный проект: открыла магазин с электронными ценниками в отделе фрукты и овощи, поскольку внедряет в магазинах практику динамического ценообразования для этих категорий товаров. "В отделе фруктов и овощей у нас получился небольшой "интернет овощей", — отмечает специалист.
В ближайшем будущем
Дальнейшее развитие машинного обучения. Специалист верит, что у технологии большой потенциал в бизнес-среде, это сильный и мощный тренд.
"ДА!"
Никита Соловьев, директор по информационным технологиям
"Машинное обучение работает во всех областях, связанных с классификацией, организацией, прогнозированием. Есть готовые промышленные библиотеки, которые внутри себя содержат все алгоритмы, и программистам остается заниматься прикладными задачами, что существенно уменьшает time-to-market (период от начала разработки продукта до его выхода на рынок) таких решений. Если говорить про технологии настоящего, я думаю, что области применения машинного обучения ограничиваются лишь нашей фантазией".
Сегодня работает
Face Recognition. Компания внедряет решение, связанное с технологией распознавания лиц покупателей. "Удивительно, насколько машина может качественно распознавать лицо в очень тяжелых условиях: при плохом освещении, неудачном ракурсе, низком разрешении картинки. Даже человек зачастую с трудом распознает лицо, а машине это удается", — отмечает топ-менеджер.
Технология подбора размера коробов под заказы магазинов, интегрированная со складской системой. Решение позволяет максимально точно удовлетворить потребность магазина в товаре. Сегодня этот механизм работает на основе модели классического нейропрограммирования, так называемый "синтез-метод". Однако бизнес предъявляет ряд дополнительных требований, которые нельзя заложить в данную линейную модель. Компания думает о переносе алгоритма на технологии машинного обучения.
SELGROS
Денис Коровин, руководитель отдела информационных технологий
"Цифровая трансформация и новые технологии действительно приходят в нашу жизнь либо революционно, либо более плавно".
Сегодня работает
Роботизация и автоматизация. Технологии упрощают, как правило, рутинные процессы, не замещая персонал. В компании есть несколько подобных проектов как внутри магазина, так и центральном офисе.
В ближайшем будущем
Искусственный интеллект для решения точечных задач, например, для создания отчетов, подготовки аналитики. Такие операции может выполнять машина и выдавать затем некие рекомендации, прогнозы.
Face Recognition. Все хотят знать клиентов в лицо, не привязываясь к карте лояльности: определять их эмоциональный статус, понимать, как часто они приходят в сеть.
"Эльдорадо"
Александр Шляпочников, директор департамента IT
"Можно ли считать эту тему "перегретой"? Я думаю, что да, поскольку любые совещания, СМИ-материалы, касающиеся IT, — все на тему цифровой трансформации и инноваций. Компания "Эльдорадо" находится в довольно конкурентном сегменте рынка — техники и электроники, где сложно привлекать и удерживать клиентов. У нас амбициозные бизнес-цели на 2018–2019 гг., поэтому мы рассматриваем любые варианты инноваций, которые помогут нашему бизнесу расти и развиваться. При этом мы критично отслеживаем эту тему и думаем, какая технология сможет "выстрелить", поскольку действительно "работающих" решений не много".
Сегодня работает
Мобильное рабочее место продавца. Технология, при которой сотрудник ходит по торговому залу с неким гаджетом (как правило планшетом), который помогает ему обслуживать клиентов. Планшет помогает не только эффективнее работать с покупателями, но и давать так называемую "эмоциональную лояльность", когда сервис и компания в целом выглядят более привлекательно в глазах клиента.
В ближайшем будущем
Машинное обучение в системе подбора товара на сайте. Технология подбирает товар для покупателя в интернет-магазине автоматически на основе данных о пользователе. Это новый проект для компании, поэтому эффективность оценивать еще рано.
"Терволина"
Антон Прохоренко, директор по информационным технологиям
"На мой взгляд, тема "перегрета": на рынке не так много компаний используют инновации. Причин тому несколько: во-первых, мало экспертизы — действительно компетентных специалистов, а если таковые находятся, то их услуги стоят дорого. Получается, что только крупные компании могут поэкспериментировать с инновациями. Во-вторых, в наших университетах мало практики обучения и "выращивания" аналитиков. Низкие компетенции выливаются в финансовые потери для компании — когда технология "не взлетает", начинают возникать вопросы о целесообразности трат. У меня и у коллег по рынку таких примеров довольно много".
Сегодня работает
Нейросети, искусственный интеллект, машинное обучение, автоматизация ценообразования. Будущее таких технологий там, где есть место большому человеческому фактору при работе с сервисами и бизнес-процессами, которые влияют на выручку, маржу и заработок компании в целом.
В ближайшем будущем
Автоматическая аналитика видео-картинки планограмм. Антон Прохоренко рассказывает, что одна из крупных фуд-сетей в России протестировала данную технологию и получила профит в пилотных магазинах. Спикер считает, что все компании так или иначе придут к таким решениям, но те, кто уже работает в этом направлении, будут лидерами рынка.
"Подружка"
Александр Голубев, директор по информационным технологиям
"С точки зрения "перегретости" рынка мне повезло: генеральный директор компании не так давно ездил в Силиконовую Долину и принимал участие в ряде встреч в так называемых "инкубаторах", смотрел на стартапы. Когда он вернулся, сказал: "Нет-нет, вот этим мы больше заниматься не будем. Я понял, что нужно "похоронить" огромную кучу денег на разные инновации, чтобы одна из них, возможно, взлетела". В общем, есть отработанные вещи, которые мы внедряем, а остальное — не надо. Соответственно, все из того, что может помогать ритейлу, делится на две части: первая — то что помогает экономике, вторая – то что увеличивает продажи".
Сегодня работает
Автоматизация руинных бизнес-процессов. В частности – однообразные задачи, которые выполняют несколько десятков людей в компании.
Машинное обучение и видеоаналитика как личностной направленности (покупатели – их возраст, настроение и т. д.), так и проектной (к примеру, анализ товарной выкладки).
"Улыбка радуги"
Максим Бекиш, ИТ-директор
"Если истерика и существует, то она скорее в бизнес-, а не в IT-среде, поскольку "перегретость" темы вызвана высокой конкуренцией и борьбой за покупателя. Мы трезво оцениваем те инструменты, которые появляются, и не спешим делать на них ставку. Основная "хайповая" тема – искусственный интеллект, хотя на самом деле его не существует: никакой компьютер пока еще не умеет рассуждать разумно, это, скорее, интеллектуальное вычисление. К примеру, машина не может анализировать изменчивость поведения покупателей и дает предсказания, основанные на паттернах прошлого поведения. Яркий пример — контекстная реклама, которая всплывает еще две недели после покупки товара. К тому же, машинное обучение построено на "хайповом" BigData. Но если вы только открылись, если у вас небольшое количество клиентов, то эффективность и точность работы этой системы под большим вопросом".
Сегодня работает
Развитие клиентской аналитики — объемы данных постоянно растут и без искусственного, интеллектуального машинного обучения, их сложно грамотно анализировать, а значит сложно сегментировать покупателя, делать ему персональные предложения, склонять к покупке.
Геоаналитика, когда система прогнозирует выручку будущих локаций для открытия магазина, на основе данных транспортных потоков, населения и т. д.
В ближайшем будущем
Биометрия и Face Detection. Все артефакты в виде паспортов, карточек лояльности исчезнут — человеку будет достаточно улыбнуться в камеру, а, возможно, камера сама найдет его лицо. Также можно будет анализировать настроение, состояние здоровья, что повысит не только эффективность персональных предложений покупателям, но и оптимизирует процессы управления персоналом.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot