Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

НАППАН: Ошибочная политика Минстроя России приводит к появлению всё новых барьеров для доступа Российской продукции уже не только на рынки стран дальнего зарубежья, но и на рынки ближайших союзников России по ЕАЭС и СНГ.

В 2010 году Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение о создании Таможенного союза, который впоследствии перерос в Евразийский экономический союз. Одной из главных целей создания объединения является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Сразу после подписания документа главы союзных государств поручили Минстрою России разработку союзного технического регламента "О безопасности зданий, строений и сооружений, строительных материалов и изделий". Для подтверждения требований регламента необходимо было создать его доказательную базу - разработать единые межгосударственные стандарты на строительные материалы, изделия и конструкции для применения во всех странах ЕАЭС, а также единые методы испытаний и оценки показателей строительных изделий. Регламент должен был определить четкие и прозрачные формы и схемы подтверждения соответствия строительной продукции требованиям стандартов, а также процедуры выхода на рынок новой не стандартизованной продукции. Все это вместе должно было снять все технические барьеры для торговли строительными материалами и изделиями в пределах границ ЕАЭС, обеспечить выход на рынок только качественной и безопасной продукции.
По прошествии шести лет можно констатировать тот факт, что Минстрой России с этим поручением не справился, а долгожданный технический регламент под руководством Минстроя России не будет принят даже в ближайшей перспективе.
Промышленность строительных материалов функционирует сегодня в каждой из стран ЕАЭС по своим правилам, а в случае Российской Федерации – и вовсе без правил. Проект федерального закона "Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий" был еще в 2009 году принят Государственной Думой в первом чтении, однако работа над ним была прекращена в 2010 году на основании письма Правительства Российской Федерации, в котором было рекомендовано прекратить разработку любых национальных технических регламентов в связи с созданием единой нормативной базы технического регулирования на пространстве Таможенного союза и ЕврАзЭС.
Таким образом, Российская Федерация является единственной страной ЕАЭС без обязательных требований к строительным материалам и изделиям. Именно Минстрой России является сегодня ответственным за то, что рынок Российской Федерации наводнён контрафактной и фальсифицированной строительной продукцией, а доступ на рынки Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии для российских строительных материалов затруднён, т.к. в каждой из этих стран действуют свои стандарты на строительные материалы (изделия) и конструкции, а также свои правила и процедуры выхода их на рынок, утверждённые законодательно.
Более того, в результате неэффективной работы по организации разработки межгосударственных стандартов в строительстве, проводимой Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (далее - МНТКС), возглавляемой Минрегионом России (в настоящее время – Минстроем России), на основании решения Межгосударственного Совета по стандартизации, сертификации и метрологии (далее - МГС) от 15 ноября 2012 г. полномочия МНТКС по разработке межгосударственных стандартов в области строительства с 1 января 2013 года прекращены (протокол МГС № 42-2012 от 15 ноября 2012 года). До декабря 2015 г. в рамках МГС полномочия по вопросам межгосударственной стандартизации строительных материалов и изделий не осуществлялись. При этом по данным Минстроя России 85% стандартов в России в области строительства разрабатывается в форме межгосударственных стандартов.
Не дожидаясь, пока Минстрой России выполнит взятое на себя обязательство по согласованию союзного технического регламента, страны ЕАЭС и СНГ создали межгосударственный технический комитет "Строительные материалы и изделия" в целях обеспечения действия на территории ЕАЭС и СНГ единых стандартов на строительную продукцию и создания доказательной базы будущего технического регламента ЕАЭС.
В соответствие с протоколом МГС № 48-2015 от 10 декабря 2015года, был создан Межгосударственный технический комитет МТК 540 "Строительные материалы и изделия". Членами МТК 540 являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Армения, Киргизская Республика. Наблюдателями в МТК 540 являются: Республика Азербайджан, Республика Таджикистан.
Совместная работа над стандартами в рамках ЕАЭС и СНГ оказалась также не интересной Минстрою России. До настоящего времени Российская Федерация в лице ТК465 (секретариат - ФАУ "ФЦС" Минстроя России) так и не присоединилась к совместной работе стран ЕАЭС и СНГ в области стандартизации строительных материалов, изделий и конструкций в рамках МТК 540.
Отечественная промышленность оказалась отрезанной от разработок союзных государств, которые активно ведутся и внедряются в практику через национальные технические регламенты. При этом межгосударственные стандарты в соответствии с Договором о создании ЕАЭС имеют приоритет по отношению к национальным стандартам - они должны в первую очередь применяться для подтверждения соответствия требований регламентов, и только при их отсутствии применяются национальные стандарты. Современные стандарты на строительные материалы и изделия поддерживают экспортные возможности стран СНГ - например, обеспечивают выход 38-ми белорусских предприятий на европейские рынки.
Такое положение дел просто не может устраивать отечественную промышленность. В связи с вышеизложенным, учитывая, что основным пользователем стандартов на строительные материалы и изделия, конструкции заводского изготовления, является производящая их промышленность, в целях активизации работы по стандартизации строительных материалов и изделий в России, а также включения Российской Федерации в полноправные члены межгосударственного технического комитета 540 "Строительные материалы и изделия", Ассоциация "НАППАН" проявила инициативу по созданию нового технического комитета "Строительные материалы, изделия и конструкции". Росстандарт поддержал необходимость создания нового технического комитета и опубликовал на своём официальном сайте соответствующее уведомление: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id= 3858
В соответствии с международной практикой, технические комитеты должны быть независимы от административного давления органов власти и должны создаваться на паритетных началах и добровольной основе на базе негосударственных, общественных и профессиональных экспертных организаций с привлечением их организационных, кадровых и финансовых ресурсов.
Базовая организация секретариата нового технического комитета, а также его руководитель в настоящее время не определены, и данный вопрос будет решаться Минпромторгом России и Росстандартом, также как и вопросы структуры будущего комитета и направления его взаимодействия со смежными комитетами. Ассоциация "НАППАН" не претендует на лидерство в техническом комитете и предлагает всей отечественной промышленности стройматериалов подумать над этими вопросами вместе.
На сегодняшний день уже более 30 отраслевых объединений и отдельных компаний поддержали создание нового технического комитета и направили представителей для работы в новом техническом комитете. Формируется программа стандартизации на 2017 год, которая уже включает 85 стандартов на производство различных строительных материалов и конструкций, их методы испытаний и оценки показателей. При этом программа предусматривает, в том числе разработку стандартов на базе международных и европейских стандартов с учетом национальных особенностей Российской Федерации. Разработка стандартов на строительные материалы и изделия будет осуществляться с учетом базовых требований к зданиям и сооружениям, установленных в российском "Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений" и поддерживающих его сводах правил и стандартах. В программе стандартизации предусмотрены как инициативные разработки, так и разработки за счет средств федерального бюджета.
Ассоциация НАППАН не планирует заниматься разработкой стандартов собственными силами. Все разработки нового технического комитета будут вестись ведущими представителями отечественной строительной науки. В частности, заявки на участие в работе технического комитета уже направили Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Другие ВУЗы и НИИ также приглашаются к работе в новом техническом комитете.
Приглашаем все организации, заинтересованные в создании современной нормативно-технической базы строительной индустрии, в продвижении на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья собственных апробированных на практике разработок и результатов научно-исследовательских работ в области производства строительных материалов и изделий, поддержать создание нового ТК и войти в его состав.
Дополнительно сообщается:
Деятельность по стандартизации регулируется Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Согласно закону, в случае принятия решения о создании нового технического комитета, Росстандарт (подведомственная организация Минпромторга России) осуществляет публикацию соответствующего уведомления на официальном сайте в сети интернет.
11.08.2016г. Росстандарт опубликовал на своём официальном сайте уведомление о формировании ТК "Строительные материалы (изделия) и конструкции". Приём заявок на участие в работе нового технического комитета по стандартизации в настоящее время продолжается и завершится 8 ноября 2016г. http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id= 3858
Создание ТК "Строительные материалы (изделия) и конструкции" будет сопровождаться исключением соответствующей области стандартизации из сферы компетенции ТК 465 "Строительство".
Кроме того, в целях выполнения пункта 5 плана мероприятий (дорожной карты) "Совершенствование технического регулирования в строительной сфере" (поручение Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № ДК-П9-9653) Росстандартом издан приказ от 22 мая 2015 г. № 601 "О взаимодействии технических комитетов при разработке документов области национальной стандартизации" (далее – Приказ). Приказ предусматривает исключение дублирования при разработке проектов стандартов в смежных областях стандартизации на стадии формирования программы национальной стандартизации на плановый период путем необходимости согласования разрабатываемых тем ТК на этапе планирования, и контроля Росстандартом на стадии приемки, благоприятствует прозрачности и доступности участия в разработке нормативных документов наиболее квалифицированных специалистов для качественного решения поставленных задач, способствует повышению эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, распространенная Минстроем России информация о каком бы то ни было дублировании в деятельности технических комитетов не соответствует действительности.
Минстрой России в сообщениях, распространенных пресс-службой ведомства, исказил также поручения Президента Российской Федерации по итогам Государственного Совета, прошедшего 17 мая 2016 года. По итогам его работы не было дано поручений в области стандартизации строительных материалов и изделий. Вопросы технического регулирования в области строительства остаются в ведении Минстроя России.
В то же время в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (пункт №7 протокола заседания Президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России от 04.03.2014 года) необходимо провести оптимизацию структуры и практики работы технических комитетов по стандартизации в области строительства.
Технические комитеты по стандартизации в соответствии с федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации" создаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт) и занимаются исключительно вопросами стандартизации. Причем цели и задачи стандартизации (статья 3 закона "О стандартизации в Российской Федерации") намного шире обеспечения вопросов технического регулирования, и включают в т.ч. повышение качества и конкурентоспособности продукции, внедрение передовых практик, устранение технических барьеров в торговле, обеспечение рационального использования ресурсов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.