Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Заседание президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог. 2 часть

В.ПУТИН: Пожалуйста, кто ещё? Бушмин, пожалуйста.
Е.БУШМИН: У меня три достаточно коротких вопроса.
Первый вопрос – это концессионные соглашения, ГЧП. О них говорили, в том числе в докладе записано поручение органам исполнительной власти субъектов расширять, углублять [такое сотрудничество]. Но тут же встал вопрос о кадровом обеспечении.
Может быть, стоит сейчас дать поручение Правительству, чтобы были разработаны необходимые рекомендации с учётом работы автодора по тем концессионным соглашениям, которые сейчас запущены, о которых говорили, и тех субъектов, которые тоже перечислялись, которые тоже участвуют в таких концессионных [соглашениях]. Это было бы обобщено и представлено регионам уже в качестве рекомендаций. Это первый момент.
Второй момент – бюджетные кредиты на дорожное строительство. Ростовская область взяла 3 миллиарда, построила великолепный мост через Дон, но это экономически не окупаемый проект. Очевидно, что брали, рассчитывая на дальнейшие расходы из дорожных фондов. Сейчас резкое падение, в том числе из-за того, что вдруг начали к четверному, пятому классу приравнивать бензин, который не является таковым, и произошло падение акцизов на нефтепродукты, я однажды уже говорил об этом.
Я встречался и с Минфином, и с дорожниками мы обсуждали. Конечно, необходимо пролонгировать эти кредиты, мне кажется, Минфин сейчас уже готов к этому. Потому что мы долго бились за замещение коммерческих кредитов на бюджетные, если вы помните, и, в конце концов, мы добились и, спасибо, сделали эту процедуру на 150 миллиардов. Здесь даже меньшая сумма, поэтому надо подумать и, может быть, стоит в поручения записать, рассмотреть этот вопрос. Я думаю, что мы сможем поработать в ближайшее время, причём на 2015 год уже.
И третий вопрос, он у меня по материалам Счётной палаты и прокуратуры. Знаете, есть некоторые разночтения в данных. Допустим, при проверке прокуратуры ещё в 2011 году была выявлена разница между данными "Росавтодора" и Росимущества о протяжённости автомобильных дорог на 361 тысячу километров. Мы видели, как год от года возрастало количество, протяжённость местных дорог. Но, оказывается, этих дорог нет в кадастре, и полос отвода тоже у них нет. А если нет, то нет и финансирования – может быть, не с точки зрения нормальной, а с точки зрения закона. И на это, конечно, будет смотреть и прокуратура, и Счётная палата. Нет дорог в кадастре – нет финансирования, а если это будет произведено, это будет нарушение финансовой дисциплины. Это третья позиция.
Здесь надо обратить внимание на то, что по данным автодора дорога есть, а по данным имущественного комплекса, Роскадастра её нет. Надо добиться, чтобы было соответствие, иначе финансовые средства будут признаны нецелевым расходованием. Спасибо.
В.ПУТИН: Понятно. Спасибо. Прошу Вас.
А.КАСЬЯНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Я хотел бы вернуться к теме весового контроля.
Хотел немножко вернуться в историю. В 90-х годах в России была создана транспортная инспекция, одним из полномочий которой был весовой контроль. И она занималась этим делом довольно успешно, потому что в течение пяти лет за счёт штрафов, которые собирала транспортная инспекция (она сама останавливала, сама оформляла штрафы), на 10 процентов, которые оставлялись транспортной инспекции, было создано 90 постов контроля.
После того, как в 2004 году прошла реформа, и была создана служба Ространснадзора, куда вошла транспортная инспекция, полномочия были разделены, и права остановки у службы не стало. После этого в течение 10 лет и сегодня двое на дороге – ГАИ и транспортный контроль, который наш.
В результате из 90 постов, которые работали в своё время, – и мы практически не знали проблем по тяжёлым машинам в то время (я сегодня проехал по Новосибирской области, с ветеранами переговорил, и они говорят, это частные случаи, когда были с перевесом) – осталось 19 постов по всей стране. Почему? Потому что с учётом того, что в своё время сокращены были инспекторы ГИБДД, мы работаем сегодня только по наличию инспектора: когда появляется инспектор, мы начинаем работать. Водители-нарушители чётко знают, когда там будет инспектор, они стоят, они через посты не едут. Как только инспектор уезжает, начинается проезд этих машин.
Мировая практика примерно такая же. Во всём мире есть транспортная инспекция. Я понимаю господина Президента [Татарстана], который говорит, что надо нам передать полномочия, он правильно говорит. Почему? Деньги, которые он собирает с региональных дорог, идут ему в бюджет, и он из этих же денег возвращает деньги на содержание постов и на содержание сотрудников ГИБДД, которые работают на этих постах. В этой ситуации, конечно, у них на региональных дорогах будет наведён порядок гораздо быстрее. На федеральной дороге в таком полномочии работать не смогут.
Второе. Я бы хотел вернуться к количеству автомобилей. У нас 48 миллионов частных автомобилей, мелких автомобилей, которыми Федеральная служба по надзору не занимается. Основная беда в правилах, в нарушениях, в погибших – там. Шесть миллионов [автомобилей] – это те, которые занимаются перевозками грузов. Во всём в мире транспортная инспекция занимается перевозчиками, и мы занимаемся перевозчиками именно в рамках юридического лица.
В КоАП прописаны довольно разные штрафные санкции физическому лицу, должностному лицу и юридическому лицу. За нарушение весового контроля юридическое лицо, с которого мы взыскиваем деньги, платит 400 тысяч рублей, с водителя – 2500 рублей. И поэтому сегодня юридические лица снабжают водителей наличкой для того, чтобы они рассчитывались и ехали дальше.
Поэтому, грубо говоря, с 2004 по 2014 год двое занимаются весовым контролем на автомобильных дорогах, в результате видите, к чему мы пришли.
Я считаю, в 1990-х годах была нормально прописана нормативная база, и если мы вернёмся к тому, что 10 процентов от суммы взысканных штрафов будет направлено на развитие этой системы, в течение двух лет мы эту проблему решим.
Спасибо.
В.ПУТИН: Пожалуйста.
А.КОСТИН: Спасибо большое.
Если можно, два слова. У нас, у всех ведущих банков, возникла очень острая проблема, связанная с предоставлением гарантий по выполнению подрядных работ на строительство инфраструктурных проектов в соответствии с Федеральным законом 44, который был введён в январе этого года. Сразу скажу, что в итоге по этому году я ожидаю, что потери ведущих российских банков составят десятки миллиардов рублей.
В чём, собственно, смысл? Сегодня по закону мы должны признать гарантии по существу на всё: на гарантии по авансам, гарантии по исполнению контракта, гарантии по качеству контракта. После этого госзаказчик, по большому счёту, спит спокойно, потому что всю ответственность дальше несёт банк, в том числе ответственность за нарушения или ошибки, которые возникали при проектировании. Много примеров, когда тендер выигрывают сначала по одной документации, потом идёт пересмотр. Сейчас пересмотр стоимости не предусмотрен. В итоге сегодня банки налетели на очень большие потери.
У нас какая просьба – рассмотреть возможность, чтобы Правительство совместно с банками посмотрело на систему гарантий, которая существует, потому что сегодня у нас, по сути, нет мотивации предоставлять гарантии. Все крупнейшие банки – ВТБ, Сбербанк и "Газпромбанк" – деньги теряют на этом деле, и ситуация очень серьёзная сейчас сложилась.
В.ПУТИН: Без гарантий тоже, наверное, трудно работу организовать, но тем не менее надо проанализировать всю ситуацию, которая сложилась.
А.КОСТИН: Да, Владимир Владимирович, у нас прав мало, а обязанностей много сейчас по этим гарантиям. Спасибо.
В.ПУТИН: Деньги зато есть у вас.
А.КОСТИН: Пожалуйста, мы не против.
В.ПУТИН: Давайте посмотрим, запишем это сегодня, проанализируем.
Константин Константинович, пожалуйста.
К.ИЛЬКОВСКИЙ: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Глубокоуважаемые коллеги!
Владимир Владимирович, Вы в своем выступлении совершенно справедливо отметили, что строительство всех дорог должно развиваться в единой логике. И вот эта логика, она несколько нарушается, когда у нас автомобильная дорога упирается в железную дорогу. Через территорию Забайкальского края проходит Транссиб – очень сильно на сегодняшний день загруженная магистраль. Принято решение ее реконструкции, совершенно правильное решение.
В.ПУТИН: Переезды имеете в виду?
К.ИЛЬКОВСКИЙ: Да. Проблема заключается в том, что переезды…
В.ПУТИН: Константин Константинович, мы знаем эту проблему, это проблема тоже финансовая.
К.ИЛЬКОВСКИЙ: Да, проблема финансовая.
В.ПУТИН: Задача такая стоит и по Центральному федеральному округу, и по другим направлениям, но вопрос исключительно финансовых ограничений. Проблема очень острая, это правильно.
К.ИЛЬКОВСКИЙ: Это нашло свое отражение, в том числе, и в программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
В.ПУТИН: Хорошо.
К.ИЛЬКОВСКИЙ: И еще один момент, на котором хотел тоже акцентировать внимание и полностью поддержать Анатолия Дмитриевича и Рустама Нургалиевича. Те компенсации, которые будут выделены в связи с сокращением акцизов, которые сегодня формируют наши дорожные фонды, а у нас за три года, по сути, целый год выпал, мы недополучим практически за целый год акцизов, чтобы они все-таки были в виде прямого федерального трансферта. Это намного упростит процедуры, и эти деньги тут будут 100 процентов "окрашены".
В.ПУТИН: А предложение Рустама Нургалиевича по поводу рубля к акцизам?
К.ИЛЬКОВСКИЙ: Мы его поддерживаем, безусловно.
В.ПУТИН: Понятно. Пожалуйста, Владимир Владимирович.
В.ЯКУШЕВ: Владимир Владимирович, прозвучал вопрос, связанный с ценой строительства одного километра дорог, особенно то, что касается крупных городов. Есть очень серьезная проблема на сегодняшний деньч. Мы тоже занимаемся сейчас объездной дорогой вокруг Тюмени. Земля сельскохозяйственного назначения. Мы принимаем акт об изъятии этой земли. С момента, когда принят акт, эта земля становится назначения транспортного. Соответственно, рыночная цена ее резко вырастает. Идем в суд. Суд общей юрисдикции принимает правильную позицию и определяет, что мы должны делать оценку этой земли как земли сельхозназначения. Что касается арбитражных судов, у них есть отдельное постановление Высшего арбитражного суда, согласно которому они эту оценку определяют на момент принятия искового заявления, то есть эта земля уже транспортного направления.
В.ПУТИН: Мы объединили Высший арбитражный суд и Верховный суд в Российской Федерации, для того чтобы эти вещи были минимизированы, чтобы вся судебная система работала эффективно, в том числе на экономику. Давайте, мы пометим это сегодня.
В.ЯКУШЕВ: Да, потому что у физлица получилась оценка 4 миллиона, а там – 24.
В.ПУТИН: Я понял. Мы пометим и попросим суд разобраться.
В.ЯКУШЕВ: И еще один момент, очень короткий. Сегодняшний вопрос, естественно, нужно рассматривать еще в совокупности развития общественного транспорта, потому что общественный транспорт – это уменьшение легковых автомобилей и возможность альтернативно людям двигаться по крупным городам. Поэтому я бы еще внес предложение рассмотреть возможность развития общественного транспорта совместными усилиями – Федерация, регионы и муниципалитеты, потому что в этом направлении тоже достаточно много вопросов.
В.ПУТИН: Но это не имеет прямого отношения к дорожному строительству, которым мы сегодня занимаемся, хотя тема очень важная.
Пожалуйста, прошу Вас.
А.ИВАНОВ: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Первое. Хотелось бы заметить в отношении слов Максима Юрьевича в части, касающейся сокращения расходов федерального бюджета на дорожное строительство. Это не так, Владимир Владимирович. Они действительно растут весьма существенными темпами.
В.ПУТИН: Дальше можете об этом не говорить. Я знаю, что это не так. Вопрос по распределению по регионам этих денег, но общий объем не меньше, там увеличился немножко. Но тем не менее Министра, который отвечает за отрасль, беспокоят некоторые направления его работы, здесь об этом говорили.
Давайте сосредоточимся на конкретике, если у Вас есть что сказать.
А.ИВАНОВ: По конкретике.
Мы, первое, что сделали, Владимир Владимирович, уже в предложениях по изменению Бюджетного кодекса, сейчас который Правительство поддержало, и рассматривает Государственная Дума, сбалансировали бюджеты субъектов в части дорожных фондов субъектов. И та часть, которая касается выпадения доходов при осуществлении налогового маневра, полностью по субъектам сбалансирована. В этой части, может, дополнительные поручения не давать. Вы просто дали поручение уточнить в части именно перечня поручений. Здесь дополнительных поручений не требуются. Уже соответствующие предложения в Бюджетный кодекс внесены и находятся на рассмотрении.
Кроме того, мы существенно увеличили базовый размер дорожного фонда в сравнении с тем, какой был до налогового маневра. Мы включили туда и трансферты регионов, и всю индексацию, которая касается акцизов. В этом смысле по акцизам, конечно, хотелось, чтобы поручение, которое Вы дадите, Владимир Владимирович, все-таки было осторожным, взвешенным в той части, что акциз всегда… Скажем, его увеличение приводит, в том числе к последствиям, связанным с изменением цены на топливо.
В.ПУТИН: Это все понятно.
А.ИВАНОВ: И в этом смысле хотелось бы, чтобы были учтены эти последствия.
В.ПУТИН: Нет, здесь никаких прямых указаний не будет. Руководитель рабочей группы Президиума Госсовета Рустам Нургалиевич Минниханов сделал это предложение, но Правительство рассмотрит это как предложение рабочей группы Госсовета, а там вы доложите о своих планах на этот счет.
А.ИВАНОВ: Спасибо.
В части, касающейся сокращения стоимости дорожного строительства, в частности километра дороги, хотелось бы, чтобы результативность и выполнение Вашего поручения приобрело количественную характеристику, конкретную стоимость в государственной программе. Мы не просто бы продекларировали, как мы говорим, "дайте нам дополнительно рубль акцизов для того, чтобы увеличить дорожный фонд", а чтобы мы понимали, как за те же деньги какое количество километров либо будет дополнительно создано, либо отремонтировано капитально или в текущем режиме содержится за счет именно изменения стоимости в рамках предложенных решений. Это нашло бы отражение в госпрограмме.
В.ПУТИН: Абсолютно правильно, это и людей всегда волнует, потому что люди готовы заплатить какую-то еще копеечку или рубль, но они должны понять, что эти деньги пойдут на реальное строительство, а не растворятся где-то в карманах чьих-то или в том, что не должным образом мы этим процессом руководим. Это абсолютно правильно, конечно.
А.ИВАНОВ: По бюджетным кредитам просьба, Владимир Владимирович. Мы действительно предоставляем их на дорожное строительство для того, чтобы помочь регионам, не хотелось бы их наказывать. Для того, чтобы это не происходило и Совет Федерации бы так не беспокоился об этом, в рамках государственной программы развития транспортной системы надо частично, на наш взгляд, как-то балансировать в дальнейшем расходы субъектов за счет тех дополнительных предложений, которые сегодня прозвучали в отношении 12-тонников и прочих предложений по формированию региональной части дорожных фондов, для того чтобы там какой-то был объем на то, чтобы помогать субъектам устанавливать бюджетные кредиты, которые выдавались именно на строительство дорожных объектов. И тогда мы сможем эту задачу также решить.
И по системе "ЭРА-ГЛОНАСС" просьба. Мы понимаем задачи, о которых Вы говорите, Владимир Владимирович. И единственное, на что мы хотели бы обратить внимание и попросить снять значительную жесткость в ранее данных Вами поручениях в отношении исключительной государственной собственности. В рамках акционерного общества, которое создается по системе "ЭРА-ГЛОНАСС", мы считаем, что здесь должно быть место государственно-частному партнерству.
В.ПУТИН: Я понимаю. Это правильно, абсолютно с Вами согласен, только нужно понять, с кого и за что деньги снимать. Вызов служб, скажем, скорой медицинской помощи, либо дорожной полиции, происходит бесплатно, и операторы телефонные ведь тоже бесплатно эту услугу оказывают. А здесь как быть?
А.ИВАНОВ: Здесь ситуация немножко иная, Владимир Владимирович. С одной стороны, это, скорее, задача, которая реализуется в рамках программы 112. Мы, когда говорим о системе "ЭРА-ГЛОНАСС", когда замышляли этот проект и, по Вашему поручению, его финансировали, мы, прежде всего, ориентировались на то, что сотовым операторам создается дополнительный рынок услуг, который они в связи с этим могут оказывать. И более того, начиная просто от сигнала до абонентов и некоторого набора услуг. По финансовой модели, которая докладывалась в рамках обоснования создания этого акционерного общества, авторами ее демонстрировался через три года выход на финансовую рентабельность. И это подтверждали сотовые операторы. Если это состоятельное в финансовом отношении акционерное общество, если сотовые операторы как наши партнеры в этом проекте верят в то, что оно таким будет, мы считаем, что уже даже на стадиях…
В.ПУТИН: Но они же говорили, с 2017 года.
А.ИВАНОВ: Это правда. Но ведь для того чтобы получить финансовый результат, надо вместе вложиться в ту часть проекта, в которой мы, условно говоря, вместе рискуем. При этом мы никоим образом не хотим снять с себя вот эту обязательную часть. Поэтому просьба поручить нам все-таки проработать модель государственно-частного партнерства. Это не минфиновский способ уйти от решения вопроса, Владимир Владимирович. Мы готовы до установленных сроков все сделать, как положено, но просьба только, чтобы мы не были одиноки в этом финансовом бремени.
В.ПУТИН: Согласен, чтобы это не продолжалось вечно без конечного результата с выходом на ГЧП, да?
А.ИВАНОВ: Да.
В.ПУТИН: Конечно, я согласен, давайте так и сделаем.
А.ИВАНОВ: Спасибо.
В.ПУТИН: Владимир Александрович, у меня к Вам вопрос. Вы как относитесь к этой дискуссии по поводу того, кто там должен взвешивать транспорт?
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ: Я считаю, Владимир Владимирович, что нужно применять различные подходы к решению этой ситуации. У нас каждый регион имеет свою специфику, где-то достаточное количество сотрудников, где-то недостаточное. Нужно все-таки идти на передачу полномочий и спокойно к этому вопросу относиться. В частности, полномочий по установлению штрафных санкций, полномочий по установлению надзорного хозяйства. Есть положительные примеры. Москва, Санкт-Петербург, они пошли по этому пути, и ничего страшного не произошло. Получили полномочия от органов ГИБДД и, соответственно, в полном объеме этими полномочиями пользуются.
В.ПУТИН: То есть Вы с этим предложением согласны?
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ: Да.
В.ПУТИН: Спасибо.
Нам надо это иметь это в виду, если Министр так считает, то это серьезная вещь.
Пожалуйста, Николай Иванович.
Н.МЕРКУШКИН: Уважаемый Владимир Владимирович!
Я к Андрею Юрьевичу, его реплике. Мы обсчитывали. Мы на самом деле, область, по факту по текущему году, то, что прогнозировал Минфин и как мы планировали работу по текущему году, 1,5 миллиарда мы не добираем акцизов. Вот Татарстаном было названо 2 миллиарда, даже более чем 1,5 миллиарда не добираем. Сейчас 91 миллиард, который Минфин дает субсидий нам распределять, на будущий год планирует, они берут факт, факт текущего года, а факт, по прогнозу Минфина, мы 18 процентов не доберем. То есть 82 процента от того, что планировалось в трехлетнем бюджете в прошлом году, в 2013 году, в трехлетке, это на уровне 82.
В.ПУТИН: Я не понимаю, а почему не добираете все время?
Н.МЕРКУШКИН: Это не мы не добираем, это приходит Смоленск и нам потом по коэффициентам, всем территориям разбрасывает.
РЕПЛИКА: Прогнозная цифра взята побольше, она не выполняется.
Н.МЕРКУШКИН: Прогнозная – 18 процентов – не будет реализована по текущему году. И Минфин сейчас на будущий год не из того, что утверждали в прошлом году нам на трехлетку, он взял, дотацию добавил 91 вот к тем 82 процентам, которые мы по текущему году будем иметь. И, естественно, наши цифры по будущему году будут падать. Надо это иметь в виду почему? Потому что ГЧП, когда мы подписывали соглашение, они тоже смотрят, тот же Газпромбанк, который с нами сейчас подписывает соглашение, они смотрят на наш дорожный фонд. Как мы будем потом расплачиваться по ГЧП, если цифры одни прогнозировались, а сейчас 1,5 миллиарда ушло – раз, потом 1 миллиард 800 уходит – еще больше. Вроде, мы растем чуть-чуть, но нет тех прогнозных, которые планировались в 2013 году, на что мы ориентировались и на что ориентировались, в том числе, и наши партнеры. Поэтому тут все-таки то, что рабочая группа представила, пусть Правительство внимательно посмотрит, чтобы мы на самом деле выполнили Ваше поручение, Ваш Указ и активно двигались вперед.
И еще один момент по ходу. Я очень хотел бы поддержать, Владимир Владимирович, мостовика по поводу цементно-бетонной смеси. В поручении поручить особенно там, где стоят цементные заводы рядом, там транспортное плечо будет маленькое, может и цена получится меньше даже, чем асфальтобетонный, а качество по жизненному циклу будет в два раза превосходить. Потому что в свое время Германия, Вы знаете хорошо, проблему решила в основном за счет цементно-бетонной смеси.
В.ПУТИН: Во всяком случае, нужно разбюрократить принятие решений там, где это экономически целесообразно.
Н.МЕРКУШКИН: Рядом цементный завод, зачем туда тащить битум за тысячу километров?
В.ПУТИН: Конечно.
Н.МЕРКУШКИН: И плюс еще маленький момент. По земле мы говорили. По крупным городам-миллионникам, тоже в докладе было, очень сложно изымать, не то, что изымать, очень большая доля коммуникаций в дорожных затратах. У него стоят сети, им уже 70 лет, бесплатно почти достались когда-то, и он ждет, когда мы новую дорогу будем строить, ждет, он знает, что мы должны переложить ему эти сети. Надо бы, конечно, посмотреть, мы сейчас пытаемся там собственными силами или 50 на 50, чтобы он тоже участвовал. Если у него новые сети, понятно, если он проложил их три-пять лет назад, уже новый собственник, понятно, а если советские сети, 70 лет им, и он ждет, когда мы ему новые сети проложим, там двухметровый коридор, коммуникации и так далее.
В.ПУТИН: Здесь какой-то гибкий должен быть подход отработан, я согласен с Вами, конечно. Нам надо пометить это, надо не забыть.
Аркадий Владимирович, пожалуйста.
А.ДВОРКОВИЧ: По поводу доходов региональных дорожных фондов от акцизов. Понятно, что в бюджетах у всех закладываются прогнозы. Это же не четкие цифры, которые вообще от реальности не зависят. Были заложены прогнозы. Прогнозы оказались завышены.
Е.БУШМИН: На много.
А.ДВОРКОВИЧ: На много. Из-за изменений баланса бензина третьего, четвертого, пятого классов. Эта причина тоже понятна. У нас на пятый класс для стимулирования увеличения глубины переработки, повышения качества бензина акцизы на четвертый, пятый класс были снижены. Их стало больше, а акцизов стало меньше из-за этого. Если мы сейчас этот рубль добавим, если мы положительно рассмотрим предложение Рустама Нургалиевича, тогда это компенсирует, конечно, эту потерю, уже такой проблемы не будет. Но мы не можем в бюджете просто так заложить большую цифру, просто потому что у нас такой прогноз неправильный был. Это не может быть причиной.
Я хотел поддержать максимально децентрализацию полномочий в сфере контроля за тяжеловесными, крупногабаритными грузами. Не нужно здесь на федеральный уровень забирать эти полномочия. Понятно, что регионы все равно будут работать с нашими службами, но полномочия должны быть у них, у регионов, и действительно местная специфика может быть учтена. А наилучший опыт можно распространять, и в этом как раз и есть роль федерального центра – максимально лучшую практику распространять по регионам. То же самое касается стандартов строительства сельских дорог. Нужно тоже эти полномочия отдать регионам, чтобы они сами решали, какие, в каком виде дороги строить. Это удешевит просто и ускорит строительство.
В.ПУТИН: К Вам еще один вопрос, связанный со способами, которые предотвращали бы завышение стоимости этих сыпучих материалов – гравия, песка и так далее. Здесь прозвучали некоторые предложения. Они на первый взгляд выглядят не очень рыночными, но что с этим делать-то?
А.ДВОРКОВИЧ: Предложение о том, чтобы, по сути, регулировать цену, означает просто отмену лицензирования этой деятельности. То есть регионы предлагают этим заниматься самостоятельно и быть заказчиками этих работ просто, брать на подряд тех, кто будет разрабатывать карьеры, и дальше поставлять эти материалы для дорожного строительства. По сути, так это предложение звучит. Нужно просто отказаться тогда от выдачи лицензий на эти работы неограниченному кругу организаций. Это, наверное, возможно, но это резкое изменение всей системы. Можно подумать, просто посмотреть, там какие риски из-за этого, и что делать.
В.ПУТИН: Но совершенно очевидно, что недобросовестные, так прямо скажем, предприниматели, а, к сожалению, в каждой среде есть недобросовестные люди, или они недобросовестно пользуются тем, что мы недостаточно грамотно отрегулировали эту сферу деятельности, ну и получают сверхприбыль. Но это не должная практика, и от этого нужно как-то уходить.
А.ДВОРКОВИЧ: Будем еще что-то придумывать тогда, кроме деятельности ФАС, максимально рыночных механизмов. В принципе такие товары, как песок, щебень, вполне могут быть почти биржевыми товарами.
В.ПУТИН: Нет, это маловероятно. Это же надо привезти из другого региона. Вопрос-то в чем? Карьер рядом - тогда песок относительно приемлемый по ценам. Но если на 90 процентов увеличение стоимости идет – это вообще…
А.ДВОРКОВИЧ: Это тогда вопрос антимонопольной службы. Тогда поведенческие условия для этих компаний. Если она монополист на локальном рынке, тогда это поведенческие условия для этой компании. Она тогда не может идти с ценами, которые выше, чем сложившиеся в целом на рынке Российской Федерации.
В.ПУТИН: Сейчас не будем принимать никакого решения окончательного, но это нужно точно отметить в сегодняшнем поручении. Нужно разработать механизм защиты интересов государства.
А.ДВОРКОВИЧ: Мне кажется, что иногда можно поступаться даже сроком строительства ради того, чтобы цена была ниже. Просто не покупать. Вот они выходят с ценой такой - ничего страшного, подождать два-три месяца.
В.ПУТИН: Нет, Аркадий Владимирович, так сложно, потому что там же рабочие коллективы, им нужно зарплату платить, они простаивать не могут. Нет, нам нужны действенные механизмы. Давайте подумаем, запишем это как поручение и подумаем.
Пожалуйста, Вячеслав Иванович.
В.ШПОРТ: Уважаемый Владимир Владимирович, у меня короткое предложение для рассмотрения. Вот по сельским дорогам есть хорошее направление у нас в стране – поддержка строительства дорог к сельским населенным пунктам. У меня предложение для Дальнего Востока, чтобы посмотрели и ввели какой-то критерий, может, коэффициент. Например, должно быть не более 5 километров от большой дороги до сельского населенного пункта, тогда он получает поддержку, и должны жить там не менее 125 человек. А у нас такие расстояния большие, у нас больше 5 километров, и сразу все выпадают оттуда. Может, какой-то ввести критерий? Их не так много, там народу мало живет, на Дальнем Востоке, там расстояния большие.
В.ПУТИН: Вот подсказывает коллега, уже согласились.
В.ШПОРТ: Спасибо.
В.ПУТИН: Стоит вам только вопрос поднять, и всё, для Дальнего Востока всё делаем влет.
В.ШПОРТ: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.ПУТИН: Пожалуйста, прошу Вас.
К.ДМИТРИЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, коротко комментарий о финансировании платных дорог. Мы считаем, что платные дороги можно финансировать, в том числе, за счет иностранных инвесторов. Например, наши арабские партнеры подтвердили желание инвестировать в третью и четвертую очередь ЦКАДа. И мы активно работаем с Минтрансом, с Росавтодором, чтобы такие инвестиции привлекать. Также нашим соинвестором станет один из ведущих негосударственных пенсионных фондов. Это позволяет пенсионные средства тоже мобилизировать. Поэтому мы также активно работаем с регионами, но мы и поддерживаем усилия Минтранса и автодора по увеличению количества таких объектов и ускорению проведения конкурсов, потому что мы готовы с иностранными партнерами в них инвестировать. Но чем больше объектов будет выставлено, тем более эффективны будем в нашей деятельности. Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо большое. Пожалуйста.
С.КЕЛЬБАХ: Владимир Владимирович, небольшой комментарий, касающийся ценообразования. Государственная компания как раз единственная, кто последнее время строит большое количество новых дорог и постоянно сталкивается со всей проблематикой, о которой говорили и губернаторы, и выступающие, в двух аспектах.
Первое – это земельные вопросы. Мы полным ходом под Москвой сталкиваемся. Второе – это вынос инженерных сетей. Все это сплетается в одну большую проблему ценообразования. До тех пор, пока вся методика расчета стоимости и озвучивания в обществе стоимости строительства дороги будет включать в себя и вопросы выкупа земель, работа с теми же земельными спекулянтами, то, о чем губернаторы говорят, они успевают быстро сельхозку переводить в землю промышленности и транспорта. Это вынос инженерных коммуникаций, особенно в зоне крупных мегаполисов, когда мы магистральные и газовые сети диаметром 2 метра выносим, и мы оплачиваем, улучшаем инфраструктуру всех сетевиков, и все это включается в стоимость автомобильной дороги. Мы декларируем то, что у нас стоимость километра получается такая-то, при этом реально стоимость самого объекта как такового дороги, безусловно, значительно меньше. Процентов 35-40 составляют те затраты, которые мы осуществляем на подготовительном этапе и сопровождающем этапе.
До тех пор пока методологически мы не будем делить те затраты, которые до того, и реально стоимость объекта, мы все время будем обществу говорить о высокой стоимости дорог. На самом деле это не так.
В.ПУТИН: На самом деле это так, потому что это же тоже государственные деньги. Вопрос только – как их назвать, из какого источника их направить. Но деньги-то мы на это тратим. Другое дело, что собственно стоимость километра гораздо ниже, чем сопутствующие затраты, это правда. Но это надо иметь в виду и бороться с понижением всех этих расходов.
Р.СТАРОВОЙТ: Владимир Владимирович, позвольте, буквально добавлю к стоимости. Потому что я открыл, у меня данные Высшей школы экономики, это не наши расчеты. В прошлом году они провели исследование: в Германии 122,6 миллиона рублей за километр средняя стоимость без коммуникаций, имущественных вопросов; в США – 72 миллиона рублей, в России – 41 миллион рублей за километр. Это просто к публичному озвучиванию стоимости километра.
В.ПУТИН: Так и есть, наверное. Там еще связано не только с этой методологией. Связано еще с шириной. В Европе одна ширина, у нас она другая, шире, а километр считается так, одно и то же. Здесь есть вопросы. Тем не менее мы с вами сейчас в ходе дискуссии выяснили, что у нас еще очень многое нужно сделать для того, чтобы оптимизировать эту работу. Совершенно очевидно, что многое можно сделать, даже исходя из тех финансовых возможностей, которые у нас есть. Надо только эффективнее их, эти средства, расходовать. Это связано и с методологией, это связано с применением новых материалов, это связано с нормативно-правовой базой, это связано с администрированием. Я сейчас не буду возвращаться к тому, с чего начал, а именно с важности строительства дорог в России и для развития экономики, и для развития социальной сферы, для того чтобы у нас появлялись современные транспортные средства, для того чтобы экология улучшалась.
Все это большой-большой перечень вопросов, жизненно важных практически для каждого гражданина Российской Федерации и для страны в целом, для ее экономики. Мы уже многократно к этому вопросу подходили и будем, безусловно, заниматься этим дальше. У нас, знаете, как в народе говорят "глаза боятся, а руки делают". Это тот самый случай. Нужно двигаться по решению всех проблем, которые мы затронули. Но это еще даже не все вопросы, там их гораздо больше.
Мы обязательно все, что вы сегодня говорили – а я хочу вас поблагодарить за такой конструктивный и очень профессиональный подход к рассмотрению этой очень важной и большой темы – учтем, скомпонуем и соответствующим образом заложим в поручениях. Разумеется, с соответствующим контролем за их исполнением. И соберемся еще не один раз по этому вопросу.
Спасибо большое.
Видеозапись заседания
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение