Сергей Акульчев: "В кризисы у нас объемы производства не падали. Они могут падать в строительстве, машиностроении, но люди не станут меньше есть". "KazanFirst.ru". 2 марта 2015

Акульчев поведал свой рецепт борьбы с кризисом, рассказал, почему дорожает продукция его бренда и какие шаги он предпринимает, чтобы сдержать рост цен. Бизнесмен приподнял завесу тайны: "Акульчев" готовится подписать контракты на поставки своей продукции в дальнее зарубежье – с учетом нынешнего курса валют это выгодно
— Давайте начнем с самой громкой новости – закрытие проекта Dessert Boutique. Расскажите, почему было принято такое решение?
— Самая главная причина – возможность развития проекта на большой территории. Нас интересовало быстрое расширение, а оно не получалось. Понятно, что этот проект существовал, он самоокупался, но занимал достаточно много времени и человеческих ресурсов. Тогда мы приняли решение, что нам лучше сконцентрироваться на бренде "Акульчев".
Мы планировали, что Dessert Boutique сразу должен быть российского масштаба. Нас интересует быстрое развитие. Если развивать собственную сеть, то это возможно. Нас территория Татарстана всегда несильно прельщала. Мы даже делали попытки выхода в Москву, но это была не самая успешная попытка.
— Возникали трудности?
— Ставить некие опорные точки - базы, где будет храниться продукция, перевозить её – это достаточно долгий путь. Возникла проблема и с открытием магазинов – мы сами не можем генерировать поток [покупателей]. Потоки создаются в торговых центрах, с ними заключить договор на хорошую точку — это отдельная эпопея. Надо найти владельца или гендиректора центра, несколько раз с ним встретиться. Может быть, распить не одну бутылку вина, и только после этого получится хорошая точка. Это фактически индивидуальная работа с каждым торговым центром. Очень сложный процесс, чтобы ставить его на поток.
Есть возможность выйти на клиента через сети - сразу выкладывать продукцию в магазинах. Но там тоже есть своя проблема. Она связана с тем, что наша продукция замороженная – её надо хранить в морозильных камерах. Но покупатель редко берет торты из морозильников. Он обычно выбирает продукцию на холодной полке, где бешеная конкуренция. Самая дорогая продукция, которая там есть – в 2-3 раза дешевле, чем у нас. Ее делают сразу под эту полку – у них прозрачный корэкс (упаковка для кондитерских изделий - KazanFirst).
Так как у нас премиальный сегмент — коробка белая. Поэтому концепцию развития путем дистрибуции через торговые сети мы тоже отмели. И по цене, и по визуализации мы проиграли бы. К тому же могли быть большие возвраты продукции.
Если выставлять нашу продукцию в морозильных камерах, то пришлось бы менять всех дистрибьюторов. У тех, кто поставляет в торговые сети продукцию бренда "Акульчев", нет морозильных фур, нет на складах морозильных установок. Необходим был целый пул новых поставщиков.
— Закрытие сети планировалось первоначально или рассматривался вариант продажи?
— Продажа рассматривалась, но не хотелось абы кому продавать сеть только ради денег. Мы искали людей, у которых есть не только финансы, но и понимание того, как развивать проект. Таких не нашлось.
Если мы его и будем продавать, то продадим проект как набор оборудования, возможно, по частям. Но это уже будет не Dessert Boutique. Это будет просто продажа оборудования.
— Известно, что проект хотел приобрести владелец ресторана Sky Lounge и кинотеатра VIP-cinema Эрик Гафаров. Сколько людей еще хотели приобрести актив? Были претенденты?
— На Dessert Boutique претендовали ещё две компании. Эрик Гафаров рассматривал только покупку оборудования. Он один раз приехал, посмотрел. Мне вообще не нравятся люди, которые ничего не сделали ещё, а уже пиарятся, поэтому я даже встречаться с ним не буду и ничего продавать ему не буду. Ты сначала сделай, а потом говори.
— Вы заявляли, что на "Акульчев" и на DessertBoutique уходило примерно поровну сил, а какая была отдача от проектов?
— Один к ста примерно. Выручка "Акульчева" [в 2014 году]— 1,1 млрд рублей, Dessert Boutique — 46 млн.
— Сколько сотрудников работают в Dessert Boutiqueи "Акульчеве"?
— В Dessert Boutique около 50 сотрудников, в "Акульчеве" - 500 человек. До автоматизации было 1000 человек. У нас поднялась производительность после того, как мы закупили автоматические линии – сейчас на производстве все 10 линий автоматизированы. К сожалению, без людей мы пока не научились работать. Можно, конечно, какие-то операции заменить роботами, но это слишком дорого.
— С учетом нынешнего курса рубля, есть ли планы по покупке новых производственных линий?
— Пока нет. Окупаемость нового оборудования сейчас начинает стремиться к бесконечности.
— Расскажите про планы бренда "Акульчев", чего ожидать потребителям? Возможно ли появление премиум-сегмента, который после закрытия бутиков пропадет?
— Продукция в любом случае будет появляться, мы сейчас концентрируем усилия на "Акульчеве". Мы не стараемся делать много продуктов, мы стараемся каждый продукт дорабатывать, делать его ещё вкуснее, ещё лучше и в больших объемах. Для этого у нас есть автоматические линии..
Сейчас концентрируемся на каждом продукте, который делаем. Глобального расширения линейки мы не рассматриваем, по крайней мере, в этом году. Дальше будем потихонечку прирастать какими-то продуктами и увеличивать их количество на топовых позициях.
— Насколько высока сейчас конкуренция на российском рынке вашего ключевого продукта – венских вафель?
— Серьезных конкурентов, с которыми нам приходилось бы бороться, пока нет. Подобные компании есть, но мы пока давим всех качеством и именем.
— В кризис наблюдается снижение объемов производства на "Акульчеве"?
— Мы же в "пищевке", в кризисы у нас никогда объемы не падали. Они могут падать в строительстве, машиностроении, но есть меньше люди не станут
— Значит, объемы растут. Сети стали больше закупать продукции?
— Объемы примерно одинаковые, но есть некоторый прирост, как и некоторый сбой в продажах. Связан он с тем, что нам приходится ждать 30-40 дней, пока сети утвердят цены.
— Вы говорили, что в продукции Dessert Boutiqueмного импортного сырья, а зависит ли продукция "Акульчева" от импорта?
— Сильно зависит. Я понял это, когда сам стал заниматься закупкой сырья после ухода Ришата Шайхулова. Маргарины и жиры в большом количестве идут из Азии, пленка вся - из Европы. Из Азии сырье идет в долларах, из Европы — в евро. Если взять сахар, то он вообще какой-то полувалютный товар. Он котируется на бирже и туда-сюда скачет. Его стоимость сильно поднялась в последнее время, хотя делается он в России. Если брать масла, они как полувалютный товар тоже сильно подскочили. Все взлетело от 20 до 120%.
— Насколько подорожала продукция?
— Она подорожала на 20%. Мы пытаемся сдерживать рост путем перехода на предоплату по сырью. Смена метода оплаты позволяет удешевить его. У нас были отсрочки 45-60 дней, мы сейчас отказываемся от них, объявляем тендеры. Мы понимаем, что не можем бесконечно поднимать цены. В какой-то момент это ударит по полке, люди просто перестанут покупать нашу продукцию, потому что вкусно, но дорого.
— Куда сейчас "Акульчев" поставляет свою продукцию? Какие планы по развитию экспорта?
— Сейчас мы поставляем продукцию в ближнее зарубежье: в Казахстан, Азербайджан, Белоруссию, Туркменистан и Таджикистан. Скоро начнем поставлять в дальнее зарубежье, уже прорабатываются контракты. Соотношение "рубль – доллар" сейчас выгодно для поставки продукции на экспорт. Пока не буду говорить куда — контракты ещё не подписаны.
— Сергей, насколько сложно управлять бизнесом, находясь за рубежом? Сколько времени вы проводите в Австрии и в России?
— Примерно 50 на 50. Управлять бизнесом на расстоянии непросто, потому что в России не очень развита культура самостоятельности. Мы с детства привыкли, что над нами стоит учитель – проверяет. Мои дети живут и учатся в Европе – у них нет дневников. С одной стороны, это минус, ты не знаешь, чем ребенок занимается. С другой стороны — плюс: дети с детства привыкают к самостоятельности. Они сдают экзамены раз в полгода.
У нас, в России, к сожалению, этого нет. У нас дневник и каждодневный контроль. Люди, соответственно, так и вырастают. Когда им исполняется 30-40 лет, они другими не становятся. Если владельца нет на месте, персонал расслабляется. Поэтому, скорее всего, мне потребуется исполнительный директор. Управлять дистанционно тяжело.
— Почему из оперативного управления компании ушел исполнительный директор Ришат Шайхулов, есть ли претенденты на его место?
— Ришату поступило интересное предложение – возглавить торговый дом "Татспиртпрома". Это федеральная компания, там бюджет раз в десять больше. Это для него новое направление, новый город. Мы приняли решение, что это предложение нужно принять.
— Он советовался с вами перед тем, как перейти в "Татспиртпром"?
— Да, мы вместе решали. У нас с компаньоном близкие доверительные отношения, нет каких-то секретов. Сейчас я выполняю те функции, которые выполнял он. Но из-за того, что я часто уезжаю, наверное, нужно будет искать исполнительного директора. Думаю, такая должность появится.
— Насколько производительность труда в России ниже, чем в Европе?
— В среднем, по отрасли мы отстаем от Европы в 4 раза. Это связано не только с человеческим фактором, но и с уровнем автоматизации производства. Когда за рубежом создается бизнес, он сразу строится на автоматических технологиях. У нас не всегда хватает денег, чтобы заменить человека машиной. За рубежом высокая культура производства и повышенная ответственность. Мы тоже к этому придем, но со временем.
— Есть ли на "Акульчеве" какие-то программы по повышению эффективности труда?
— Мы постоянно этим занимается, смотрим, где у нас идут потери по персоналу – в основном, это происходит на производстве, но бывает и в офисе. Пару раз в год мы проводим оптимизацию.
— Почему вы перевезли семью в Европу, чем жизнь там отличается от жизни в России?
— В первую очередь, сыграли роль такие факторы, как медицина, экология, образование, безопасность. В Челнах, я считаю, плохая экология, у нас огромное количество онкологических заболеваний, о которых умалчивают. Очень много моих знакомых умирают от рака – думаю, и "Камаз", и нефтяная сфера в этом виноваты. Я не хотел бы здесь долго задерживаться, поэтому половину времени провожу в Европе, там полегче.
— Каков ваш рецепт борьбы с кризисом, что необходимо делать предпринимателям?
— Мой рецепт очень простой, ничего нового я не открою. Первое - надо очень много работать. Второе - работать больше надо головой, а не руками. Третий пункт рождается из первого – чем больше вы находитесь на работе, тем больше вы зарабатываете и меньше тратите. Я сейчас про личное потребление: квартиры, машины, отдых. Я думаю, что эти три фактора, особенно в кризис, приведут к гарантированному результату.
Сергей Акульчев – основатель и гендиректор ООО "Акульчев"
Владельцы: 80% - Сергей Акульчев, 20% - Ришат Шайхулов
Родился 2 августа 1974 года. Образование: высшее, окончил Казанский Государственный Университет в 2004 году.
Первую пекарню Акульчев открыл в 1995 году после окончания Камского автомеханического колледжа. Она занималась производством и реализацией хлебобулочных изделий в Челнах.
В 2002 году Акульчев уходит с рынка хлебобулочных изделий и делает упор на выпуск кондитерской продукции. В 2004 начинает производить мягкие вафли, в 2006 в линейке появляется вафельное печенье и вафельные чипсы. Сейчас ООО "Акульчев" — это крупный кондитерский комбинат, на нем работает 500 человек.
Предприятие работает с крупными федеральными ритейлерами, среди них METRO, "Пятерочка", "Карусель", "Ашан".
Выручка за 2014 год:
ООО "Акульчев" — 1,1 млрд рублей
Dessert Boutique — 46 млн рублей
Для справки: Название компании: ПК Акульчев, ООО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot