Строительные грузы взяли тайм-аут. "ИА РЖД-Партнер.ру". 19 сентября 2014
22.09.2014 в 09:44 | ИА РЖД-Партнер.ру | Advis.ru
Самая масштабная стройка начала века – к Олимпиаде в Сочи – завершилась в текущем году. И тут же потребление и перевозка строительных грузов пошли на убыль. Если за 8 месяцев 2013-го объем погрузки строительных грузов снизился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то с начала 2014-го спад составил уже 17%. Ждет ли строительную отрасль подъем или отрицательная динамика только усилится?
Негативная тенденция нарастающего отставания объемов погрузки от прошлогоднего уровня на рынке транспортировки строительных грузов отмечается уже не первый год, а в текущем она только усугубилась. Напомним, в январе – мае 2014-го погрузка сократилась на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го – до 57,1 млн т, а в январе – июле снижение достигло уже 16,6% (83,2 млн т).
Сокращение объемов перевозки строительных грузов обусловлено завершением олимпийской стройки, считает советник председателя федерального межотраслевого совета ООО "Деловая Россия" Михаил Викторов.
"Недавно закончились ключевые стройки последних лет. Это не могло не повлечь снижения спроса на стройматериалы. А к новым масштабным проектам в России пока еще не приступили, поэтому перевозка грузов данной номенклатуры вернулась в свое привычное русло. Оживления погрузки строительных грузов стоит ожидать по мере возникновения крупных объектов", – полагает он.
Такой же точки зрения придерживаются и другие участники рынка. Так, по словам руководителя международного отдела ГК "Санна" Сергея Разинкина, положительного тренда в сегменте строительных грузов стоит ожидать не раньше 2016 года.
"Рост погрузки будет обусловлен строительством стадионов и прочих спортивных объектов для 21-го чемпионата мира по футболу, который пройдет в июне – июле 2018-го. Пока мы не берем в расчет возведение моста через Керченский пролив – сроки его строительства и сдачи в эксплуатацию еще не утверждены. Других масштабных строек, по нашим сведениям, в обозримом будущем не планируется", – пояснил он.
По мнению М. Викторова, ситуация с перевозкой строительных грузов отражает также общее состояние строительной отрасли в России.
Напомним, в январе – августе 2012 года был расцвет перевозки грузов данной номенклатуры: рост по отношению к аналогичному периоду 2011-го составил 18,7% (122,2 млн т), притом что и в 2011 году объем погрузки строительных грузов за 8 месяцев показал положительную динамику (+11,7%).
"В последние 3–4 года строительная отрасль активно развивалась, строительство жилья увеличивалось, хотя его темпы роста и снижались. Сейчас же в этой сфере существует ряд проблем. Например, с финансовым обеспечением: кредиты на покупку жилья для населения по-прежнему невыгодны. В то же время цены на объекты недвижимости остановились, и даже намечается их снижение, что скажется на уменьшении маржи застройщиков", – добавил М. Викторов.
Генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой считает, что сегодня на рынке строительных материалов наблюдается стагнация.
"Ситуация в отрасли – это отражение экономической ситуации в стране. В этом году был принят ряд законопроектов, которые усложнили конкурсную процедуру, из-за чего крупные организации не смогли вовремя провести торги. К тому же некоторые проекты, реализация которых должна была начаться в текущем году, были отложены. Параллельно ухудшается и потребительский спрос, сокращаются объемы строительства и бюджеты регионов", – пояснил он.
Так, по словам А. Громового, за первые 4 месяца 2014-го в Карелии наблюдался рост объема перевозок щебня (+12%), однако уже в II и III кварталах объемы погрузки снизились до уровня прошлого года.
Есть и другая точка зрения. По словам аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, на объем перевозки строительных грузов повлияла геополитическая ситуация.
"Причиной снижения объемов отгрузки строительных грузов на сети железных дорог является уменьшение количества новых заказов на строительство ввиду сложившейся ситуации вокруг кризиса на Украине. При этом с учетом ослабления рубля есть вероятность, что сроки поставок были пересмотрены, и это также могло стать причиной снижения грузооборота", – предполагает аналитик.
По его прогнозам, темпы снижения объема погрузки строительных грузов в II полугодии 2014-го могут еще увеличиться.
Но А. Громовой отмечает и другую тенденцию: "Ранее в Россию ввозилось порядка 50% украинского щебня. С недавних пор его поставки упали в 2 раза, а ожидаемого дефицита данной номенклатуры на рынке нет. Все вышесказанное говорит об уменьшении доли закупок, что привело к умеренному спросу на строительные грузы".
Однако все респонденты уверены в том, что в ближайшие годы отрасли удастся хотя бы частично восстановить свои позиции. Так, М. Викторов считает, что сейчас каких-то точек роста в промышленном строительстве нет, но в скором будущем начнется активная фаза подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, что сможет поддержать отрасль. По прогнозу С. Разинкина, в ближайшее время увеличения нагрузки на сеть ОАО "РЖД" за счет перевозки строительных материалов ожидать не стоит. "Статистика вполне закономерна и даже предсказуема. Не секрет, что повышенный спрос на транспортировку стройматериалов, которым ознаменовались последние несколько лет, был вызван созданием олимпийских объектов в Сочи. Стройка давно закончилась, и, как следствие, пропала необходимость в перевозке", – рассуждает С. Разинкин.
Кроме того, он отмечает, что не стоит забывать о том, что большое влияние на показатели спроса на перевозки грузов данной номенклатуры оказывает сезонность. "Как известно, по мере наступления холодов частники, составляющие серьезный процент заказчиков стройматериалов, снижают свою активность", – поясняет он.
Однако отрицательная динамика вовсе не говорит о проблемах, царящих в данной отрасли. Большинство экспертов утверждают, что просто все постепенно вернулось на круги своя. И никто не сомневается, что как только в полную силу начнется реализация нового строительного проекта, грузы данной номенклатуры рекой потекут по стальным магистралям.
Негативная тенденция нарастающего отставания объемов погрузки от прошлогоднего уровня на рынке транспортировки строительных грузов отмечается уже не первый год, а в текущем она только усугубилась. Напомним, в январе – мае 2014-го погрузка сократилась на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го – до 57,1 млн т, а в январе – июле снижение достигло уже 16,6% (83,2 млн т).
Сокращение объемов перевозки строительных грузов обусловлено завершением олимпийской стройки, считает советник председателя федерального межотраслевого совета ООО "Деловая Россия" Михаил Викторов.
"Недавно закончились ключевые стройки последних лет. Это не могло не повлечь снижения спроса на стройматериалы. А к новым масштабным проектам в России пока еще не приступили, поэтому перевозка грузов данной номенклатуры вернулась в свое привычное русло. Оживления погрузки строительных грузов стоит ожидать по мере возникновения крупных объектов", – полагает он.
Такой же точки зрения придерживаются и другие участники рынка. Так, по словам руководителя международного отдела ГК "Санна" Сергея Разинкина, положительного тренда в сегменте строительных грузов стоит ожидать не раньше 2016 года.
"Рост погрузки будет обусловлен строительством стадионов и прочих спортивных объектов для 21-го чемпионата мира по футболу, который пройдет в июне – июле 2018-го. Пока мы не берем в расчет возведение моста через Керченский пролив – сроки его строительства и сдачи в эксплуатацию еще не утверждены. Других масштабных строек, по нашим сведениям, в обозримом будущем не планируется", – пояснил он.
По мнению М. Викторова, ситуация с перевозкой строительных грузов отражает также общее состояние строительной отрасли в России.
Напомним, в январе – августе 2012 года был расцвет перевозки грузов данной номенклатуры: рост по отношению к аналогичному периоду 2011-го составил 18,7% (122,2 млн т), притом что и в 2011 году объем погрузки строительных грузов за 8 месяцев показал положительную динамику (+11,7%).
"В последние 3–4 года строительная отрасль активно развивалась, строительство жилья увеличивалось, хотя его темпы роста и снижались. Сейчас же в этой сфере существует ряд проблем. Например, с финансовым обеспечением: кредиты на покупку жилья для населения по-прежнему невыгодны. В то же время цены на объекты недвижимости остановились, и даже намечается их снижение, что скажется на уменьшении маржи застройщиков", – добавил М. Викторов.
Генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой считает, что сегодня на рынке строительных материалов наблюдается стагнация.
"Ситуация в отрасли – это отражение экономической ситуации в стране. В этом году был принят ряд законопроектов, которые усложнили конкурсную процедуру, из-за чего крупные организации не смогли вовремя провести торги. К тому же некоторые проекты, реализация которых должна была начаться в текущем году, были отложены. Параллельно ухудшается и потребительский спрос, сокращаются объемы строительства и бюджеты регионов", – пояснил он.
Так, по словам А. Громового, за первые 4 месяца 2014-го в Карелии наблюдался рост объема перевозок щебня (+12%), однако уже в II и III кварталах объемы погрузки снизились до уровня прошлого года.
Есть и другая точка зрения. По словам аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, на объем перевозки строительных грузов повлияла геополитическая ситуация.
"Причиной снижения объемов отгрузки строительных грузов на сети железных дорог является уменьшение количества новых заказов на строительство ввиду сложившейся ситуации вокруг кризиса на Украине. При этом с учетом ослабления рубля есть вероятность, что сроки поставок были пересмотрены, и это также могло стать причиной снижения грузооборота", – предполагает аналитик.
По его прогнозам, темпы снижения объема погрузки строительных грузов в II полугодии 2014-го могут еще увеличиться.
Но А. Громовой отмечает и другую тенденцию: "Ранее в Россию ввозилось порядка 50% украинского щебня. С недавних пор его поставки упали в 2 раза, а ожидаемого дефицита данной номенклатуры на рынке нет. Все вышесказанное говорит об уменьшении доли закупок, что привело к умеренному спросу на строительные грузы".
Однако все респонденты уверены в том, что в ближайшие годы отрасли удастся хотя бы частично восстановить свои позиции. Так, М. Викторов считает, что сейчас каких-то точек роста в промышленном строительстве нет, но в скором будущем начнется активная фаза подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, что сможет поддержать отрасль. По прогнозу С. Разинкина, в ближайшее время увеличения нагрузки на сеть ОАО "РЖД" за счет перевозки строительных материалов ожидать не стоит. "Статистика вполне закономерна и даже предсказуема. Не секрет, что повышенный спрос на транспортировку стройматериалов, которым ознаменовались последние несколько лет, был вызван созданием олимпийских объектов в Сочи. Стройка давно закончилась, и, как следствие, пропала необходимость в перевозке", – рассуждает С. Разинкин.
Кроме того, он отмечает, что не стоит забывать о том, что большое влияние на показатели спроса на перевозки грузов данной номенклатуры оказывает сезонность. "Как известно, по мере наступления холодов частники, составляющие серьезный процент заказчиков стройматериалов, снижают свою активность", – поясняет он.
Однако отрицательная динамика вовсе не говорит о проблемах, царящих в данной отрасли. Большинство экспертов утверждают, что просто все постепенно вернулось на круги своя. И никто не сомневается, что как только в полную силу начнется реализация нового строительного проекта, грузы данной номенклатуры рекой потекут по стальным магистралям.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

ИНДУСТРИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Производство продуктов питания и напитков РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- анализ основных показателей производства пищевых продуктов и напитков,
- ключевые события отрасли, включая сделки M&A, а также международную деятельность предприятий,
- детальное описание состояния всех направлений индустрии,
- анализ экспорта и импорта основных продуктов питания,
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания РФ с бизнес-справками компаний,
- актуальные тренды рынка,
- консенсус-прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «140 строящихся и проектируемых пищевых производств РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- переработка и консервирование мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей,
- производство масел и жиров,
- производство молочной продукции, детского питания и диетических пищевых продуктов,
- производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, хлебобулочных и мучных кондитерских, а также макаронных изделий,
- производство сахара и мелассы, шоколада и сахаристых кондитерских изделий,
- производство чая и кофе, приправ и пряностей,
- производство полуфабрикатов и готовых блюд,
- производство напитков прочих пищевых продуктов,
- производство кормов для сельскохозяйственных домашних животных,
- глубокая переработка зерна.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.