Счетная Палата: Продвижение молока от производителя в продажу добавляет к его стоимости более 100%.
Объекты анализа: Минсельхоз России, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная таможенная служба, ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела", Национальный союз производителей молока, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (выборочно).
Исследуемый период: 2015 год и истекший период 2016 года.
С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия осуществлен анализ текущего состояния молочной отрасли с учетом достаточности нормативно-правового регулирования и мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение в данной сфере. В частности, было проанализировано исполнение основных показателей, предусмотренные госпрограммой развития сельского хозяйства*.
Как было отмечено на Коллегии, благодаря мерам господдержки, в 2015 г. и истекшем периоде 2016 г. аграрный сектор в целом характеризовался ростом объемов производства продукции сельского хозяйства (на 3% и 3,4%, соответственно). В основном это произошло за счет хорошего урожая зерновых и роста производства свинины и мяса птицы. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в растениеводстве практически полностью превышены.
По итогам 2015 г. 6 регионов увеличили производство молока более чем на 5%: Республика Ингушетия (на 11,5%), Калужская область (на 11,2%), Калининградская область (на 8,8%), Кировская область (на 6,8%), Тульская область (на 6%), Вологодская область (на 5,6%). В пяти регионах на 5% и более увеличилось поголовье коров (Брянская, Калужская и Калининградская области, Республики Ингушетия и Хакасия). Наибольший прирост молочной продуктивности коров (более чем на 5%) смогли обеспечить 22 региона, в том числе Архангельская, Брянская, Вологодская, Калужская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Тульская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Мордовия, Удмуртская Республика, и ряд других.
Как показывают результаты проведенного в рамках проверки опроса населения, россияне в целом удовлетворены качеством молочной продукцией: 33% респондентов оценили качество молока, реализуемого в своем регионе, как хорошее, 7,6% - отличное, 37% - удовлетворительное. Лишь 22% опрошенных не удовлетворены качеством.
В то же время, несмотря на отмеченные позитивные достижения, сектор молочного производства пока остается проблемным. Уровень самообеспеченности молоком за счет собственного производства в 2015 г. составил 81,2% при пороговом значении, определенном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, – 90%.
По данным Росстата, в 2015 г. в стране было произведено 30 млн 796 тысяч тонн молока. Исходя из установленных Минздравом норм потребления, уровень производства должен составлять порядка 47 млн тонн. Несмотря на то, что с 2013 г. производство молока в хозяйствах всех категорий** увеличилось к началу 2016 г. на 268,1 тыс. тонн (+ 0,9%), этот прирост существенно меньше имеющегося уровня погрешности статистического учета производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) (на уровне 5%). Так, только по ЛПХ эта погрешность может быть более 0,5 млн тонн.
На господдержку молочной отрасли в 2014 г. федеральным законом о бюджете было предусмотрено 54 млрд руб., сводной бюджетной росписью – 76,8 млрд. руб., кассовое исполнение составило 75,8 млрд руб. (98,76%); в 2015 г. законом о бюджете предусмотрено 56,7 млрд руб., сводной бюджетной росписью – 69,8 млрд руб., кассовое исполнение составило 64,6 млрд руб. (92,5%); в 2016 г. законом о бюджете предусмотрено 77,2 млрд руб., сводной бюджетной росписью на 1 октября 2016 г. – 75,9 млрд руб., кассовое исполнение за 9 месяцев 2016 г. – 57,9 млрд руб. (76,35%).
При этом в 2016 г. отмечается значительный рост объема господдержки молочной отрасли по отдельным мероприятиям Госпрограммы. Так, объем субсидий на 1 кг молока увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2015 г., на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) - в 15 раз.
На фоне увеличения объема субсидий, выделяемых из федерального бюджета, объемы молока, производимого сельскохозяйственными организациями и КФХ, в 2015 г. были снижены в 26 регионах из 80.
Одной из мер господдержки является субсидирование 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. В среднем размер субсидии за счет софинансирования из федерального бюджета составляет около одного рубля на 1 кг молока. При увеличении размера субсидий из региональных бюджетов достигает 3-х рублей на 1 кг реализованного молока (например, в Свердловской области). В текущих условиях удельный вес этой поддержки в себестоимости производства молока (около 20 руб. за кг) составляет не более 5%, в цене реализации не более 4%.
При этом регионы не обеспечивают уровень софинансирования своих расходных обязательств. Как показало сопоставление фактических расходов 2015 г. и прогнозных расходов 2016 г. (по соглашениям), уровень софинансирования снизился с 41,9% до 28,4%, т.е. один рубль федерального бюджета софинансировал в 2015 г. 0,72 рубля регионального бюджета, в 2016 г. – 0,4 рубля. Это свидетельствует об имеющихся проблемах в отдельных регионах при исполнении ими принятых обязательства по финансированию мероприятий, направленных на развитие молочной отрасли, и слабой реализации механизма финансовой ответственности регионов и их руководителей за недостижение показателей результативности.
По итогам 2015 г. 37 регионов не достигли планового значения показателя результативности по использованию субсидии на 1 кг реализованного молока.
В 2015 г. в целях ускоренного импортозамещения в молочной отрасли распоряжением Минсельхоза России было отобрано 166 инвестиционных проектов по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, которые реализуются в 44 регионах. Объем привлеченных кредитных средств по инвестиционным проектам составил 24,3 млрд рублей. По расчетам Минсельхоза, реализация указанных инвестпроектов должна была обеспечить прирост мощностей по производству и переработке молока в 2015-2016 гг. на 291,1 тыс. тонн.
При этом проведенный анализ показал, что ряд отобранных инвестпроектов не предполагает значительного прироста молока. Так, при одном реализуемом в Ростовской области проекте прирост составит 0,03 тыс. тонн, при трех реализуемых проектах в Краснодарском крае – 0,42 тыс. тонн. При таком увеличении производства молока достижение положительного эффекта в рамках ускоренного импортозамещения представляется затруднительным.
Согласно предоставленным регионами данным, из 166 проектов реализовано 64 проекта (38,5% к плану); 14 проектов находятся в стадии реализации, 10 проектов планируется исполнить в 2016 г. О реализации 78 инвестпроектов Минсельхоз информацией не располагает.
Также в 2015 г. в полной мере не заработал механизм возмещения прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Несмотря на принятую в середине 2015 г. нормативную правовую базу, отбор 7 инвестпроектов из-за длительных процедур согласования с регионами был осуществлен Минсельхозом только в конце года. Кассовое исполнение составило 88,9%. При этом в случае реализации эти проекты способны дать 50,4 тыс. тонн молока.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия также был проведен анализ формирования розничной цены молока, который показал, что продвижение молока-сырья по цепочке "производитель – переработчик – торговая сеть" добавляет к его стоимости более 100%. Так, в 2015 г. средняя выручка производителя сырого молока, получающего господдержку, составила около 21 руб./литр, при этом розничная цена молока (2,5-3,2% жирности) в среднем составила 47 руб./литр.
При этом отмечается снижение качества производимой продукции в связи с заменой недобросовестными производителями в целях экономической выгоды животных жиров на растительные. Только за 1 полугодие 2016 г. Роспотребнадзором было выявлено 214 случаев фальсификации сливочного масла, молока питьевого – 44, сыров – 37, сметаны – 27, творога – 42, мороженного – 4. По результатам лабораторных исследований учреждений, подведомственных Россельхознадзору, за период с 1 января 2016 г. по 5 августа 2016 г. были отобраны пробы 7 879 партий молочной продукции в 84 регионах Российской Федерации, из которых 1 973 (25%) признаны несоответствующими требованиям по показателям качества.
Отдельное внимание на Коллегии было уделено недостаткам нормативно-правового регулирования в области предоставления мер государственной поддержки молочной отрасли.
В частности, Счетная палата обратила внимание на несоответствие Правил предоставления субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в соответствии с которыми субсидии предоставляются в зависимости от сортности молока (по ГОСТ), требованиям вступившего в силу с 1 января 2016 г. технического регламента Таможенного союза, согласно которому характеристика молока определяется по физико-химическим и микробиологическим показателям (жирность, белок, сухой обезжиренный молочный остаток, молочнокислые микроорганизмы).
Не соответствуют техрегламенту и утвержденные Минсельхозом России Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (КРС). Так, согласно этим Правилам, молоко от инфицированных лейкозом коров и коров оздоравливаемого стада разрешено сдавать на молокоперерабатывающий завод или использовать внутри хозяйства после пастеризации. Однако в соответствии с приложением техрегламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" к обращению допускается только сырое молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев. При этом в России отсутствует единый реестр сельскохозяйственных организаций неблагополучных и свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев, а также не имеется информации о зараженном поголовье в хозяйствах населения.
По результатам проведенного анализа направлены информационное письмо в Правительство Российской Федерации и отчет в палаты Федерального Собрания.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot