"Аэрофлот" удвоит свой парк "Суперджетов". "РосБизнесКонсалтинг". 17 ноября 2014
Сбербанк пришел на помощь
О том, что Сбербанк передаст в лизинг "Аэрофлоту" десять самолетов Sukhoi Superjet 100, РБК рассказал представитель лизинговой компании и подтвердил представитель "Аэрофлота". Все самолеты планируется передать компании до апреля 2015 года, а сумма сделки в каталожных ценах составляет $354 млн, уточнил представитель ЗАО "Сбербанк Лизинг". Это вторая партия SSJ-100, которые "Аэрофлот" заказал еще в 2005 году. Авиакомпания стала стартовым заказчиком SSJ-100, заключив контракт в общей сложности на поставку 30 самолетов этой модели. Как отмечал в конце октября этого года вице-президент "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) Игорь Сырцов, все 30 самолетов будут поставлены "Аэрофлоту" до начала 2016 года. Сейчас у перевозчика десять таких лайнеров.
Проблемы с эксплуатацией
"Аэрофлот" получил первый Superjet в 2011 году, сейчас их парк вырос до десяти машин. Но первый опыт работы с гордостью отечественного авиапрома был для перевозчика непростым. Самолет изначально не удовлетворил "Аэрофлот" по своим характеристикам. Первые десять самолетов авиакомпания вернула производителю. Дело в том, что, согласно материалам ГСС, модель Sukhoi Superjet (SSJ-100/95B) по сравнению с первоначально заявленными характеристиками потяжелел на 3 т, это привело к увеличению потребления топлива примерно на 10%. Максимальная взлетная масса самолета (MTOW) выросла до 45,88 т. Такие данные привели к появлению новой конфигурации самолета на начальном этапе поставок – SSJ-100/95B Aeroflot-Light. Позже самолет был доработан до нужной "Аэрофлоту" конфигурации и получил название Full. Возвращенные первые десять самолетов производитель продал другим перевозчикам.
Однако и сейчас не все новые самолеты летают. Согласно статистике flightradar24.com, в пятницу из десяти поставленных "Аэрофлоту" два самолета находились на земле. Источник РБК в "Аэрофлоте" отметил, что "надеемся, эти самолеты будут лучше". По его словам, есть много направлений, на которые их можно поставить – Воронеж, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
Сколько всего инцидентов с Superjet произошло, не известно, ни производитель, ни "Аэрофлот" не раскрывают. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил в конце 2013 года, что "есть объективные показатели надежности и, конечно, они пока далеки от показателей надежности самолетов, которые уже давно находятся в эксплуатации", но "и новые самолеты иностранного производства тоже имеют свои изъяны" (цитата по ИТАР-ТАСС).
В то же время другой перевозчик, мексиканская Interjet, на самолет не жалуется. "В Мексике 14 ноября в воздухе были все 11 самолетов SSJ-100 авиакомпании Interjet", – говорит источник РБК в ОАК. В среднем они летают по 11 часов в день, уточняет он. "С каждой последующей поставкой качество самолетов SSJ улучшается", – говорит собеседник РБК в ОАК.
Его слова подтверждает и представитель другой авиакомпании Red wings (в декабре этого года компания получит первый из трех самолетов, ранее эксплуатировавшихся в "Московии"). "Налет у авиакомпании "Московия" составлял по 300 часов в месяц – их самолеты перейдут нам", – говорит гендиректор Евгений Ключарев. – Мы их планируем поставить на рейсы до Махачкалы и Грозного".
Дозаправка из бюджета
Производство самолета и двигателя к нему SaM146 пока приносят убытки производителям – ГСС и "Оборонпрому" ("дочка" "Ростеха"). Как отмечается в отчете о результатах проверки Счетной палаты исполнения дорожной карты по развитию авиационной промышленности до 2025 года (ее копия имеется в распоряжении РБК), только в 2014 году расходы на взносы в уставной капитал ОАО "Оборонпром" в "целях финансирования инвестиционной программы по увеличению серийности производства двигателей SaM-146 и на финансирование стартовых убытков ОАО "НПО "Сатурн" составили 1,3 млрд руб. В 2013 году Минпромторгом на компенсации убытков было выделено 1,6 млрд руб.
Официальный представитель ОДК подтверждает данные Счетной палаты. С 2012 года на увеличение серийного производства самолетов было выделено 1,1 млрд руб. При этом на покрытие стартовых убытков было потрачено 1,89 млрд руб. Всего же убыток по программе SaM-146 составит 33 млрд руб. "Сейчас мы ведем активную работу в части сокращения издержек. В частности, получена экономия 20–25% по прямым материальным затратам только в рамках различных конструктивных мероприятий, а также замены поставщиков", – отметил официальный представитель компании. По его словам, в части серийного производства SaM146 есть положительные тенденции. "На данный момент мы сократили убытки на каждом двигателе с 45 млн руб. до 30 млн руб.", – отметил представитель ОДК.
Стоимость двигателя в рамках контракта с ГСС зафиксирована как процент от стоимости самолета, отмечает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, на начальном этапе ГСС контрактовало самолеты с существенным дисконтом, однако ожидаемое появление среди заказчиков самолета государственных структур должно привести к тому, что убыток от продажи SaM-146 сократится.
Убытки российской промышленности приносит не только двигатель для самолета, но и сам лайнер. Ранее представители ГСС отмечали, что в соответствии с планом компании операционная прибыль будет получена только к 2014 году, а чистая прибыль – в 2015 году. Официальный представитель компании не раскрывает убытки. Согласно отчетности ГСС по МСФО за первое полугодие 2014 года, убыток от продаж составил 460 млн руб.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot