Как ЕГАИС повторил судьбу платных парковок. "Фонтанка.ru". 27 июня 2016
Рынок продуктов питания » Крепкие алкогольные напитки
Розничная торговля » FMCG сети
На этой неделе начинается новый этап внедрения единой системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС) в сфере розничной торговли и общепита. Если с апреля ретейлеры должны были отчитываться лишь о закупках спиртного, то с 1 июля – также и о продажах. Однако в Петербурге делать это готовы лишь около трети продавцов спиртного. А 45% продавцов пива работать с ЕГАИС даже не начинали.
Внедрение ЕГАИС в Петербурге по сути повторило ситуацию с платными парковками в центре города, рассчитываться за которые оказалось необязательным из-за невозможности привлечь нарушителей к ответственности.
За три дня до того, как предоставление данных о розничных продажах станет обязательным (то есть за неисполнение будет грозить штраф до 200 тысяч рублей или отзыв лицензии), только 30% продавцов спиртного загружают в ЕГАИС такую информацию, говорит начальник лицензионного управления комитета по развитию потребительского рынка Александр Кабанов. "Скорее всего, основная доля — это сети. О готовности малого бизнеса сейчас мы судить не можем", – отмечает он.
В комитете признают, что спустя полгода после начала работы системы, целью которой изначально заявлялась борьба с серым рынком, петербургские власти так и не смогли получить от Росалкогольрегулирования разъяснения относительно того, как же выявлять нарушителей.
"Пока мы видим в системе РАР только кто подключился, а кто нет. Но не видим данных о закупках, которые компании в обязательном порядке предоставляют с апреля, и данных о продажах, которые пока загружаются в тестовом режиме, но с 1 июля будут в обязательном", – рассказала "Фонтанке" начальник отдела лицензионного контроля лицензионного управления комитета по развитию потребительского рынка Елена Гайдукова.
По ее словам, комитет заключил с местным отделением РАР дополнительное соглашение, в соответствии с которым ведомство само будет передавать городу необходимые данные, однако пока они не поступают. Этот вопрос будет сегодня подниматься комитетом на Межведомственной комиссии по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции под председательством вице-губернатора Сергея Мовчана, говорит Елена Гайдукова.
По данным РАР, на текущий момент в системе ЕГАИС работают 94% петербургских предприятий, владеющих лицензией на продажу алкоголя. "Мы беседовали с этими предпринимателями. По их словам, они уже не осуществляют продажу алкоголя, просто лицензия пока не прекратила действие", – пояснила Елена Гайдукова. Что касается тех, кто подключился, комитет не может контролировать их работу, потому что не знает, что они закупают и что продают, добавила она.
Между тем наказание за несоблюдение новых правил весьма ощутимо: тем, кто не предоставляет данные в ЕГАИС, грозит штраф в 10-15 тысяч рублей для должностных лиц и 150-200 тысяч рублей для юридических, также власти могут принять решение об аннулирование лицензии. "Но пока ни одна из мер не применялась из-за отсутствия доступа", – отмечает Елена Гайдукова.
Еще сложнее ситуация с продавцами пива, которые работают без лицензии. Среди них 45% вообще не начинали работать с ЕГАИС. "У комитета нет данных по индивидуальным предпринимателям и организациям. Сейчас мы направляем обращения к районным администрациям с просьбой провести с ними работу и нам отправить список "отказников", – говорит начальник отдела лицензионного контроля.
В РАР сообщили, что удивлены претензиями Смольного. "Службой открыт доступ к системе ЕГАИС всем заинтересованным органам госвласти субъектов РФ. Представители комитета имеют доступ к данным о подключении, закупке, продаже, остатках, списании и постановке на баланс", – пояснили в пресс-службе. В ведомстве также утверждают, что ни от властей Петербурга, ни от других регионов не получали сообщений о проблемах с данными.
По словам самих предпринимателей, неготовность к отчетам по розничным продажам может быть связана с дополнительными затратами. Так, по словам генерального директора сети "Реалъ" Игоря Янковского, помимо расходов на внедрение самой системы, компании пришлось вложиться в покупку новых фискальных регистраторов, так как старые с системой оказались несовместимы. "На 100 касс пришлось потратить 2 млн рублей. Это ощутимая нагрузка для бизнеса. При этом есть и другие косвенные траты – поскольку теперь печатается отдельный чек, больше расход кассовой ленты, увеличилось время обслуживания клиентов, поскольку кроме штрих-кода надо еще сканировать акцизную марку", – отмечает топ-менеджер. При этом, по его словам, система по-прежнему дает сбои — после обновления из нее данные исчезают, из-за чего возникают перебои с поставками.
А вот общепиту удалось отделаться дешево. Как сообщили в РАР, барам достаточно заносить данные об откупоривании бутылок в так называемый журнал продаж. "Он заполняется от руки, эти данные не нужно никуда сдавать, только иметь на случай проверки", – комментирует Александр Берковский, совладелец проектов "Мишка-бар" и "Общество чистых тарелок".
Такие же правила распространяются на продавцов пива, сидра, пуаре и медовухи, однако многие из них все равно предпочитают оставлять государство в неведении о своих операциях. "Многие продавцы не подключаются, потому что считают, что это грабеж", – рассказал "Фонтанке" на условиях анонимности владелец одной из точек по продаже "живого пива".
По мнению предпринимателя, подключившись к ЕГАИС, небольшие предприниматели рискуют получить больше претензий и штрафов, чем оказавшись вне системы.
При этом три четверти поставщиков согласны работать по серым схемам: отгрузка осуществляется задним числом и через ЕГАИС не проводится, оплата осуществляется наличными.
"Все ИП сидят и молятся, что не попадут под проверку. Но поскольку лицензия на продажу пива не требуется, ни в каких реестрах мы не числимся и уведомляем о своей деятельности только Роспотребнадзор и налоговую, это крайне маловероятно", – подчеркивает собеседник издания.
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.