Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Сергей Бачин: "Российские курорты — уже сейчас одни из лучших в Европе". "РБК-Краснодарский край". 25 февраля 2019

Гендиректор курорта "Роза Хутор", инвестор туристических объектов "Завидово" и "Ярославское Взморье" Сергей Бачин рассказал, что необходимо сделать бизнесу и государству для развития туризма в России
— Как сейчас себя чувствует туристическая отрасль в России? Заметен ли тренд на дальнейшее развитие внутреннего туризма?
— Мне кажется, что в целом туристическая отрасль развивается довольно бурно — появляются новые направления и новые дестинации, интересные для туристов. Но что мне особенно приятно, многие наши отдельные проекты или целые туристические направления достигли действительно высокого уровня. У нас традиционно стоял вопрос: "А не хуже ли, чем в Европе или еще где-то?". Но я много езжу сейчас по миру и могу сказать, что многие наши дестинации стали не просто не хуже, а реально лучше.
Возьмем наш горный кластер "Роза Хутор" и всю Красную поляну — это один из лучших горных курортов в Европе. И в этом смысле нам есть, чем гордится. Думаю, что это уже тенденция, и новые курорты, которые будут появляться в России, тоже будут высочайшего уровня.
— Какие основные точки роста есть сейчас у внутреннего туризма и какие могут появиться в будущем?
— Последние несколько лет хорошо заметна мода на путешествия внутри России. Это на самом деле очень интересно, я и сам часто посещаю разные регионы именно как турист (хотя и смотрю заодно, что и где можно было бы построить как инвестору).
Для развития внутреннего туризма, конечно, очень важна федеральная целевая программа, которая работала несколько лет — на мой взгляд, достаточно успешно. Она создала некую систему взаимодействия между частным бизнесом и государством. Сейчас, инвестируя в какие-то направления, ты понимаешь, что ты не один, ты можешь взаимодействовать с государством.
В настоящее время происходит реструктуризация — Федеральное агентство по туризму переподчиняют Министерству экономического развития. Я смотрю на это очень оптимистично, т.к. вижу настрой министерства на то, чтобы улучшить ФЦП, повысить ее эффективность.
На мой взгляд, было бы эффективней концентрироваться на нескольких туристических направлениях. У нас огромная страна, поэтому лучше сосредоточиться и выбрать 20 основных мест, чтобы развивать их в первую очередь.
Кроме того, ФЦП нужно сделать долгосрочной. Сейчас она планируется только на пять лет, а когда ты работаешь в какой-либо отрасли, особенно, когда речь идет о финансах, очень важно, чтобы ты мог планировать систему поддержки лет на 15 и привлекать "длинные" деньги.
— Как вы считаете, господдержка туротрасли эффективней на уровне ФЦП или в виде точечных мер поддержки, буквально адресно с каждым инвестором?
— Нужно взаимодействие на всех уровнях. Но самое главное — надо начинать с самого высокого, федерального уровня.
Приведу в качестве примера российское сельское хозяйство. Сейчас часто говорят, что у нас экспорт сельскохозяйственных товаров превысил экспорт вооружения. Но посмотрите на ситуацию 15-20 лет назад — сначала ничего этого не было, а потом была создана мощнейшая система поддержки федеральными структурами. Идет строительство и развитие новых ферм и перерабатывающих заводов, субсидируется процентная ставка — все это создало целую отрасль.
Мне кажется, что нет нужды "открывать Америку". Механизмы, которые были разработаны федералами в рамках сельскохозяйственной отрасли, необходимо применить к туристической отрасли. И мы уже через 15 лет, станем ведущими экспортерами туристических услуг в мире, как это получилось с сельским хозяйством за тот же срок.
— Какие основные проблемы, на ваш взгляд, мешают туротрасли развиваться быстрее?
— В первую очередь, необходимо развивать средства размещения. Но не просто везде строить гостиницы, а в четко определенных местах.
Сначала нужно выбрать перспективные точки роста — например, Байкал или Камчатку — и создать там такие же туристические кластеры, как это было сделано в горах Сочи. Сделать это так, чтобы в этих точках концентрированно появились хорошие средства размещения в большом количестве. Потому что, когда есть большая туристическая деревня (минимум на 1000 номеров), то сразу появляются и магазины, и рестораны, и вспомогательные туристические сервисы.
И таких точек роста только на первом этапе нужно создать 15-20.
— Что бы вы могли порекомендовать людям, которые намерены инвестировать в туротрасль?
— Я бы не стал что-то рекомендовать инвесторам — они и так готовы вкладывать средства в интересные проекты.
Я бы порекомендовал государственным структурам использовать в туротрасли механизм территорий опережающего развития, которые обладают особым налоговым статусом и всевозможными льготами. Мне кажется, идею ТОРов стоит распространить на туристические объекты по всей стране. И если место ТОРа совпадает с привлекательной для туристов дестинацией, то инвесторы сюда придут сами.
— По каким критериям инвестору стоит выбирать те дестинации, куда лучше вложить свои деньги?
— Как в недвижимости, главную роль играет расположение. Место должно удовлетворять нескольким требованиям — либо уникальная природная или историческая достопримечательность, либо связь с каким-то событием (фестивали и т.д.), либо наличие рядом мегаполиса. Я развиваю одно из таких направлений — это "Завидово" на Волге. Оно не является каким-то уникальным туристическим местом, но выигрывает за счет расположения вблизи от Москвы и колоссального спроса.
У нас огромная страна, в ней есть замечательные природные места. Сам я очень люблю Камчатку и считаю, что в будущем она станет огромной туристической Меккой не только для россиян, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
— Сейчас очень популярен экологический туризм. Как вы оцениваете перспективы вложений в это направление?
— Экологический туризм — достаточно сложная тема. По-настоящему его развить можно только вместе с муниципалитетами и региональными властями. Потому что сам экологический туризм для туроператора не очень много приносит ресурсов. Часто в такие места ездят весьма экономные люди, они не собираются останавливаться в дорогих гостиницах или питаться в дорогих ресторанах.
Да, это интересно и красиво, но основной плюс от экологического туризма идет муниципалитетам или региону, куда приехали эти туристы. Поэтому мне кажется, что настоящее развитие экологического туризма возможно только в том случае, если этого хочет конкретный муниципалитет. Тогда местная власть дает занятость населения, создает основу для развития местных локальных ремесел, которые тоже принесут и налоги, и занятость, и продажи. Только в связке "инвестор + муниципалитет" по-настоящему возможно развитие экологического туризма.
— Российская туротрасль в последние годы привлекательна не только для отечественных инвесторов, но и для зарубежных. Насколько он создают реальную конкуренцию российскому бизнесу?
— Я бы не сказал, что на данном этапе существует сильная конкуренция. Туристическая отрасль в России все же находится в начале своего развития, и пока чем больше инвесторов, тем больше пользы для всего сегмента экономики в целом.
Вопрос, скорее, в разнообразии. Если турист к нам приехал, то ему нужно чем-то заниматься неделю или две. И пока мы не достигли того состояния, что операторы "толкаются локтями". Наоборот, каждый новый оператор создает что-то новое, предлагает свои программы. Это касается и иностранных инвесторов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.