Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Архитектурное бюро Megabudka: "Наши три кита — русскость, wow и пустота". "РБК-Недвижимость". 24 апреля 2019

Архитектурное бюро Megabudka: Наши три кита — русскость, wow и пустота. РБК-Недвижимость. 24 апреля 2019
Основатель бюро Megabudka Артем Укропов — о русском стиле в современной архитектуре
Московское бюро Megabudka — одно из главных молодых имен на архитектурной сцене Москвы 2010-х годов. На его счету — участие в знаковых городских конкурсах (от реконстркции Триумфальной площади до благоустройства Тверской улицы), сотрдуничество с крупнейшими столичными застройщиками, а также создание собственного архитектурного манифеста — нового русского стиля.
Сейчас бюро работает над несколькими крупными проектами в Москве и других российских городах, параллельно участвую в зарубежных архитектурных конкурсах. Основатель Megabudka Артем Укропов в интервью "РБК-Недвижимости" рассказал о попытках переосмыслить национальную русскую архитектуру, особом положении Парка Горького и сложностях работы с московскими чиновниками.
— За последний год вы заставили о себе говорить даже тех, кто никогда не интересовался архитектурой: пару месяцев назад в социальных сетях горячо обсуждали ваш проект Нового русского города, а до этого — манифест современного русского дизайна в виде остановки общественного транспорта. Откуда такой интерес к национальной теме?
— Он появился не вдруг — эта тема интересует довольно давно, за все время существования бюро у нас скопилось несколько десятков таких проектов. При этом нужно оговориться, что никакого сверхсмысла и тем более националистических идей мы сюда не вкладываем. Просто живем и работаем в России, и вполне естественно, что нас как архитекторов интересует культурный, исторический, социальный контекст нашей страны. Живи мы в любом другой точке мира, так же интересовались бы национальной архитектурой. Просто эта тема неожиданно для нас получила широкую огласку и, как видим, оказалась болезненной для многих людей, причем не профессионалов, а обычных горожан.
— Как вы себе объясняете, почему?
— Наверное, люди устали от бесконечного заимствования и хотят чего-то своего. За границей такой проблемы нет: вы всегда узнаете скандинавскую, японскую, американскую, китайскую архитектуру. А современной русской архитектуры как бы нет. Несмотря на все разговоры про особый путь, мы видим в основном заимствования из мировой архитектуры: отечественные архитекторы все время стремятся сделать "как у них". Мы же всегда стараемся в своих проектах найти что-то такое, чтобы изобрести нечто новое, с удовольствием экспериментируем. Поиски национальной идентичности, русского стиля — лишь один из возможных экспериментов.
— Тут вопрос — что считать русским стилем.
— Именно поэтому решили пойти по максимуму и взять не отдельные типологии, а объединить их все. Мы использовали все богатство образов — от древнерусских храмов до лужковских башен включительно. Доказывали заказчику, что даже хрущевки достойны войти в этот проект, потому что в глазах всего мира это неотъемлемая часть русского стиля. В результате мы взяли около 160 типологий, прогнали их через определитель русскости и отобрали примерно 40 зданий, которые максимально вписываются в концепцию новой архитектуры и одновременно опираются на основы национального. После этого стали их дорабатывать. К нам приходило много умных людей — культурологов, художников, журналистов, — которые делились с нами своими соображениями относительно русскости, и мы это все старались переосмыслить.
— Пока проект выглядит как манифест. Есть ли шансы, что он будет реализован?
— Идеолог проекта пианист Борис Березовский искренне заинтересован в том, чтобы он был реализован. Он из тех людей, кто много путешествует по миру, но не хочет переезжать в другую страну — наоборот, мечтает, чтобы у нас тоже было хорошо и комфортно. В России такой запрос появляется: уже есть ряд качественных проектов, например поселки, которые пропагандируют отказ от заборов или круглогодичную жизнь рядом с природой. Но пока это все локально и не подразумевает полноценной городской.
У Бориса была идея создать такой проект, который стал бы референсом не к заграничному, а к национальному. Проект в его сегодняшнем виде — вполне реализуемая вещь при условии доработки. Такой город можно построить в любом месте страны, адаптировав его под среду, при этом около 70% зданий являются базовыми и не меняются, а 30% должны быть разработаны заново с учетом местного ландшафта и архитектурных традиций, чтобы сохранить идентичность места.
— Новый русский город — это же не только про архитектуру.
— Конечно. Мы проектировали город, а точнее — модуль на 50 тыс. человек, и, конечно, нам было важно понять, как живут и что делают люди в этой среде, где работают, как проводят досуг. У них должен быть особый менталитет, который определяет окружение. Ведь известно, если человек попадает в среду, где выработаны какие-то правила, он вынужден их принимать. Именно поэтому в Европе наши люди ведут себя как настоящие европейцы, а здесь — как большинство. Лишь немногие могут себя переломить.
— То есть вы как наши архитекторы-авангардисты хотите создать нового человека.
— Да, точно. Конечно, это словесная вещь, но она тесно связана с архитектурой. Например, мы пропагандируем общение, добрососедские отношения, поэтому в основе планировочных решений лежат открытые общественные пространства, многофункциональные внутренние дворы. Один из партнеров Бориса хотел, чтобы в Новом русском городе были дома для более обеспеченных людей, но какая-то иерархия, обособленность противоречат общей идее проекта. Мы придумали компромисс: спроектировали комплексные усадьбы, где могут жить до восьми семей. То есть, по сути, это все равно открытая среда.
— Я задам совсем дурацкий вопрос: а зачем вообще в XXI веке нужна национальная архитектура, если она, архитектура, сегодня полностью основана на технологиях, которые глобальны?
— Нам интересна эта тема и возможность с ней экспериментировать. Нам очень важно, чтобы мы могли не копировать, что уже было создано, а переосмыслять, придумывать новые и новые решения. Например, несколько лет назад мы разработали для компании "Мортон" концепцию Русского культурного центра. Наше бюро выиграло объявленный ими международный конкурс с проектом, в котором тоже рассуждали, что такое русскость.
Тогда нам казалось, что квинтэссенцией всего русского является дача, поэтому мы предложили использовать в этом проекте дачную типологию. Например, бревна, покрытые брезентом, у нас выступали в роли амфитеатра, сарай превратился в выставочный зал, а лужа посреди огорода разрослась до масштаба целого пруда. Я думаю, на тот момент наш проект нащупал ту самую искомую русскость, но реализовать его не удалось из-за банкротства застройщика. Еще у нас есть проекты, которые остроумного обыгрывают заборы и пустыри — неизменные составляющие типичного русского пейзажа. Некоторые проекты сейчас даже реализуются.
— Например?
— Парк "Кудыкина гора" в Липецкой области. В этом проекте мы убрали все лишнее и преподнесли пустоту как некий объект, добавив туда только круговой маршрут, который с разных точек открывал разные ощущения от этого пространства. Вообще, пустота — очень важная тема для России: для освоения всей территории нужно много денег, а переосмысление существующего — хороший прием, требующий минимум затрат. И он постепенно приживается у нас, потому что многие города заказывают нам проекты, основанные как раз на идее пустоты.
— Но есть проекты, которые эту пустоту, наоборот, заполняют. Я знаю, вы проектировали горнолыжный курорт в Шерегеше, и там были отсылки к русскому деревянному зодчеству. На какой стадии этот проект?
— Он реализуется. Специфика участка подразумевает, что туда приходят разные инвесторы и строят небольшие объекты. Соответственно, вся территория должна быть разбита на множество небольших участков. А еще в Шерегеше выпадает огромное количество снега, поэтому мы стали думать, как обыграть такую особенность. С учетом этих вводных и отсутствия в России типологии характерной горной застройки у нас возник образ терема, потому что он дает возможность использовать большие скатные кровли, с которых снег легко будет съезжать. Мы создали регламент застройки, дизайн-код, переосмыслив форму терема. Тем самым получился вполне узнаваемый образ, хотя вполне современный.
— Я все ждала, что вы скажете про ценность русской архитектуры, которая сейчас как-то, наверное, не всем очевидна. На фоне национального траура по Нотр-Даму и полного равнодушия к тому, что происходит с нашими собственными памятниками, разговор о национальной архитектуре обрел бы какой-то новый важный смысл.
— И это тоже. Россия вообще крайне недооцененная страна, в том числе с точки зрения туризма. Все страны в мире условно можно разделить на четыре типа: цивилизованные страны с богатой и древней культурой (Европа), цивилизованные, но молодые государства (США, Австралия), экстремальные страны (Африка, Индия) и страны с богатой природой (Исландия, Гренландия). Россия сочетает в себе все эти аспекты и потому уникальна. И ее национальная архитектура — одно из главных богатств.
— Вы начинали работать с крупных городских конкурсов, а сейчас в них почти не участвуете. Почему?
— Почему же, в знаковых стараемся участвовать. Кое-что даже реализуется в данный момент. Но полноценная реализация конкурсных проектов пока слишком бюрократизирована. В каждом проекте, который мы делаем для Москвы, и это касается не только конкурсов, есть множество неочевидных и глупых препятствий, которые могут зарубить или сильно исказить первоначальную идею.
— На каком уровне они обычно возникают?
— На уровне префектур и дальнейших исполнителей. Логика, по которой они предъявляют свои замечания, не всегда очевидна и объективна. Например, часто меняются требования к конкретным объектам, покрытиям, светильникам, растениями, которые город возьмет на баланс. Причины могут быть самыми разными.
А еще, если говорить про конкурсы, как про государственные тендеры, сейчас нет возможности разыграть отдельно этап "концепция" для того или иного проекта. В результате реализуются самые слабые, неинтересные, зато дешевые проекты. У нас есть множество знакомых архитекторов, которые вынуждены делать какую-то ерунду, потому что они не могут себе позволить классных концептуальщиков в рамках работы над городским тендером.
— В регионах так же?
— Там понятнее, хотя трудностей хватает. Например, мы приходим в какой-нибудь город, где есть бюджет на благоустройство территории. Но сама территория выбирается по ложным, субъективным критериям. Основной механизм — голосование жителей. В результате выбор падает на какой-нибудь пустырь на окраине города, где стоит множество высоток с тысячами жителей, и все они, конечно, голосуют за благоустройство своего пустыря. Между тем городу это ничего не даст.
Другой пример. Мы всегда выступаем против заборов, и чиновники в регионах с нами обычно соглашаются. Но добавляют, что пока без них нельзя, люди не готовы — все разворуют. Но в парке им. Горького тоже разворовывают, просто там есть бюджет латать эти дыры. К тому же есть множество проверяющих инстанций, и они не могут принять некоторые наши предложения, поскольку это требует сложных телодвижений вроде экспертизы, пересогласования, изменение движения транспорта и прочих вещей.
— В Москве разве не так?
— Так, конечно. Но про Москву мы с коллегами выявили следующие интересную тенденцию: для того чтобы здесь появилось что-то новое и это новое взяли на городской баланс, это должно быть реализовано в парке им. Горького. Забавно, но факт.
— Что с вашим проектом центральной площади "Москва-Сити"?
— Несколько лет назад был запрос от управляющей компании "Москва-Сити" преобразовать территорию перед "Афимоллом", где сейчас пустота. Был сложный процесс согласования между различными собственниками. В результате там появилась навигация и некое пространство для уличных мероприятий. Таким образом, из нашего проекта (мы его делали совместно с другими командами) реализована лишь часть идей. Но со временем приоритеты заказчика изменились, и мы были вынуждены покинуть проект. В "Москва-Сити" очень сложно и интересно работать, потому что требуется согласование со всеми собственников и с городом на каждом этапе, там очень сложная структура собственности. Зато если удается добиться результата — это здорово втройне!
— Вы сейчас занимаетесь в основном проектами благоустройства, хотя ваш главный интерес, если я правильно понимаю, лежит в области большой архитектуры. Почему такое расхождение?
— Мы занимаемся комплексным развитием территорий и общественными пространствами. Это значит, что мы берем участок и придумываем, при помощи каких инструментов его можно улучшить, не деля их на плоскостные и вертикальные. У нас есть чисто архитектурные проекты — например, два строящихся объекта на "Кудыкиной горе", Мякинино-парк, торговый центр в Новокузнецке, еще около восьми проектов в работе, о которых мы пока не можем говорить. Есть еще несколько строящихся интерьерных объектов: пилотный проект многофункциональных пространств внутри торговых центров, МОПы в "Башне Федерация". Просто благоустройство сегодня — главный инструмент продажи жилых проектов, на него больше спрос.
— У вас есть какой-то внутренний фильтр, с кем из застройщиков вы будете работать, а с кем никогда?
— Нет. Мы работаем тогда, когда есть интересная задача и заказчик пришел к нам целенаправленно, чтобы мы сделали что-то необычное, знаковое и осмысленное.
— Репутация компании значения не имеет, так?
— Никогда об этом не задумывались.
— Нет желания попробовать?
— Мы же очень прикладные архитекторы: что предлагают, за то и беремся, если это соответствует нашим внутренним ценностям и стратегии развития. Например, в одном городе предложили сделать знаковую вещь прямо в историческом центре. Конечно, по-хорошему на такие объекты нужно проводить большой открытый конкурс, но вы же понимаете, что даже если выберут лучший проект, нет гарантий, что он будет реализован. Ты не согласишься — согласится кто-то другой. Или, что вернее, всегда найдется проект, который пять лет лежит в загашнике и ждет. И этот проект в 99 случаев из 100 будет плохим. Так лучше уж мы это сделаем. Вообще, мы искренне радуемся за заказчиков, когда выбирают нас.
— То есть отказаться от плохого проекта — не ваш путь.
— Было только одно исключение из этого правила. В одном уездном городе в районе с комфортной деревянной застройкой появилось огромное железобетонное здание, не удовлетворяющее никаким нормативам. Оно туда абсолютно не вписывается. Нас пригласили и попросили что-то с этим сделать. Мы предложили заказчику сделать другие фасады, чтобы растворить ненужный объем и максимально его нивелировать. Но это дорогое решение. Мы были готовы взяться за проект только при условии, что будут использованы качественные материалы. Заказчик на это не пошел, и мы вышли из проекта. Никогда не беремся за скучные проекты, даже если за них предлагают хорошие деньги. Наша цель — делать wow-проекты.
— Нет страха подсесть на эту иглу и потерять связь с реальностью? Портфель архитектурного бюро не может состоять только из wow-проектов.
— Почему? У Фрэнка Гери каждый проект такой.
— Фрэнк Гери живет в стране, где есть нормальный архитектурный мейнстрим, качественную среду там могут создать и без него. А у нас либо wow, либо ох.
— Это во многом справедливо, но сейчас появились молодые бюро, которые делают очень качественные средовые проекты, в основном жилые. Они потихоньку меняют ситуацию. И потом, русские архитекторы сегодня готовы конкурировать с западными.
— Сами к мировому рынку присматриваетесь?
— Недавно приняли участие в китайском конкурсе на проект кластера для дизайнеров. Из 700 бюро вошли в 30-ку финалистов. В данный момент ждем финального решения жюри.
— Что вы предложили?
— Предложили вполне себе интернациональную архитектуру, при этом основываясь и на китайских традициях в том числе. В частности, переосмыслили традиционный китайский внутренний двор, стремление к заборам (такое же, как и в России). А еще cектировали внутри этого двора, обнесенного гигантским дырявым забором, то ли восточную пагоду, то ли зиккурат. И при этом все функционально, оправданно, но, естественно, с вызовом и экспериментом.
— То есть вы все же умеете быть нерусскими.
— Да, конечно. Поиски национального стиля не единственная наша тема. Вообще, наши три кита — русскость, wow и пустота.
— Прекрасная формула: вся Россия в трех словах.
— Главное, всегда будет актуальна.
Справка
Архитектурное бюро Megabudka основано в 2010 году выпускниками МАРХИ Артемом Укроповым, Кириллом Губенаторовым и Дарьей Листопад, которые начинали работу в бюро Wowhaus. Компания специализируется на проектировании общественных и жилых зданий, создании проектов благоустройства и комплексном развитии территорий. Среди крупнейших построек — парк "Кудыкина гора" в Липецкой области, благоустройство аэропрта "Платов" в Ростовской области, комплексное благоустройство ЖК "Новомолоково" в Московской области, ЖК "Мякининская пойма" в Москве.

Для справки: Название компании: Архитектурное бюро Мегабудка (Megabudka) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.