В Москве появятся районные "ТРЦ активностей".
Сегодня основное требование ритейлера к торговому центру – прибыльность магазина. Как следствие – новые торговые проекты открываются с заполняемостью 50-60 и даже 30 процентов. Арендаторы предпочитают давно действующие ТЦ с уже сформировавшейся целевой аудиторией и хорошей посещаемостью. Кроме того, ставки по кредитам сейчас находятся на уровне 18% годовых. Все это делает реализацию новых проектов не выгодным для девелопера и инвестора.
В сложившей ситуации игроки рынка вынуждены искать новые форматы, которые будут востребованы и арендаторов, а также не потребуют значительных инвестиций и позволят использовать кредитные средства в минимальной степени. Одним из таких форматов по мнению собственника ГК "ЭКООФИС" Андрея Ковалева, могут стать небольшие – до 10 тыс. кв.м – "центры активностей".
"Основная идея такого формата – собрать в одном месте компании, обеспечивающие какое-либо направление проведения досуга, объясняет Андрей Ковалев. - Например, в качестве якорного арендатора может выступать фитнес-центр, а в торговой галерее – спортивные бренды, магазины и кафе здорового питания, а также салоны красоты. Или это может быть "художественный центр", где будут сосредоточены популярные сегодня студии по обучению рисованию в разных техниках, продажа необходимых материалов для создания картин и вышивки, небольшой зал для выставки работ… Кроме того, подобный объект может быть ориентирован на образование детей. В этом случае, помимо кружков и студий, там будут располагаться магазины детских товаров, канцелярских принадлежностей, кафе, в которых родители смогут ожидать детей с занятий, игровые комнаты".
Экономическую эффективность подобного проекта, по мнению девелопера, обеспечит расположение непосредственно внутри жилого массива, наличие постоянных посетителей, а также сравнительно небольшой объем инвестиций. "В традиционном ТРЦ, где "якорем" является гипермаркет или кинотеатр, у потребителя каждый раз есть выбор, пойти повторно в тот же магазин или в другой аналогичный. Если же якорным арендатором является, например, фитнес-центр, то человек покупает абонемент и ходит туда регулярно весь год, - поясняет Андрей Ковалев. – И когда у него есть возможность приобретать все необходимое для своих занятий в этом же центре, то почти со стопроцентной гарантией он не пойдет в другой. Таким образом, арендаторы торговой галереи также смогут получать постоянных покупателей".
Срок окупаемости такого проекта в нынешних условиях составит около 10 лет, что вдвое меньше, чем для крупного торгового центра с традиционной концепцией. Кроме того, возможна реализация подобного проекта на условиях привлечения соинвесторов из числа будущих арендаторов. В этом случае срок возврата инвестиций будет еще меньше.
По словам Андрея Ковалева, в планах ГК "ЭКООФИС" есть создание такого "центра активностей" в пределах МКАД, в одном из старых густонаселенных районов.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot