Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

В Петербурге стартовал проект создания новых мест для отдыха. "РосБизнесКонсалтинг". 22 мая 2015

РБК Петербург взял интервью у председателя межведомственной рабочей группы по вопросам развития общественных пространств Санкт-Петербурга Евгения Бондарчука.
"У петербуржцев есть очень неплохие общественные пространства - они расположены в Финляндии", - пошутил как-то на форуме "Будущий Петербург" архитектор Данияр Юсупов. Эта шутка не так далека от истины, как может показаться на первый взгляд, говорят местные урбанисты и градозащитники. По их мнению, Петербургу хронически не хватает "третьих мест" - пространств между домом и работой, специально предназначенных для отдыха, общения и развлечений.
Между тем, во многом именно такие места формируют облик города. И туристы, и абитуриенты, и креативные специалисты, в первую очередь, стремятся туда, где больше парков, пешеходных набережных, арт-кварталов. Более того, по статистике, до 85% жителей мегаполисов предпочитают проводить свой досуг в парках.
До недавнего времени городские власти этой темой всерьез не интересовались. Однако в марте в Смольном прошло совещание, на котором обсуждались вопросы планирования и развития общественных пространств Петербурга (ОП). По его итогам было принято решение создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития ОП. Возглавил ее руководитель Центра стратегического планирования и пространственного развития московского "Гипрогора" Евгений Бондарчук. Корреспондент РБК Петербург спросил у Е.Бондарчука, что он и его коллеги готовят для Северной столицы, а также за чей счет все это будет реализовываться.
- Есть два подхода к определению общественных пространств. Первое - это все, что не находится в частной собственности, т.е. это и панорамы Петербурга, и дворы, и набережные. Таких пространств в городе очень много. Другие говорят, что общественные пространства, - это только те места, где уже сформировалась рекреационная функция (городские парки, пешеходные улицы), а их в городе как раз мало. Что вы подразумеваете под этим понятием?
- Общественные пространства - это все общедоступные городские территории, отделенные от потоков транспорта. Они могут и должны быть использованы в рекреационных целях. Речь идет о парках, набережных, пляжах, пешеходных зонах, улицах и площадях, территориях, прилегающих к крупным общественным и транспортным центрам.
- Как, в таком случае, найти баланс между транспортными и жилищными потребностями города и развитием рекреационной функции? К примеру, почти все набережные Петербурга развиваются городскими властями как транспортные коридоры, парки и скверы постоянно пытаются застроить жильем...
- Необходимо серьезное исследование, результатом которого будет расчет обеспеченности населения и гостей города теми или иными общественными пространствами с определенным набором сервисных функций (от прогулочных дорожек до аттракционов). В Москве такая работа была проведена, и она стала основой для разработки государственной программы Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма".
- В 2006 году в Петербурге был принят "Ландшафтный сценарий" до 2015 года, в котором упоминались общественные пространства. Как можете оценить ход его реализации? Не является ли этот сценарий очередным документом, который существует только в теории?
- Документ хороший, и он в значительной степени реализован. Однако сейчас необходима разработка нового системного документа - Отраслевой схемы развития общественных пространств Петербурга. Эта схема должна найти отражение в концепции нового Генерального плана города и стать основой для разработки соответствующей государственной программы. Опыт разработки аналогичного документа есть в Москве, и мы его обязательно используем.
- Какие пилотные проекты новых общественных пространств в Петербурге можете назвать?
- Реконструкция второй очереди Муринского парка (от Гражданского проспекта до улицы Руставели). Планируется создание нового парка во Фрунзенском районе (вторая очередь парка Интернационалистов).
Кроме того, разрабатывается концепция развития территорий, прилегающих к Приморскому парку Победы и Александровскому парку. На Конюшенной площади должно быть создано общественное пространство. Мы также думаем над улучшением доступности и благоустройстве набережных Невы, в том числе Свердловской и Малоохтинской набережных.
Вы говорите о крупных формах. Будет ли в вашей концепции предусмотрены возможности для развития небольших камерных городских пространств - дворов, крыш исторических зданий, небольших площадок перед станциями метро? Таких форматов в Петербурге очень мало, по сравнению с европейскими городами...
Безусловно, в концепции должно быть предусмотрено создание и реновация небольших общественных пространств локального значения (внутриквартальные скверы, например). В идеале, современное благоустроенное общественное пространство должно быть в пределах пешеходной доступности от каждого жилого квартала.
Для территорий, прилегающих к станциям метрополитена, крупным транспортным узлам и торговым центрам, должны быть разработаны концепции благоустройства, учитывающие в первую очередь логистику пешеходных потоков.
- Если сравнивать Москву и Петербург по количеству и качеству общественных пространств, кто отстает?
- Москва значительно опережает Санкт-Петербург как по количеству, так и по качеству. В Москве уже два года функционирует Совет по развитию общественных пространств при мэре Москвы. Благодаря этому там реализованы такие знаковые проекты, как реконструкция парка Горького, парка Сокольники, Музеон на Крымской набережной.
В ближайших планах московских властей - создание единого паркового пешеходно-велосипедного пространства на Бульварном кольце, комплексная реконструкция московских улиц и площадей с приоритетом пешеходного движения. На эти проекты направляются серьезные объемы бюджетного и частного финансирования. При этом в Москве парки и другие общественные пространства рассматриваются как места отдыха и социального взаимодействия людей. Это именно то самое "третье место" (после дома и работы).
- А как московским чиновникам удается привлечь частных инвесторов в такие проекты?
- Важно понимать, что парки, пляжи, пешеходные зоны и площади - это фактически девелоперские проекты, которые могут приносить прибыль. Поскольку это открытые общественные пространства и земля под ними принадлежит городу, то девелопером таких проектов должен выступать город, в т.ч. в лице специально созданных управляющих компаний. Город должен привлекать инвесторов и арендаторов в такие проекты. Это могут быть застройщики жилья, для которых близость качественного парка повышает стоимость квартир. Это могут быть владельцы торгово-развлекательного центра, для которых открытое общественное пространство может быть источником синергетического эффекта в повышении посещаемости. Это могут быть операторы общественного питания, ярмарок, нестационарной торговли и пр.
- А что в Петербурге?
- Здесь до сих пор преобладал устаревший подход к развитию общественных пространств как элемента благоустройства города. Потребности населения и возможности бизнеса по развитию общественных пространств, к сожалению, не учитывались в полной мере. Сейчас эта ситуация начинает исправляться.
- Каким образом определить, что нужно горожанам?
- Начинать нужно с проведения исследований: социологических (учет мнения общественности - это самое главное), экономических, экологических, географических, урбанистических и пр. Варианты концепций развития общественных пространств должны широкого обсуждаться с экспертным и заинтересованным городским сообществом, в т.ч. на нашей рабочей группе. Это позволит создать качественную концепцию, востребованную населением. Только после этого можно переходить к собственно проектированию и строительству.
- В России общественные пространства, созданные по всем правилам, часто превращаются в парковки с хаотичной торговлей и рекламой. Как избежать этих проблем?
- Законодательно. Парки, сады и скверы охраняются законами Петербурга очень хорошо, даже излишне. Необходимо разработать регламенты их использования - что можно размещать, а что нельзя. Конечно, мы не будем прописывать правила для каждого объекта отдельно. Этого сделать невозможно, потому что уже существующих объектов в городе более 10 тысяч. Это должен быть общий документ, но в нем должны быть прописаны разные виды общественных пространств, и по ним должны быть соответствующие регламенты.
- Могут ли общественные пространства выдержать конкуренцию с торгово-развлекательными центрами, которые в последнее время стали мощными точками притяжения для молодых людей (как место времяпрепровождения)?
- ТРК - это тоже общественное пространство, только закрытое и частное. В ТРК есть не только магазины, но атриум, коридоры, фуд-корт. Есть центры притяжения в виде развлекательных центров, ресторанов, кафе и прочее. Они могут привлекать десятки тысяч посетителей в день, что гораздо больше посещаемости большинства парков, особенно в зимний сезон. ТРК - не прямые конкуренты открытых общественных пространств, это просто другая ниша, другой сегмент . Поэтому здесь очень важно скоординированное развитие ТРК и прилегающих территорий, чтобы в итоге посетителей было больше и там, и там. К сожалению, пока примеров такого взаимодействия в Санкт-Петербурге немного.
- У нас всего немного, например, город совсем не использует возможности набережных. Есть у вас виденье, как можно в Петербурге развивать waterfront?
Набережные сейчас в Петербурге либо используются как автомобильные дороги с интенсивным трафиком, либо заняты промышленными предприятиями (Уральская улица, Кожевенная линия, территория "Адмиралтейских верфей" и пр.). Waterfront - это колоссальный актив Петербурга, формирующий его имидж и повышающий его привлекательность. Нужно открывать набережные для пешеходов, велосипедистов, роллеров, летом использовать набережные как место отдыха у воды.
- Считаете ли вы необходимым увеличение числа пешеходных зон в городе? Какие петербургские улицы могли бы стать таковыми?
- Нужна концепция развития пешеходных зон. Нужно наполнить жизнью существующие пешеходные улицы, например Малую Конюшенную, которая пока не пользуется популярностью у горожан, в отличие от Малой Садовой, которой удалось привлечь горожан. Без наполнения пешеходных пространств событиями, интересными услугами и торговыми точками они не будут эффективными и востребованными. Причем пешеходные улицы и зоны должны быть ориентированы не только на гостей города, но и на его жителей. Потенциально очень интересным является проект создания благоустроенной торгово-пешеходной зоны на территории Апраксина двора.
- В Петербурге очень много велолюбителей. Но в городе почти нет велодорожек, да и вообще в центре очень мало мест, где можно просто покататься. Некоторые эксперты считают, что эта проблема неактуальна для северного города. А вы как думаете?
- Проблема актуальна. Есть много предложений по созданию сети велосипедных маршрутов. Мое мнение, что основной потенциал здесь - в использовании набережных Невы.
- Вы за платные парковки для авто?
- В центре, в местах повышенного спроса (у торговых центров, бизнес-центров, вокзалов и т.п.) - да.
- Как, по-вашему, будет выглядеть Петербург через 30-40 лет?
- Это зависит от нас с вами.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение