В Поморье инфраструктура потребительского рынка постоянно развивается.
24.04.2019 в 09:07 | INFOLine, ИА (по материалам Администрации Архангельской области) | Advis.ru
Сегодня на заседании регионального правительства о реализации государственной программы "Развитие торговли в Архангельской области (2014–2021 годы)" рассказала министр АПК и торговли региона Ирина Бажанова. В частности, министр отметила, что потребительский рынок Архангельской области в настоящее время имеет положительную динамику развития. Торговля входит в число ведущих отраслей экономики, а также лидирует в сфере малого бизнеса.
—В отрасли работает 98,7 тысячи человек, осуществляют свою деятельность более 13,6 тысячи объектов, из них 9253 предприятия розничной торговли, – рассказала министр. – Состояние розничной торговли оценивается уровнем обеспеченности населения, торговыми площадями, а также наличием современных форматов и методов торговли. Ежегодный прирост торговых площадей обусловлен приходом федеральных игроков на региональный рынок, только в 2018 году он составил около 164 тысяч квадратных метров, в основном за счет открытия объектов торговли и расширения торговых сетей, а также введения в эксплуатацию крупных торговых центров.
Оптом и в розницу
Еще один индикатор состояния потребительского рынка – оборот розничной и оптовой торговли.По словам министра, на протяжении нескольких лет оборот розничной торговли имеет тенденцию роста. Так, в 2018 году он составил около 253 миллионов рублей, что на 3,1 процента больше, чем в 2017 году. Оборот оптовой торговли в 2018-м по сравнению с предыдущим годом несколько снизился и составил 160,8 миллиона. Основной негативный фактор – возобновление тенденции снижения спроса на реализуемые товары. Прежде всего это коснулось небольших оптовых фирм, реализующих производственно-техническую продукцию, некоторые из них были закрыты. Важной задачей реализации госпрограммы "Развитие торговли в Архангельской области" является обеспечение товарами жителей труднодоступных населенных пунктов.
—С учетом необходимости сохранения магазинов и выездной торговли в труднодоступных населенных пунктах муниципальные образования региона получают на эти цели поддержку областного бюджета в форме софинансирования части затрат по организации торговли на этих территориях, – отметила Ирина Бажанова. Инициатива исходит от руководства района, которое вместе с местными депутатами и главами поселений решает – в какие деревни необходимо обеспечить доставку прежде всего. При этом руководители должны осознавать, какими средствами уже располагают, а также то, что финансы выделяются не на развитие магазина, а на транспортные расходы. Далее руководители районов составляют перечень продуктов, решают вопрос периодичности завоза товаров и заключают договоры с предпринимателями.При этом 40 процентов субсидий выделяет сам муниципалитет, а 60 – область.– В 2018 году у нас было заключено 14 соглашений, в рамках которых продукты первой необходимости получали жители более 200 труднодоступных деревень и поселков Архангельской области. Это порядка семи тысяч человек. Из областного бюджета на субсидирование доставки товаров было выделено более 2,6 миллиона рублей, а из местных бюджетов – 1,2 миллиона рублей. Наш регион – один из немногих, где предоставляется такая финансовая помощь жителям дальних деревень и поселков. Положительную практику нашего субъекта отмечает и Минпромторг России, – подчеркнула Ирина Бажанова.
Товаропроизводители развивают торговые сети
Не менее важный результат реализации госпрограммы состоит и в том, что в регионе выстраиваются долгосрочные взаимоотношения организаций торговли с региональными товаропроизводителями.Сегодня большой популярностью у товаропроизводителей пользуется формат торговли через киоски, павильоны, палатки.На 1 января 2019 года количество нестационарных торговых объектов (НТО) составило 1389, что на 19 объектов больше, чем в 2017-м. В структуре НТО преобладает смешанный ассортимент товаров, также присутствуют печатная продукция, овощи и фрукты, а завершают линейку – рыба и молочная продукция. Такие объекты в большей степени расположены на территории Архангельска, Северодвинска, Коряжмы и Котласа.В схемах размещения НТО предусмотрено 60 процентов региональных товаропроизводителей. Во всех муниципальных образованиях схемы размещены на официальных сайтах муниципальных образований Архангельской области. Информация о количестве объектов ярмарочной, нестационарной и мобильной торговли в Архангельской области министерством направляется в адрес Минпромторга России ежеквартально в соответствии с поручением Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков Российской Федерации.
—По состоянию на 1 января 2019 года доля продукции региональных товаропроизводителей в общем объеме товаров в розничных торговых сетях составила 38 процентов, – продолжила Ирина Бажанова. – Кроме того, производители региона развивают собственные торговые сети. В Архангельске, Северодвинске, Котласе и Коряжме функционируют шесть таких торговых сетей товаропроизводителей.
Мониторинг средних розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров
В рамках госпрограммы министерством проводится мониторинг средних розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. По данным мониторинга, в 2018 году немного подорожали хлеб, соль, мука, лук, морковь, свинина и мясо кур. Цены на куриное яйцо выросли на 32,56%, на сахарный песок – на 30,08%, пшено подорожало на 64,74%, белокочанная капуста – на 61,18%. Причиной такого роста цен стало увеличение стоимости кормов, энергоносителей и горюче-смазочных материалов, а также повышение цен оптовыми поставщиками. Между тем снизились цены на замороженную рыбу, подсолнечное масло, пастеризованное молоко, макаронные изделия. Гречневая крупа стала дешевле на 21,3%, картофель – на 16,1%, яблоки – на 11%.
В соответствии с приоритетами
Также в рамках госпрограммы реализуются мероприятия по защите прав потребителей. В частности, в 2018 году был создан координационный совет по защите прав потребителей при губернаторе Архангельской области, ведется информационная кампания в средствах массовой информации, проходят консультации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проблемным вопросам защиты прав потребителей.Реализация госпрограммы "Развитие торговли в Архангельской области" продолжится до 2021 года. По словам Ирины Бажановой, 2019 году внимание будет сконцентрировано на приоритетных направлениях развития торговли, таких как поддержка и продвижение продукции региональных товаропроизводителей, развитие ярмарочной торговли, повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах и других.
—Конечно, мы стараемся поддерживать наше предпринимательское сообщество. Предприниматели заключают соглашения о сотрудничестве и поставке той или иной продукции нашего региона в рамках бизнес-миссий, проведение которых инициирует правительство Архангельской области, а также лично губернатор Игорь Орлов. Благодаря таким встречам налажен контакт с целым рядом российских Республик, краев, областей и стран-партнеров из ближнего зарубежья. Мы заинтересованы в том, чтобы на прилавках наших магазинов, а затем и на столах северян появилось как можно больше свежих, вкусных и полезных продуктов, – сказала Ирина Бажанова.Например, из Республики Коми в региональные торговые сети поставляется мясо птицы и куриные яйца. Из Татарстана к нам привозят халяльные продукты, в основном это мясо гуся и утки, а также хинкали. Минеральная вода доставляется из Армении, фрукты – из Азербайджана и Молдовы. Есть также продукция из Чувашии, Белоруссии, Приднестровья. В настоящее время выстроено сотрудничество с Сербией.Подводя итог обсуждения реализации госпрограммы, заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников отметил, что в регионе четко прослеживается положительная динамика развития сферы торговли.
—В отрасли работает 98,7 тысячи человек, осуществляют свою деятельность более 13,6 тысячи объектов, из них 9253 предприятия розничной торговли, – рассказала министр. – Состояние розничной торговли оценивается уровнем обеспеченности населения, торговыми площадями, а также наличием современных форматов и методов торговли. Ежегодный прирост торговых площадей обусловлен приходом федеральных игроков на региональный рынок, только в 2018 году он составил около 164 тысяч квадратных метров, в основном за счет открытия объектов торговли и расширения торговых сетей, а также введения в эксплуатацию крупных торговых центров.
Оптом и в розницу
Еще один индикатор состояния потребительского рынка – оборот розничной и оптовой торговли.По словам министра, на протяжении нескольких лет оборот розничной торговли имеет тенденцию роста. Так, в 2018 году он составил около 253 миллионов рублей, что на 3,1 процента больше, чем в 2017 году. Оборот оптовой торговли в 2018-м по сравнению с предыдущим годом несколько снизился и составил 160,8 миллиона. Основной негативный фактор – возобновление тенденции снижения спроса на реализуемые товары. Прежде всего это коснулось небольших оптовых фирм, реализующих производственно-техническую продукцию, некоторые из них были закрыты. Важной задачей реализации госпрограммы "Развитие торговли в Архангельской области" является обеспечение товарами жителей труднодоступных населенных пунктов.
—С учетом необходимости сохранения магазинов и выездной торговли в труднодоступных населенных пунктах муниципальные образования региона получают на эти цели поддержку областного бюджета в форме софинансирования части затрат по организации торговли на этих территориях, – отметила Ирина Бажанова. Инициатива исходит от руководства района, которое вместе с местными депутатами и главами поселений решает – в какие деревни необходимо обеспечить доставку прежде всего. При этом руководители должны осознавать, какими средствами уже располагают, а также то, что финансы выделяются не на развитие магазина, а на транспортные расходы. Далее руководители районов составляют перечень продуктов, решают вопрос периодичности завоза товаров и заключают договоры с предпринимателями.При этом 40 процентов субсидий выделяет сам муниципалитет, а 60 – область.– В 2018 году у нас было заключено 14 соглашений, в рамках которых продукты первой необходимости получали жители более 200 труднодоступных деревень и поселков Архангельской области. Это порядка семи тысяч человек. Из областного бюджета на субсидирование доставки товаров было выделено более 2,6 миллиона рублей, а из местных бюджетов – 1,2 миллиона рублей. Наш регион – один из немногих, где предоставляется такая финансовая помощь жителям дальних деревень и поселков. Положительную практику нашего субъекта отмечает и Минпромторг России, – подчеркнула Ирина Бажанова.
Товаропроизводители развивают торговые сети
Не менее важный результат реализации госпрограммы состоит и в том, что в регионе выстраиваются долгосрочные взаимоотношения организаций торговли с региональными товаропроизводителями.Сегодня большой популярностью у товаропроизводителей пользуется формат торговли через киоски, павильоны, палатки.На 1 января 2019 года количество нестационарных торговых объектов (НТО) составило 1389, что на 19 объектов больше, чем в 2017-м. В структуре НТО преобладает смешанный ассортимент товаров, также присутствуют печатная продукция, овощи и фрукты, а завершают линейку – рыба и молочная продукция. Такие объекты в большей степени расположены на территории Архангельска, Северодвинска, Коряжмы и Котласа.В схемах размещения НТО предусмотрено 60 процентов региональных товаропроизводителей. Во всех муниципальных образованиях схемы размещены на официальных сайтах муниципальных образований Архангельской области. Информация о количестве объектов ярмарочной, нестационарной и мобильной торговли в Архангельской области министерством направляется в адрес Минпромторга России ежеквартально в соответствии с поручением Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков Российской Федерации.
—По состоянию на 1 января 2019 года доля продукции региональных товаропроизводителей в общем объеме товаров в розничных торговых сетях составила 38 процентов, – продолжила Ирина Бажанова. – Кроме того, производители региона развивают собственные торговые сети. В Архангельске, Северодвинске, Котласе и Коряжме функционируют шесть таких торговых сетей товаропроизводителей.
Мониторинг средних розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров
В рамках госпрограммы министерством проводится мониторинг средних розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. По данным мониторинга, в 2018 году немного подорожали хлеб, соль, мука, лук, морковь, свинина и мясо кур. Цены на куриное яйцо выросли на 32,56%, на сахарный песок – на 30,08%, пшено подорожало на 64,74%, белокочанная капуста – на 61,18%. Причиной такого роста цен стало увеличение стоимости кормов, энергоносителей и горюче-смазочных материалов, а также повышение цен оптовыми поставщиками. Между тем снизились цены на замороженную рыбу, подсолнечное масло, пастеризованное молоко, макаронные изделия. Гречневая крупа стала дешевле на 21,3%, картофель – на 16,1%, яблоки – на 11%.
В соответствии с приоритетами
Также в рамках госпрограммы реализуются мероприятия по защите прав потребителей. В частности, в 2018 году был создан координационный совет по защите прав потребителей при губернаторе Архангельской области, ведется информационная кампания в средствах массовой информации, проходят консультации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проблемным вопросам защиты прав потребителей.Реализация госпрограммы "Развитие торговли в Архангельской области" продолжится до 2021 года. По словам Ирины Бажановой, 2019 году внимание будет сконцентрировано на приоритетных направлениях развития торговли, таких как поддержка и продвижение продукции региональных товаропроизводителей, развитие ярмарочной торговли, повышение привлекательности осуществления торговой деятельности в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах и других.
—Конечно, мы стараемся поддерживать наше предпринимательское сообщество. Предприниматели заключают соглашения о сотрудничестве и поставке той или иной продукции нашего региона в рамках бизнес-миссий, проведение которых инициирует правительство Архангельской области, а также лично губернатор Игорь Орлов. Благодаря таким встречам налажен контакт с целым рядом российских Республик, краев, областей и стран-партнеров из ближнего зарубежья. Мы заинтересованы в том, чтобы на прилавках наших магазинов, а затем и на столах северян появилось как можно больше свежих, вкусных и полезных продуктов, – сказала Ирина Бажанова.Например, из Республики Коми в региональные торговые сети поставляется мясо птицы и куриные яйца. Из Татарстана к нам привозят халяльные продукты, в основном это мясо гуся и утки, а также хинкали. Минеральная вода доставляется из Армении, фрукты – из Азербайджана и Молдовы. Есть также продукция из Чувашии, Белоруссии, Приднестровья. В настоящее время выстроено сотрудничество с Сербией.Подводя итог обсуждения реализации госпрограммы, заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников отметил, что в регионе четко прослеживается положительная динамика развития сферы торговли.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
