Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Почему «взлетели» продукты. "Полит.ру". 27 августа 2014

Ожидания российских супермаркетов и граждан, что российский продуктовый рынок быстро найдет замену запрещенным к импорту продуктам не оправдались. Уже сейчас Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития отмечают рост цен на мясо, птицу, рыбу, молочную продукцию и фрукты. Корреспондент "Полит.ру" зашла в некоторые продуктовые супермаркеты и пообщалась с сотрудниками и с покупателями.
Напомним, что 7 августа Россия на год запретила импорт мяса, фруктов и овощей, молока и молочных продуктов и орехов из стран — членов Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии.
На некоторые категории продуктов цены в сетевых магазинах незначительно выросли, к примеру, на прошлой неделе говядина подорожала на 0,6% — с 470 до 473 руб. за 1 кг, недорогая замороженная рыба — почти на 6% до 143 руб. за 1 кг, обычный сыр — на 4,4% до 331 руб., картофель — на 1,6% до 18,6 руб., молоко — на 5,3% до 79 руб. за литр. Хлеб и дорогая замороженная рыба не подорожали, а дорогие сыры даже подешевели на 2,3% — до 640 руб. за 1 кг. Это данные были получены от сетей супермаркетов.
Горячая линия, которую ФАС открыла для приема жалоб на рост цен, выявила неожиданный рост цен на мясную продукцию и на мясо птицы. Всего с 15 по 25 августа на горячую линию ФАС поступило 630 жалоб и заявлений рассказала заместитель начальника управления контроля химической промышленности и агрокомплекса ФАС Ирина Епифанова, 569 из них — на розничные цены. "Цены на мясную продукцию можно объяснить эмбарго и неполным импортозамещением, а в росте цен на мясо птицы мы можем подозревать недобросовестные действия", — сказала Епифанова. Например, в Челябинске цена 1 кг мяса кур с 15 по 25 августа выросла со 125 до 168 руб., в Братске — со 123 до 166 руб. "Этот рост идет по всем регионам, по всей стране, в том числе в Москве. Будем проводить проверки и в случае необоснованного роста возбуждать дела", — заявила представитель службы.
Как сообщают представители супермаркетов, им пришлось пересмотреть часть ассортимента и пула поставщиков, заключить новые договора, но они "делают все возможное, чтобы сдерживать рост цен". Об этом рассказала "Полит.ру" директор по работе со СМИ в ГК "Дикси" (супермаркеты "Дикси", "Виктория", торговые центры "Мегамарт") Анастасия Орлова. "Так как перед нами стоит задача заменить "выпадающие" позиции, а не просто ввести новинку, сеть подбирает поставщиков, предлагающих продукцию в том же ценовом сегменте без ущерба качеству, - говорит она. В этой группе компаний были проведены многочисленные переговоры с сербскими производителями овощей и фруктов, голландские томаты были заменены российским сортом "сливовидные", планируется расширение сети производителей из Белоруссии и Новой Зеландии. В сети супермаркетов "Виктория" уже введено десять наименований твердых сыров в среднем ценовом сегменте из Швейцарии, "Дикси" ожидает поставки некоторых сортов сыра из Аргентины и Чили. Ведется работа по поиску альтернативы груше конференция, косточковым фруктам из Испании.
О перезаключении договоров и борьбой с ростом цен говорит и руководитель пресс-службы сети "Азбука Вкуса" Андрей Голубков. Он добавляет, что в силу спекулятивной конъюнктуры некоторые производители и поставщики попробуют взвинтить цены, но в таком случае их торговая сеть будет обращаться в надзорные органы. "Быстрее всего необходимо заменить продукты с ограниченным сроком годности - типа моцареллы. По твердым сырам или мясным деликатесам процесс заключения договоров может быть более длительным в силу того, что у поставщиков могут быть более серьезные запасы", - говорит он. На долю продуктов, попавших под санкции, в супермаркетах "Азбука Вкуса" приходилось не более 14% ассортимента и невосполнимы из них только 2%. Помимо переориентации на страны Латинской Америки, Азии и Африки, сеть также расширит ассортимент высококачественных российских продуктов (в первую очередь – фермерских – с ними сотрудничать начали около 3 лет назад).
Директор одного из магазинов "Пятерочка" Наталья Дородных и ординатор супермаркета "Перекресток" Наталья Попова (оба – X5 RetailGroup) не отмечают роста цен на продукты, как и их дефицита во всех запрещенных к импорту категориях, они также не получают жалоб от посетителей. "Да, с прилавков исчезли пара видов мяса, их заменить нечем, но осталось много других видов. Иностранные сычужные сыры можно только отчасти заменить адыгейским и козьим сыром, - подтверждает Попова. – На фрукты, чтобы сдержать рост цен, проводятся различные акции".
Мнения рядовых покупателей разительно отличаются от тех, которые были представлены "Полит.ру" ранее – сейчас они скорее негативны. "Курица стоила раньше 74 рубля, а теперь 114, семгу я раньше брала по 123 рубля за упаковку, а теперь она стоит 169, сыр очень подорожал: с 200 рублей до 300, все цены на овощи выросли рублей на 10-20, - говорит покупательница "Пятерочки" Валентина Гуляева. – Цены на фрукты пока не растут, но я могу судить только по яблокам, которые я всегда беру: они и раньше стоили 36 рублей". Жаловаться на рост цен Гуляева пока не собирается, ее способом борьбы с ценами является либо покупка продукта более дешевого производителя, либо вовсе отказ от него.
Такое же мнение высказывает и покупательница "Перекрестка зеленый": "Рыба и мясо здесь намного подорожали: рублей на 50, сыры выросли в цене – раньше я могла себе позволить взять несколько видов: Гауда, Маасдам, Эдам – теперь я ограничиваюсь "Российским", фрукты я давно не беру себе в удовольствие – только бананы и яблоки, и совсем не понимаю, откуда такая цена на болгарский перец летом – 150 рублей, - возмущается Виктория Матвеева. - Я внимательно проверяю срок годности уже у всех продуктов, даже самых дорогих – и даже они могут оказаться просроченными, потому что склады пустеют". Матвеева ходит по сразу нескольким супермаркетам разных торговых групп, чтобы прицениться и найти наилучшее качество по умеренной цене. Жаловаться она не собирается, поскольку уже пробовала обращаться в Роспотребнадзор по другим поводам и ей там не помогли.
Покупатель магазина "Виктория" Тимур Шарипов замечает, что полки стали постепенно опустошаться. "Не увидел моих любимых плоских персиков, нектаринов, киви. Из рыбного отдела исчезла форель и семга, очень жаль; зато появилась наша треска, но цена у нее высоковата. Сырная и хлебная полка не так забиты как раньше". К ценам на частные продукты Шарипов не присматривался, но отметил, что привычная стоимость на чеке заметно выросла. Жаловаться в надзорные органы он не собирается, однако будет искать некоторые категории продуктов на рынках, где рост цен пока не так заметен.
В росте цен видит выгоду покупатель "Азбуки Вкуса" Александр Григоренко: "Некоторые из моих знакомых предпринимателей уже всерьез задумались над сменой деятельности, уходом в пищевую отрасль. Все еще существует надежда, что эти санкции помогут развить предпринимательство в сфере производства продуктов питания, особенно это касается мяса и сыров". Григоренко предпочитает покупать мясные продукты в профильных магазинах, а в супермаркете отмечает дефицит фруктов, но надеется на его скорее восполнение. Цены покупателя вовсе не волнуют.
"Увеличили цену мяса и фруктов на 10-15 рублей, молочных продуктов на рублей 20 – и что? Я не могу себе позволить заплатить 30 лишних рублей в неделю? – удивляется покупательница "Перекрестка" Карина Чикишева. – В России давно необходимо было развивать свое производство и сельское хозяйство – я считаю, я в них и вкладываюсь, и как жили хорошо, так и будем жить".
По моим личным наблюдениям, в торговых сетях начинают пустеть полки с сыром и маслом. Разнообразие фруктов не такое большое, как было раньше – можно увидеть больше сортов яблока, чем хотя бы один сорт помело или грейпфрута. Мясо, рыба и птица представлены, но не в изобилии. Росту цен удивляться не приходится: в связи с ежегодной инфляцией в стране, цены на все категории продуктов заметно увеличиваются так, будто запрет на любые продукты у нас начался с 2008 года
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение