Ретейл по-восточному. "РБК+". 20 сентября 2018
Рост мирового рынка продовольственного ретейла составит в 2018 году 3,2–3,8%, говорится в прогнозе Deloitte. "Потребительские расходы растут и смещаются к новым форматам, и это позволяет говорить о том, что розничный сектор снова на подъеме", — отмечают эксперты компании.
Пока доля продуктов питания в заокеанской e-commerce составляет лишь 2%, согласно оценке аналитиков Rabobank. Низкий показатель объясняется консервативным поведением ретейлеров и инвесторов, считает партнер компании Bain & Co Стивен Чейн.
Walmart уже анонсировал новые форматы доставки, доступные в каждом втором супермаркете сети, но проблемой остается низкое доверие потребителя к продуктам, которые они не выбрали сами на полке вручную, пишет в журнале MarketResearch аналитик Сара Шмидт. "Покупатель во всех странах мира отодвигает стоящий перед ним товар и проникает рукой вглубь полки, чтобы найти, как ему кажется, более свежие или просто более охлажденные упаковки, — констатирует исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Перед этой наивной привычкой разработчики многочисленных онлайн-решений пока пасуют".
Будущее уже наступило на азиатских рынках. По данным Bain & Co, в Южной Корее 20% продуктов питания покупаются в форматах, которых не было несколько лет назад. В США этот показатель составляет 3%, в Великобритании — 9%, во Франции — 5,5%, говорится в материалах компании. Среди решений, внедренных в Южной Корее, Стивен Чейн называет возможность получить отзывы других покупателей, просканировав QR-код, сформировать заказ в офлайн-магазине с помощью мобильного приложения и ждать доставки на дом, возможность заказать доставку готовых блюд из выбранных продуктов и т.д.
Big data на марше
Мировым ретейлерам приходится привлекать ИТ-специалистов, это новое для отрасли явление, говорится в исследовании KPMG "Тренды ретейла 2017 года". Сбор данных о потребителях с помощью мобильных приложений и социальных сетей становится критически важным для компаний, констатируют в KPMG.
Поскольку весь новый маркетинг "танцует" вокруг смартфона, на пике разработчики мобильных приложений, а также сервисы, реализующие онлайн-доставку, говорит маркетолог Елена Ракиткина. По данным NPD Group, в США за последние пять лет доходы сервисов, обеспечивающих онлайн-доставку, выросли на 20%. Инвестиции в разработку программного обеспечения по доставке продуктов питания оцениваются по всему миру в $1 млрд, приводит данные McKinsey. Объем рынка доставки пока составляет 1% от оборота розничной торговли, но уже 4% от оборотов ресторанов, говорится в исследовании. С 2013 года темпы роста рынка увеличились до 3,5% в год, когда агрегаторов стали теснить игроки "новой доставки", выстраивающие логистику полного цикла. В отличие от агрегаторов, которые только собирали заказы.
На выдумки хитры
Тенденции в России напоминают мировые, разница только в масштабах, говорит президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, все упирается в низкую покупательную способность населения.
Среди новых форматов он выделяет соединение ресторана и магазина, фермерского рынка и магазина, создание новых пространств шопинга и досуга, строительство небольших тематических магазинов (например, по продаже свежей рыбы или сыров), которые часто объединены в мини-сети. "Но потребителями этих форматов оказываются примерно 100 тыс. человек, и почти все они сосредоточены в Москве", — говорит Игорь Березин. Если раньше немногочисленный средний класс ехал за 150 км к фермеру за сыром, продолжает эксперт, теперь есть мобильные приложения, совмещенные форматы вроде фестивалей и ярмарок и многое другое. Сторонники экологически чистой продукции стали драйверами изменения форматов торговли, согласен аграрный аналитик Игорь Абакумов. "Если раньше вход на интернет-полку не стоил ничего, то теперь фермеры жалуются на высокие расценки. С другой стороны, стоимость создания простейшего интернет-магазина в фуд-сегменте взлетела менее чем за год с 70 тыс. до 300 тыс. руб.", — говорит эксперт.
Выход в Сеть
По данным Ассоциации экспертов рынка ретейла, в 2017 году объем интернет-торговли в РФ составил 1,1 трлн руб. (рост 22% к 2016-му). Доля продуктов питания в этом объеме точно соответствует мировой (2%), по данным "РБК Исследования рынков".
В 2017 году ретейл начал внедрять онлайн-кассы, лидеры рынка стали тратить заметные средства на ИТ. Так, у X5 Retail Group доля затрат на высокие технологии в общих расходах достигла 10%, говорится в исследовании. Крупные сети используют технологии big data, распознавания лиц, внедряется электронный документооборот, алгоритмы помогают отслеживать наличие товаров на полках.
Лидерами российской электронной коммерции сейчас являются "Утконос", "Азбука вкуса", "О’кей" и Ozon, в 2017 году свои интернет-магазины открыли "Перекресток" и "Глобус", "Ашан" объявил об аналогичных планах, говорится в материалах "РБК Исследования рынка".
Несмотря на невысокую долю в электронной коммерции, продукты питания показывают динамику лучше, чем в среднем по рынку, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. У ряда компаний годовой темп роста интернет-продаж составляет 100–200%.
Даже небольшие компании, работающие в секторе электронной коммерции, интересны крупным производителям, говорит Махер Батруни, генеральный директор Mars Wrigley Confectionery. "Мы работаем с существующими интернет-ретейлерами, которые имеют в своем портфеле продуктовую корзину, и также заходим со своим предложением в непродуктовый ретейл, открывая и формируя там категорию кондитерских изделий", — рассказывает он.
Есть в России перспективы и у формата офлайн-магазина без продавцов, который набирает популярность в США, добавляет Махер Батруни. В России подобные форматы тестирует, например, X5 Retail Group.
Цепи офлайна
Тормозят развитие новых форматов торговли в России и высокие ставки эквайринга (2–3%, в небольших магазинах до 7%), говорит Артем Соколов. В Евросоюзе введена максимальная ставка эквайринга в размере 0,2%, в Китае — ноль, в России же, несмотря на рост эмиссии пластиковых карт, комиссия не снижается, сокрушается он.
Не способствуют развитию новых форматов и многочисленные запреты, отмечает Артем Соколов. "Рынок ждет, когда легализуют торговлю через интернет лекарствами, алкоголем, ювелирными украшениями, — уточняет эксперт. — Разговоры об этом идут постоянно, но соответствующие законопроекты по разным причинам не приняты".
Все еще будет
Игорь Березин связывает будущее новых форматов торговли в России с деятельностью китайских компаний, как это уже случилось в США. На днях Российский фонд прямых инвестиций, Alibaba Group, "МегаФон" и Mail.Ru Group создали совместное предприятие. Торговля продуктами питания пока не входит в планы СП, но к этому неизбежно придут, считает Артем Соколов.
Андрей Карпов полагает, что некоторые крупные сети пока специально не экспериментируют с новыми приемами, ожидая, пока конкуренты набьют шишки. "Вот тогда они купят готовые технические решения, и мы увидим взрывообразный рост", — убежден эксперт.
Огромную роль сыграет и смягчение законодательства. Если учесть, что в объеме продаж продуктов питания алкоголь занимает 20%, можно представить, как отреагирует рынок на либерализацию торговли им, добавляет Андрей Карпов.
Игорь Березин считает, что e-commerce в России в продовольственном секторе в ближайшие годы выйдет на уровень 5–6% от общего оборота продовольственной розницы.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot