Финноеды ищут продукты. " Союз независимых сетей России". 11 ноября 2014
Они ловят остатки продукции на полках магазинов, терроризируют интернет-лавки и даже отправляются за границу в гастрономические туры.
Финноеды на тропе санкций
В 90-х годах в Санкт-Петербурге сформировалась целая секта "финноедов", поклонников финской гастрономии. Ее адепты и сейчас утверждают, что все финское якобы намного вкуснее и качественнее отечественного.
Антисанкции, введенные Россией 7 августа, оставили поклонникам финских деликатесов два варианта. Первый — покупать мясо-молочную продукцию у перекупщиков с рук или в интернете. Второй — самим ехать в Финляндию. Ввоз в Россию продуктов, подпавших под санкции, разрешен для личного пользования. Правда, если сохранена товарная упаковка.
Запрещенные к ввозу продукты до сих пор можно найти в обычных супермаркетах Петербурга.
Из-за большого срока годности сыры оказались самым долгоживущим продуктом, угодившим под санкции. Его можно найти и в огромных магазинах, и в маленьких. Например, в небольшом магазине "Магнит" на проспекте Культуры продается все тот же сыр "Олтерманни", произведенный на финском заводе в мае 2014 года.
После санкций "пищевой дипломатией" вплотную занялись маркетологи. Молоко, полученное от коров Ленинградской области, финская компания Valio теперь разливает в свои тетрапаки и пишет на них: "Финское качество русского молока".
А отечественный производитель в свою очередь тоже идет на хитрость: творог и молоко он начал поставлять в упаковке, которая один в один напоминает финскую тару. Иногда похожи даже названия. Например, сейчас в Питере можно найти масло "Баба Валя". Этикетка выполнена в тех же цветах, что и Valio. Только вместо финской блондинки теперь русская бабушка в очках. Такая же история с творогом.
Особенности национальной интернет-торговли
По словам Андрея Смирнова, владельца одного из интернет-магазинов, торгующих продукцией из Финляндии, из запрещенных товаров у петербуржцев популярны произведенные в Финляндии рыба и колбасы, безлактозное молоко и обезжиренная молочка. Владелец магазина добавляет, что клиенты также активно берут финские товары, которые не подпали под санкции, — десерты, сладости, морошковое варенье, витамины, средства для мытья посуды, зубную пасту, бэушные промтовары — компьютеры, велосипеды, спортивное оборудование и снаряжение, бытовую технику. Видимо, на всякий случай — пока не запретили.
"У нас часто заказывают люди небедные, берут упаковками. Иногда целый микроавтобус могут заказать за город, в коттедж например. Мы работаем честно, везем товары из Финляндии. Бизнес у нас небольшой, правда, специфический. Бывало и бывает всякое. Порой приходилось набирать в автобус людей, чтобы у таможни не возникало вопросов, почему мы вывозим и ввозим много товара…" — говорит Смирнов.
Данные Liveinternet, Метрика и Alexa показывают, что у пользователей осенью вырос интерес к сайтам, продающим финские товары. "Но я бы не сказал, что разбогател из-за санкций, — говорит Смирнов. — Звонить стали чаще, это правда. Спрашивают, но не всегда заказывают. Думаю, это чистая психология: хотят понять, можно ли у нас будет купить, если вообще все запретят ввозить из Финки…"
Гастрономический туризм
После августовского запрета на импорт продовольствия россияне стали приезжать за продуктами самостоятельно. Ввоз в Россию продуктов для личного пользования разрешен, если они сохраняют заводскую упаковку.
Финны утверждают, что гастрономические туры россиян в Финляндию постепенно набирают обороты.
"За прошедшее лето наш главный партнер привез сюда больше 20 автобусных групп, для нас это очень большое событие", — рассказал финскому агентству YLE исполнительный директор ресторана Sarapirtti Эско Хиетаранта.
Связано это и с санкциями, и с кризисом в туриндустрии. Многие российские турфирмы уже планируют на следующий весенне-летний сезон групповые поездки на фермерские ярмарки. Помимо групп новые маршруты разрабатываются и для семей с детьми, путешествующих на автомобилях, а также для обеспеченных россиян.
В Финляндии внимательно следят за туристами из России. И даже ведут подробнейшую статистику. Финский центр исследований и анализа TAK опросил 7 тыс. россиян, которые побывали в Финляндии в январе — августе 2014 года. Оказалось, что финские продукты питания приобрели 78% российских туристов. В прошлом году эта цифра составила 61%. Причем среди тех, кто отправляется в Финляндию на туристических автобусах, еду покупают 90%. При этом туристов стало меньше на 9%, они экономят на покупках (средний чек за год стал меньше на ?38). Кроме того, статистика показала, что в Финляндию теперь реже ездят богатые москвичи и питерцы.
За едой действительно теперь ездят чаще, это подтверждают и в российских надзорных органах.
Сейчас одному человеку разрешено ввозить в РФ до 5 кг готовой продукции животного происхождения. Все, что свыше, могут конфисковать.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot