Продуктовая розница: ни шагу назад, даже для разбега, - Илья Фролов, старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка. "ПРАЙМ". 15 декабря 2014
Спрос на продукты низкоэластичен и инертен, поэтому в среднесрочной перспективе мы ожидаем лишь незначительного замедления темпов роста в секторе розничной торговли. Фактор насыщенности сейчас не столь значим, как в начале и середине 2000-х, и взрывной рост, когда темпы достигали 20-30% в год, явно остался в прошлом. Тем не менее, традиционные форматы торговли в России все еще преобладают над современными. Оборот розничных сетей растет быстрее рынка, в 2013 году общий оборот продуктовой розницы вырос на 11%, в то время как рост оборота торговых сетей составил более 16%.
На наш взгляд, сети еще не достигли размеров, при которых проблемой становится каннибализация, то есть переток покупателей от одной точки к другой в рамках одной сети. Несмотря на то, что насыщенность современными форматами остается на относительно низком уровне, рост сетей происходит не только за счет переключения потребителей от неорганизованной розницы к организованной, но и за счет конкуренции в рамках современного формата, перетока от одной сети к другой.
Лента - новый публичный игрок на российском рынке, демонстрирующий наиболее быстрый рост. Компания намеревается продолжать агрессивное открытие новых магазинов: в планах сохранить 30%-й рост торговых площадей в 2014 году и удвоить площади к концу 2016 года. Лента поддерживает второй после Магнита показатель рентабельности по EBITDA (9,6% по итогам первого полугодия 2014 года). В настоящее время акции Ленты торгуются со значительным дисконтом к фундаментально обоснованной цене 8,8 долл. за акцию.
Магнит - крупнейший российский ритейлер, обладающий диверсифицированной бизнес-моделью, четкой стратегией развития, сильным менеджментом и уникальной логистикой. В планах Магнита ежегодное открытие не менее 500 магазинов у дома, 250 магазинов косметики и 50 гипермаркетов, а также развитие логистической сети. Магнит - лидер по марже EBITDA (10,5%) с хорошими перспективами ее наращивания. В настоящее время акции Магнита торгуются с дисконтом к фундаментально обоснованной цене 12,46 тыс. руб. за акцию.
Х5 - второй по доле рынка российский ритейлер. Продолжающийся ребрендинг и усилия по развитию логистики дают повод для осторожного оптимизма, однако в данный момент компания выглядит наименее привлекательной в секторе как с точки зрения EBITDA margin (7,2%), так и принимая во внимание нерешенные операционные проблемы и частые перестановки в составе менеджмента. В настоящее время акции Х5 (единственные из всех акций сектора) торгуются с незначительной премией к фундаментально обоснованной цене 14,4 долл. за акцию.
Окей - крупный публичный игрок в секторе российского ритейла, специализирующийся на формате гипермаркета и развивающийся в крупных городах. В текущей ситуации Окей находится в наиболее уязвимом положении, так как узкая специализация делает компанию менее гибкой в условиях продовольственного эмбарго и замедляющегося роста потребительских расходов, что ведет к ускоряющемуся оттоку покупателей из магазинов сети и вытекающих из него проблем рентабельности и роста выручки. Тем не менее, сейчас Окей недооценен, справедливая цена составляет 6,8 долл.
Дикси - розничная сеть, демонстрирующая самый динамичный рост среди ритейлеров. Сейчас Дикси направляет свои усилия на открытие новых магазинов, а также на повышение рентабельности через увеличение доли товаров собственной торговой марки и снижение операционных расходов, что в текущей ситуации кажется нам оптимальной стратегией. В настоящее время акции Дикси недооценены сильнее всех и торгуются с дисконтом 54% к фундаментальной цене 637 руб.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot