К концу 2024 года российские бренды замут до 40-45% рынка спортивного оборудования
Зависимость большого спорта от глобальных спортивных брендов начала падать, а конкуренцию уже составляют национальные бренды. Примером стала Россия, где успешно идет импортозамещение спортивной экипировки и оборудования. Сейчас российские бренды занимают в среднем до 30% отечественного рынка, но к концу 2024 года могут достичь 40-45%, а в течение трех лет получить больше половины.
Что обеспечить рост импортозамещения в отрасли — рассказали эксперты на панельной сессии "Время новых возможностей для индустрии спортивных и туристических товаров" в рамках "Дня спорта и туризма" на выставке-форуме "Россия" 21 января.
"Сегодня с уверенностью можно сказать, что сектор массового спорта обеспечивается материально-техническим оборудованием за счет отечественных товаров. Российские производители спортивной продукции очень активные и инициативные, как все жители нашей страны. Для их поддержки мы уже второй год выстраиваем конструктивный диалог с Минпромторгом, чтобы поддерживать мотивацию российского бизнеса и уверенно реализовывать линию импортозамещения", — отметил первый заместитель министра спорта РФ Азат Кадыров в приветственном слове к участникам экспертной панели.
Среди отличительных особенностей российских брендов, позволяющих закрепляться на рынке и составлять конкуренцию зарубежным — большое внимание к стилю и деталям экипировки. Во время крупных соревнований это заметно повышает интерес покупателей к бренду, считает вице-президент по стратегическим коммуникациям агентства КРОС и модератор экспертной панельной сессии Мария Ярина.
"В большом спорте уже немало российских брендов: Forward, BOSCO, ZASPORT и другие. Все крупные соревнования последних лет запомнились отличительными элементами российской формы. Каждый выход спортсменов нашей делегации всегда сопровождался пониманием, что это не только одна из самых сильных, но и — стильных команд. Потому что у отечественной экипировки всегда очень продуманные образы вплоть до мелочей. И эта форма становится гарантом качества. Неслучайно многие амбассадоры российских производителей — известные спортсмены, а модный спортивный стиль одежды в стране связан с формой национальной сборной. Большой всплеск такой моды был перед Зимними Олимпийскими играми в Сочи, когда многие стали покупать и носить футболки с наименованием нашей страны", — отметила эксперт.
Как результат — "российские спортивные бренды стали активно наращивать своё присутствие на маркептплейсах: это Zasport, Forward, PROfit, Bona Fide, Versta, EMDI, Demixи Termit. Также появились популярные в Азии марки: Li-ning, 361, Erke, Xtep. Вероятно, их производят в Китае, но бренд — РФ", — приводит данные гендиректор Международной ассоциации развития Маркетплейсов и Предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.
"Есть тенденция постепенного вытеснения российскими брендами иностранных и можно прогнозировать значительное увеличение их доли. Вполне реально, что в 2024 году российские бренды будут держать 40-45 процентов в ассортименте продаж по спортивному инвентарю", — считает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова.
"Государственная поддержка развития спорта оказывает благоприятное воздействие на общество. Благодаря этому локальные бренды также могут развиваться, поскольку вовлечение населения в спорт расширяет рынок", — объяснил причины тренда гендиректор российской компании "ЗаряД!" Илья Ничипорук. По его словам, компания производит хоккейные клюшки из отечественных композитных материалов, подстраивает их под потребности каждого профессионального игрока и в отличие от многих крупных брендов, предлагает гарантию на месяц. Это также одна из инноваций, позволяющая закрепиться на рынке.
За прошлый год в Россию было ввезено спортивного оборудования для фитнеса на $103 млн, что на 30% больше, чем в 2022 году. В перспективе этот сегмент могут также охватить российские производители и даже выйти на экспорт – наработки уже есть, поделился гендиректор спортивного клуба "Моя станция" Владимир Женихов.
"Мы хотим создать полную экосистему российского кардиооборудования, включая гаджеты для считывания информации во время тренировки. Все тренажеры будут связаны в единую информационную сеть, где может автоматически и индивидуально задаваться программа тренировок для каждого пользователя. Все будет через приложение: пришел, нажал кнопку, позанимался. Есть мировые производители софта, которые уже реализовали систему, когда ты крутишь педали велотренажера, на экране — картинка трассы, и в онлайне рядом с тобой едут люди из разных стран, можно соревноваться с ними в скорости. Мы думаем над возможностью реализации этой идеи — и выйдем на экспорт".
Максимально экспортный потенциал уже используют российские производители оборудования для занятия спортом на улице.
"На данный момент мы поставили продукцию в 65 стран мира. И построено более 7,5 тыс. площадок. Наше оборудование расположено в абсолютно разных условиях: от Норвегии, где все замерзает и покрывается льдом, до ОАЭ, где круглый год жара. В числе заказчиков: госкомпании, частные лица, большие предприятия. Стараемся популяризовать уличный спорт", — сообщил исполнительный директор "Кенгуру.Про" Дмитрий Зайченко.
Для развития рынка и увеличения числа вовлеченных в занятия уличным фитнесом людей в российской компании предложили свое ноу-хау — большие спортивные площадки-кластеры.
"Спортивные кластеры дают больше для популяризации спорта, чем одинокие брусья и турники во дворах. Люди зачастую стесняются заниматься на улице, а когда проходят мероприятия на спортивных воркаут-площадках, появляется желание присоединиться и поучаствовать. Мы видим это на примере Москвы, где было построено в парках много больших площадок, а затем идет массовое распространение во дворы – мы готовы делиться этим опытом с регионами", — рассказал эксперт.
Участники сессии отмечают, что вопреки рыночному принципу "спрос рождает предложение" в отрасли спорта зачастую новые оригинальные разработки и предложения вызывают дополнительный спрос на продукцию и вовлекают население в спортивной образ жизни. Что уже подтверждается опытом российских компаний.