Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 18 июля 2022 года (Часть 2-я).

Сайт Президента России | Advis.ru | 19.07.2022 в 11:11
В.Путин: Дмитрий Николаевич, Вы давно этим занимаетесь и, безусловно, являетесь одним из наиболее авторитетных организаторов работы по тому направлению, о котором сейчас говорили, о котором докладывали.
Действительно, Правительством многое сделано, в том числе при Вашем непосредственном участии, по этому важнейшему направлению нашей работы. Дело не в моих поручениях, конечно, - дело в том, что это в высшей степени востребовано для развития экономики, для достижения национальных целей развития.
Повторю ещё раз: многое сделано, и предложения, которые Вы сформулировали, безусловно, будут поддержаны. И проект указа нужно подготовить - будет подписан, и вообще укрепление нормативной базы - будем совместно это реализовывать, это востребовано.
Вы сами сейчас упомянули, как Вы сказали, о популярных госуслугах, но они не просто популярные госуслуги - это наиболее востребованные госуслуги. В том числе сказали, например, о количестве тех, кто имеет возможность записаться к врачу онлайн, и назвали цифру даже - десятки миллионов.
Вместе с тем хотел бы обратить Ваше внимание на то, что из опрошенных пациентов только 20 процентам удаётся записаться к врачу онлайн - электронным способом, а получить, скажем, рецепт таким же образом возможно только в Москве и в ряде других регионов, где проводится эксперимент.
Я понимаю, я знаю здесь риски, угрозы, знаю дискуссии с Минздравом и так далее, здесь, может быть, Татьяна Алексеевна [Голикова] ещё об этом скажет. Но хотел бы обратить внимание на то, что при всём огромном комплексе вопросов, которые нам приходится решать, в том числе в условиях известных ограничений, о которых и я сказал, и Вы сейчас упомянули, но всё-таки есть вещи, которыми мы давно занимаемся и которые точно можем решать, несмотря ни на какие ограничения, самостоятельно.
Та же самая электронная запись к врачу - это от нас всё зависит, у нас всё есть для этого, для того, чтобы расширять эту работу, технологически всё готово, всё же есть. Делали и в 2019 году, и в 2020-м, и в 2021-м, мы же давно это начали, надо просто на некоторых вещах - Вы сейчас сами об этом сказали - сосредоточить больше внимания, потому что эти услуги востребованы действительно десятками миллионов наших граждан.
Просил бы Вас это иметь в виду.
Спасибо большое.
Пожалуйста, теперь Силуанов Антон Германович и Набиуллина Эльвира Сахипзадовна.
Антон Германович, прошу Вас.
А.Силуанов: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Задача стоит обеспечить "фабрику" выращивания технологических компаний, и для этого предусмотрен целый ряд мер в области бюджета, в области налоговых преференций и в области стимулирования компаний к размещению, привлечению средств на финансовом рынке.
По каждой из позиций остановлюсь.
Бюджет. Мы приняли и утвердили стратегическую инициативу "Взлёт - от стартапа до IPO". Андрей Рэмович на этом останавливался. На наш взгляд, это очень важное мероприятие предполагает выделение грантов на доращивание малых и средних технологических компаний. Объём гранта - до 250 миллионов рублей. И здесь как раз очень важно, что эти деньги пойдут на доработку и организацию производства инновационной продукции для нужд наших государственных корпораций и для нужд государственных компаний.
Вторая составляющая этого проекта - это кредитная поддержка средних технологических компаний под инновационные проекты и выпуск высокотехнологичной продукции. Здесь тоже предусмотрены средства для того, чтобы субсидировать процентные ставки, и стоимость кредита для этого проекта не превышает трёх процентов.
Кроме того, у нас помимо этой стратегической инициативы - просто назову - действуют и Фонд инфраструктурных образовательных программ, Фонд "Сколково", Национальная технологическая инициатива, фонд Бортника и так далее. В целом объём средств, который выделяется из федерального бюджета только на поддержку высокотехнологичной отрасли, - примерно по 30 миллиардов рублей ежегодно в течение трёхлетки.
Андрей Рэмович называл тоже цифры порядка 100 миллиардов рублей. Действительно, с 2021 года по 2025 год у нас объём бюджетных ассигнований предусмотрен больше 100 миллиардов рублей. Сейчас мы ведём работу над проектом бюджета, определяем основные приоритеты - для нас это приоритет, - но тем не менее хотелось бы, чтобы действительно на каждый рубль поддержки этих компаний было не меньше одного рубля, как было сказано, а лучше, конечно, вообще-то, чтобы был мультипликатор. Потому что, наверное, каждый рубль поддержки должен инициировать хотя бы три рубля частного бизнеса. И вот это основная у нас задача.
Второе направление - налоговые преференции.
Тоже принят целый ряд мер по налоговому стимулированию. Здесь и для IT-компаний, и разработчиков, и тех, кто коммерциализирует эти разработки, а также для информационных компаний - мы приняли, действует в этом году уже целый ряд мер по освобождению от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и льготный тариф страховых взносов - 76 процентов.
Приняты такие решения на трёхлетний период, и посмотрим, как они сработают. Ведь важно, чтобы все эти налоговые расходы, как мы их называем, давали результат, потому что если бы эти доходы поступили в бюджет, то мы всегда бы анализировали, что лучше: профинансировать из бюджета или дать налоговые расходы. Будем анализировать, как сработают эти льготы. Мы видим, что они пользуются популярностью у высокотехнологичных и IT-компаний.
Кроме того, для организаций, разрабатывающих изделия электронной компонентной базы и радиоэлектронику, снизили ставку по налогу на прибыль до трёх процентов и страховой взнос - до 7,6 процента.
Сейчас разрабатывается, тоже по Вашему поручению, особый режим для производственных компаний, занятых в импортозамещении. Туда тоже попадут высокотехнологичные компании. Здесь предусмотрено льготное проектное финансирование, льготы по имущественным налогам, а также, что важно, поддержка в сбыте продукции.
На наш взгляд, если предприятие вкладывается в стартапы, в новые производства и если государство поддерживает сбыт продукции, то это стоит не меньше, чем какие-то льготы, а то, может быть, даже и подороже. В этом направлении режим будет работать, будет инновация, в том числе и для высокотехнологичных и IT-компаний.
Поэтому мы считаем, что в целом сейчас создан и работает хороший режим налоговых преференций. Честно сказать, ещё расширять, продолжать искать какие-то новые преференциальные режимы - здесь нужно, я согласен с Андреем Рэмовичем, советоваться с субъектами Российской Федерации, потому что в основном на федеральном уровне мы свои преференции уже предоставили. И если регионы готовы двигаться - только по согласованию с субъектами Российской Федерации, на наш взгляд, дальше следует развивать налоговые стимулы.
Теперь о привлечении финансовых инструментов для высокотехнологичных компаний. У нас уже заработал в текущем году механизм конвертируемого займа, который предусматривает возможность заимодавца вместо возврата суммы займа стать участником компании - тоже хороший инструмент. Даёшь заём, потом можешь быть участником и дальше развивать эту компанию.
Что важно: это упрощает процесс привлечения инвестиций в стартап и упрощает процесс как вхождения в стартап, так и выхода из этого проекта. И это инструмент, который в текущем году начал реализовываться, получил развитие, популярность: уже, по нашим оценкам, 1300 таких сделок осуществлено с начала года.
Далее. Принимаются меры по увеличению числа размещения высокотехнологичных компаний на фондовом рынке. Деньги есть у компаний, деньги есть у населения, и мы считаем, что привлечение средств с финансового рынка - это тоже хорошее подспорье для развития компаний.
Подготовлены предложения по созданию единого налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере внесённых средств во все такие долгосрочные инвестиционные продукты со сроком инвестирования не менее десяти лет. Такой вычет, по нашим проектировкам, должен составлять не более 400 тысяч рублей в год. Это касается всех долгосрочных инвестиций, в том числе в высокотехнологичные компании. Такие предложения мы подготовили и надеемся, что они в осеннюю сессию будут приняты парламентом.
Следующая позиция. Для стимулирования граждан, которые готовы вкладываться в ценные бумаги высокотехнологичных компаний, у нас до конца текущего года действует льгота - это исключение из налогооблагаемой базы доходов от реализации ценных бумаг российских эмитентов, которые включены в перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики. Считаем, что такую льготу надо продлить, и мы в Правительстве считаем, что её надо продлить как минимум на пять лет, с тем чтобы граждане более активно вкладывались в инструменты высокотехнологичных компаний.
Что мы ожидаем от всех этих решений? Мы к 2024 году запланировали увеличение в два раза числа поддержанных технологических предпринимателей - до девяти тысяч таких предпринимателей, в два раза по сравнению с уровнем текущего года.
Кроме того, в три раза должно возрасти число стартапов, и к 2024 году должно быть создано порядка 1500 технологических стартапов. Будет создано 100 тысяч новых рабочих мест, то есть в полтора раза возрастёт и количество предпринимателей, занятых в этой сфере деятельности. И всё это позволит через меры поддержки государства создать основу для развития этого сектора экономики.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Я после того, как Эльвира Сахипзадовна выступит, прокомментирую, несколько соображений скажу на этот счёт.
Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Э.Набиуллина: Добрый день!
Конечно, финансовые ресурсы для быстрорастущих высокотехнологичных компаний - это не только бюджетные средства, не только институты развития: у них и самих велика доля бюджетной поддержки, - конечно, более активное привлечение рыночного финансирования. И на сегодняшний день в целом создана такая инфраструктура для финансирования быстрорастущих компаний.
Я бы хотела отметить особо то, что основным источником финансирования таких компаний является не столько банковский сектор, учитывая профиль рисков, часто это инвестиции венчурного характера, а банки, которые отвечают перед вкладчиками, они не могут массово финансировать проекты с высоким уровнем риска. И поэтому один из основных рыночных источников - это размещение долговых и долевых ценных бумаг на рынке, как это происходит и во многих других странах.
При этом в настоящее время отсутствуют существенные какие-то регуляторные, инфраструктурные ограничения на привлечение быстрорастущими, в том числе высокотехнологичными, компаниями финансирования на бирже. Созданы необходимые условия для развития таких относительно новых форм, как краудфинансирование.
На Московской бирже функционируют специальные секторы: рынок инноваций и инвестиций и сектор роста. В этих секторах компаниям оказываются специальные меры поддержки. Так, в секторе "рынок инвестиций и инноваций" Мосбиржа оказывает помощь во взаимодействии с инвесторами, доступные при IPO финансирования, льготное кредитование при участии институтов развития, гранты малым инновационным компаниям на листинг из Фонда содействия инновациям.
Также предусмотрен доступ таких компаний к средствам пенсионных накоплений НПФ. Хотя хочу отметить, что мы здесь действуем очень аккуратно, понимая, что пенсионные накопления должны быть надёжно защищены, хотя очень много предложений, чтобы инновационные компании в большей и большей мере финансировались за счёт НПФ, но мы здесь очень аккуратно подходим, выделяя только некоторую долю средств НПФ.
Для развития такого привлечения на рынки ценных бумаг поддерживаем то, что сказал Антон Германович сейчас о продлении налоговых льгот на пять лет. Это, конечно, даст стимул для инвесторов вложений в такие ценные бумаги.
Компаниям МСП в секторе роста доступно субсидирование затрат по подготовке к листингу, субсидирование ставки купона по облигациям, якорные инвестиции от МСП Банка, а также поручительство по облигациям от Корпорации МСП. Здесь мы тоже тесно работаем с Правительством, с Корпорацией МСП.
Эти механизмы показали свою востребованность: их используют компании широкого сектора отраслей, в том числе и высокотехнологичные компании.
Далее. В последнее время очень быстро растёт привлечение инвестирования через инвестиционные платформы - это расширяет возможности краудфандинга. С начала 2021 года рост более чем в три раза: сейчас 62 платформы такие действуют, объём финансирования превысил у них десять миллиардов рублей, но это, конечно, ещё только начало, и явно, что это направление будет расти.
В рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса субсидируется стоимость привлечения долгового финансирования через эти краудплатформы для малого и среднего бизнеса. Компании могут привлекать не только, кстати, займы, но и акционерный капитал. Это перспективное направление для тех, кто ещё не дорос до биржевого IPO.
Есть примеры компаний, которые раньше привлекали финансирование на вот таких краудплощадках, а сейчас успешно размещают облигации в секторе роста Московской биржи и в дальнейшем думают о том, чтобы выходить на IPO.
Как я уже сказала, эта инфраструктура, в принципе, используется широким кругом отраслей, основа есть для получения финансирования, но вопрос, конечно, о масштабировании и о стимулировании их использования высокотехнологичными компаниями. Пока это не приобрело массовый характер. Например, число выпусков облигаций МСП - там есть и инновационные, и невысокотехнологичные - в секторе роста не превышают 20 штук в год, привлекаемые объёмы финансирования - это чуть менее десяти миллиардов рублей ежегодно.
И ещё раз: речь идёт о компаниях разноотраслевой направленности, а если говорить только о высокотехнологичных компаниях, то число таких примеров и объёмы будут ещё меньше.
Что необходимо, чтобы расширить возможности финансирования именно быстрорастущих высокотехнологичных компаний? На наш взгляд, конечно, нужен специальный фокус на поддержке именно этой группы компаний. Сейчас акцент у нас был сделан в основном на малом и среднем бизнесе. Не умаляя ни в коей мере значение поддержки малого и среднего бизнеса, конечно, важно поддержать именно быстрорастущие высокотехнологичные компании.
А когда они приходят через эти меры поддержки, они не всегда удовлетворяют критериям малого бизнеса, критериям, которые и биржей установлены сейчас в секторе рынка инноваций и инвестиций. И здесь нужны специальные критерии для таких компаний, для того чтобы распространить на них уже действующие меры поддержки и, возможно, выработать специальные меры.
В частности, мы предлагаем увеличить верхний порог рыночной капитализации эмитентов, которые могут участвовать в инновационном секторе роста с 25 до 75 миллиардов рублей. Это одно из решений, которое может расширить участие компаний.
Я бы также предложила рассмотреть вариант перераспределения внутри лимита, выделенного на программы МСП, понимая всю ограниченность бюджетных ресурсов: именно лимит в большей степени фокусировать на быстрорастущих высокотехнологичных инновационных компаниях.
Второе. На наш взгляд, необходимо разработать критерии быстрорастущих высокотехнологичных компаний и своего рода таксономию таких компаний по аналогии с ESG. Это позволит вести классификацию таких компаний, проектов, обеспечить раскрытие информации по ним для инвесторов, создаст ориентиры для компаний, инвесторов, позволит сделать более предметными меры государственной поддержки. Мы также можем учитывать это в своём регулировании финансовых организаций. Это предусмотрено "дорожной картой" со сроком на четвёртый квартал этого года, и хотелось бы, чтобы мы это, конечно, успели сделать.
Дальше. Очень важно то, о чём говорил Андрей Рэмович, - о бесшовности, о лифтах - о том, что меры поддержки должны иметь преемственность и быть сквозными для разных стадий жизненного цикла компаний. Потому что у нас действительно мер поддержки очень много, форм очень много, и об этом коллеги говорили, но важно поддерживать именно этот жизненный цикл.
Так, например, сейчас есть механизмы субсидирования затрат малого и среднего бизнеса на размещение акций на бирже, но это не распространяется, например, на размещение акций на краудплатформах, которые приобретают всё больший и больший вес. И, как я уже говорила, это часто стадии, которые предшествуют выходу на биржу, и примеры этого есть. Поэтому эта цепочка финансирования, которая учитывает разные инструменты и обеспечивает бесшовность весь жизненный цикл, конечно, очень важна.
И я бы хотела ещё отметить важность комплексной консалтинговой инфраструктуры. Это важно как раз для малых, потенциально быстрорастущих инновационных компаний. И такие практики, как меры поддержки, широко применяются во многих странах - тех, которые показывают высокие темпы инноваций: это финансовый, технический, бизнес-консалтинг участников проекта. Это облегчит для компаний прохождение всех необходимых процедур - они у нас непростые, иногда эти процедуры представляются как непреодолимые барьеры. Такая система сопровождений, поддержки тоже может развиваться, и мы на базе Московской биржи также собираемся это делать.
То есть в целом меры [поддержки] инфраструктуры есть, но, на мой взгляд, их нужно больше фокусировать и масштабировать, для того чтобы более активно использовать инструменты рыночного финансирования.
И совсем маленький комментарий по предложению, которое выдвинул Андрей Рэмович, - по тому, чтобы интеллектуальную собственность признавать как высококачественный залоговый актив. В этом направлении можно двигаться, но я хотела бы сказать, что это вопрос не просто формальных норм банковского регулирования.
Почему нужно обеспечение? Это если по кредиту заёмщик не заплатил, обеспечение можно продать - можно продать и таким образом рассчитаться с вкладчиками, с кредиторами. Поэтому здесь очень важна оценка этого обеспечения, ещё более важен оборот интеллектуальной собственности, ликвидный рынок, чтобы банк мог быстро продать эту интеллектуальную собственность.
Сейчас ликвидность рынка очень низкая, но можно начать - я тоже об этом подумала - например, с торгуемых, широко используемых программных продуктов, которые могут быть востребованы, которые продаются и покупаются, их можно использовать. Поэтому с точки зрения оценки и развития ликвидного рынка интеллектуальной собственности, изменения регулирования мы вместе с Правительством готовы здесь отработать, для того чтобы в той части, где банковское финансирование, можно было бы использовать и его тоже.
Спасибо.
В.Путин: Смотрите, какие мысли приходят в голову при обсуждении этого вопроса.
Было сказано, что режим налоговых преференций есть, создан и существует. Режим есть - денег нет. И Председатель Центрального банка подтвердила, что банки неохотно кредитуют подобные сделки. Банки практически не кредитуют, если сказать по-честному, поскольку риски слишком велики.
В этой связи, конечно, нужно искать другие источники, в том числе, возможно, и пенсионные накопления, пенсионные фонды. Но, как мы хорошо знаем, и Эльвира Сахипзадовна сейчас об этом тоже сказала: нужно обеспечить если не высокую доходность - везде в мире пенсионные фонды и не рассчитывают на высокую доходность, - нужно обеспечить сохранность этих средств, а здесь без поддержки государства не обойтись. Надо просто продумать эту систему.
И надо признать, что, несмотря на все наши усилия, сегодня всё-таки финансовая система не обеспечивает доступ высокотехнологичных и быстроразвивающихся компаний к источникам финансирования. Их нет сегодня, а без этого не обойтись.
Здесь нужны дополнительные решения. Если то, что здесь сейчас прозвучало, этими дополнительными решениями является, то мы будем рассчитывать на то, что они будут эффективно применяться, их нужно просто эффективно внедрять. Например, как сейчас было предложено, возможным инвесторам входить в капитал этих компаний. Конечно, это целесообразно, но нужно работать с этими возможными инвесторами.
Но кто такие эти инвесторы? Мы же с вами знаем - они у нас наперечёт, и деньги у них есть - нужно просто их стимулировать. Там же есть представители государства в руководящих органах этих компаний. Ну и всё - деньги висят, а чего они там у них висят? Ждут, пока их кто-то заберёт, что ли? Одно из направлений использования этих средств, пожалуйста, ну почему этого не сделать-то? Но только нужно этим заниматься.
Привлечение средств с финансовых рынков, налоговый вычет - всё хорошо, только нужно это активизировать, чтобы это работало реально. Самое простое, конечно, это привлекать какие-то финансовые источники со стороны тех компаний, у которых этих источников достаточно, они даже не знают, что делать с этими средствами.
Вот хорошее же направление использования этих средств, и не нужно никуда за границу даже их выталкивать, эти деньги, не нужно даже во что бы то ни стало увеличивать объём импорта, придумывая всякие механизмы и сложные институты. Но нужно их заинтересовать и показать им, что будет для них в конечном итоге при работе с этими быстроразвивающимися высокотехнологичными компаниями.
В этой связи у меня какая просьба? Всё-таки хотелось бы знать, когда планируется введение новых механизмов поддержки. Мы об этом говорили и неоднократно, и я просил Правительство это сделать - сделать это нужно, конечно, при поддержке Центрального банка. Когда будут эти механизмы предложены? И какой объём финансовых ресурсов в конечном итоге предлагается использовать для поддержки высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний?
Не могу не согласиться с тем, что на этом нужно сфокусировать наше внимание, потому что если совсем недавно от развития этого сектора экономики зависело эффективное, в нужном нам темпе развитие экономики и страны в целом, то сейчас от этого зависит просто выживаемость экономики. Это один из ключевых вопросов.
Поэтому, конечно, на нём нужно, как Эльвира Сахипзадовна сказала, сосредоточить наше внимание и сфокусировать и административное внимание, и финансовые ресурсы, поддержку этого направления. Но, в принципе, идеи-то прозвучали. Их нужно только оформить, и как можно быстрее, и сконцентрировать на этом внимание, добиться того, чтобы все эти инструменты реально заработали, хорошо?
Как вы думаете, когда - это вопрос и к Эльвире Сахипзадовне, и к Антону Германовичу - эти предложения будут сформулированы в окончательном виде и каков может быть объём поддержки этого направления работы?
Как Вы думаете?
А.Силуанов: Владимир Владимирович, считаю, что все законодательные решения нужно принимать в текущем году - осенью, безусловно.
Какой объём? По бюджету он понятен. Объём по привлечению с рынка должен быть, конечно, гораздо больше, чем бюджетные ассигнования. Во всяком случае, на уровне объёмов вложений хотя бы на первом этапе со стороны бизнеса, о чём мы говорили, что бизнес должен вкладывать не меньше, чем бюджет, а привлечение с рынка, наверное, не меньше, чем бизнес вкладывает к финансированию из федерального бюджета.
То есть это должны быть немалые средства, если тем более мы сейчас создадим эти дополнительные стимулы, должны работать они, должны работать.
В.Путин: Вы сказали, осенью. Хорошо, это касается принятия решения на уровне парламента - депутаты, безусловно поддержат, надо только вовремя это подготовить, и всё. Первое.
Второе - надо проработать с компаниями нашими, которые не знают, куда накопленные миллиарды долларов девать. Замечательное направление использования этих ресурсов, пожалуйста.
Надо встречаться с ними, работать, объяснять, создавать альянсы соответствующие - чего здесь сложного-то? Ничего сложного не вижу. А тот набор инструментов, о которых Вы сказали, - их просто нужно использовать. Чего они там будут размещать, какие там облигации, инструменты на рынках? Мы же с вами понимаем, что без поддержки Правительства всё это будет висеть.
Да?
А.Силуанов: Владимир Владимирович, предложение какое? Что касается законодательных решений: нам за лето подготовить проекты актов и внести в парламент. Что касается компаний: также подготовить, если дадите такие поручения нам, директивы компаниям с госучастием, с тем чтобы они также вкладывались.
В.Путин: Конечно.
Эльвира Сахипзадовна, есть что добавить?
Э.Набиуллина: Да нет, Антон Германович всё сказал.
Мне кажется, проблема даже не столько сейчас в нехватке каких-то инструментов или инфраструктурных решений, или стимулов, а вопрос привлечения потенциальных инвесторов. С ними можно ещё отработать, что им мешает вкладывать, ещё что-то поднастроить, чтобы они более активно вкладывали.
Но, мне кажется, основное - это действительно привлечение сюда финансовых ресурсов, потому что практически весь инструментарий и инфраструктура в рабочем состоянии, там можно что-то настраивать.
В.Путин: Надо просто понять, что эти компании привлекали раньше средства с западных финансовых рынков - теперь у них нет такой возможности. Но надо заместить, и главное - есть чем. Надо просто активно работать по этим направлениям.
Ладно. Спасибо большое.
Давайте дальше пойдём.
Пожалуйста, Фальков Валерий Николаевич.
В.Фальков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Качество подготовки кадров является одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основой для его технологической и экономической независимости. При этом в современном мире ключевую роль в создании прорывных технологий, формирования на их основе собственной мощной производственной базы, а также развитой сферы услуг играют ученые, инженеры и специалисты в области информационных технологий. Остановлюсь подробнее на развитии системы образования в каждом из этих направлений. Начну с инженерного образования.
Наша страна всегда гордилась своими инженерами, в дореволюционной России и в советское время они решали сложнейшие задачи, обеспечивая развитие и даже создание целых отраслей. Новое поколение инженеров современной России на основе лучших традиций отечественной инженерной школы находят уникальные ответы на вызовы времени.
В последние годы предпринят ряд шагов, направленный на развитие отечественного инженерного образования. В первую очередь, в соответствии с Вашим поручением, уважаемый Владимир Владимирович, мы последовательно увеличиваем контрольные цифры приема на бюджетные места по инженерному делу, технологиям и техническим наукам.
Так, в текущем учебном году для выпускников школ выделено 193 тысячи 816 бюджетных мест и еще 74 тысячи 930 мест - для обучения в магистратуре и аспирантуре. Таким образом, чуть больше 268 тысяч мест. В этой связи следует отметить последовательный рост среднего балла ЕГЭ при приеме на инженерные специальности и направления.
Популярной среди школьников является многопрофильная инженерная олимпиада "Звезда", открывающая лучшим школьникам путь к инженерному образованию в ведущих университетах страны.
Очевидно, и Вы справедливо на это обратили внимание, уважаемый Владимир Владимирович, что интерес к технике, желание учиться на инженера формируется у абитуриента не в последние месяцы перед выпуском из школы, а гораздо раньше.
Строго говоря, широкий интерес к инженерному делу изначально начинает формироваться у детей в специальных кружках: разного рода кружках юных техников и моделистов, а также посредством углубленного изучения в школе математики, физики, информатики, химии и биологии.
Хорошие знания по этим предметам являются критически важным условием для получения качественного инженерного образования. Понимая это, университеты активно идут в школу и одновременно развивают самые разные форматы дополнительного образования детей, формируя у них интерес к техническому творчеству.
Приведу один из примеров. В этом году с 1 сентября в 23 субъектах Российской Федерации откроются 96 инженерных классов: 65 - по авиастроительному профилю, 31 - по судостроительному.
Это наш совместный проект с Министерством просвещения, в котором принимают участие 25 вузов и 37 индустриальных партнеров. Роль методических центров выполняют Санкт-Петербургский морской технический университет и Московский авиационный институт.
Уважаемый Владимир Владимирович, также по Вашему поручению ежегодно проводится Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. Его организаторами наряду с нами являются Национальный исследовательский институт "МИФИ", вузы, госкорпорации и высокотехнологичные компании. Седьмой конкурс в прошлом году собрал более трёх тысяч участников, при этом все победители и призеры получили возможность трудоустроиться в ведущие компании или продолжить обучение.
Вместе с тем в последние годы, очевидно, сформировался объективный запрос на существенную модернизацию инженерного образования. С одной стороны, инженерия пришла к материалам с управляемыми свойствами и у нее появились новые актуальные направления, такие как биологическая, социальная инженерия.
С другой стороны, базовые инженерные процессы: моделирование, конструирование, проектирование, промышленный дизайн, да практически всё, - перешли в цифру. Исторически нам сегодня нужен тот же шаг, который мы сделали в середине прошлого века, когда соединили инженерию с физикой для космического и атомного проектов.
Для того чтобы система подготовки инженеров в полной мере отвечала вызовам времени, запросам экономики и общества, способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед нами, необходимо и дальше ее последовательно развивать. Что в этой связи предлагается.
Первое. Мы считаем, что такая задача была поставлена и раньше, надо довести эту работу до конца: надо изменить саму модель образования в соответствии с запросами времени. Структура образовательного процесса в вузах: больший акцент делать не только на междисциплинарную и проектно-ориентированную подготовку инженеров, но и на формирование в процессе обучения лидеров больших коллективов, способных реализовать масштабные проекты.
Для этого мы разработали инициативу "Передовые инженерные школы" - это одна из 42 одобренных Вами, уважаемый Владимир Владимирович, инициатив социально-экономического развития страны. Андрей Рэмович кратко сегодня упоминал о ней, я чуть подробнее хотел бы рассказать.
В этом году в конце июня совместно с Минпромторгом мы провели конкурсный отбор, в котором приняло участие 91 университет. В результате, как уже было сказано, определились 30 университетов 15 субъектов страны, на базе которых создаются передовые инженерные школы. Хочу особо подчеркнуть, что из 30 - 20 университетов-победителей расположены в регионах. При этом также хотелось бы отметить, что победителями стали не только классические технические вузы, которые традиционно связаны с понятием инженерии, но и три медицинских университета и один аграрный из Воронежа.
Но есть еще интересный пример: Псковский университет создает передовую инженерную школу совместно с одним из ведущих вузов Белоруссии - Белорусским государственным техническим университетом. Их общий партнер - "Объединенная двигателестроительная корпорация". Каждая школа создается в партнерстве с компаниями, среди которых "КамАЗ", "СИБУР", "Россельмаш", "Росатом", "Алмаз-Антей", "Роскосмос" и другие лидеры отраслей.
На наш взгляд, такие партнерства смогут изменить образовательный процесс, привнести в него реальные задачи. Таким образом, передовые инженерные школы при поддержке более 40 индустриальных партнеров не только разработают и реализуют новейшие образовательные программы, но и решат сложные и актуальные инженерные научно-технологические задачи в интересах этих компаний и отраслей.
Мы ожидаем, что помимо прямых результатов реализации данной инициативы она будет иметь значимый эффект для модернизации всей системы подготовки инженерных кадров. Передовые инженерные школы станут локомотивами модернизации отечественного инженерного образования. Другие технические, медицинские, аграрные вузы будут использовать их наработки, произойдет общий сдвиг в подготовке инженеров в сторону нового технологического уклада.
Второе. На наш взгляд, надо максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах. При подготовке инженерных кадров это играет решающую роль. Наиболее эффективным решением здесь - наряду с укреплением собственного инженерного образования в региональных вузах - видится максимальное расширение практики реализации сетевых образовательных программ. Базовую инженерную подготовку любого уровня можно осуществить в ведущих столичных университетах, а завершить обучение в регионах, и такие примеры есть.
Например, в интересах развития судостроения на Дальнем Востоке в партнерстве с компанией "Роснефть" Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский морской технический университет реализуют четыре сетевые программы бакалавриата и магистратуры. Студенты поступают на базе ДВФУ, часть программы проходят в Санкт-Петербурге, учатся в том числе в лабораториях и у лучших преподавателей Морского университета, а затем планируется, что завершат обучение и защитят диплом во Владивостоке, там и будут трудоустроены - на заводе "Звезда". Такой формат одновременно создает возможности для академической мобильности преподавателей и студентов.
Третье. Решение вопросов качественного улучшения подготовки инженеров связано с изменением нормативов финансового обеспечения государственного задания. Вы абсолютно справедливо сегодня об этом сказали. Действующие нормативы скорее фиксируют средний для всех уровень подготовки независимо от региональной отраслевой специфики. В идеале же норматив стоимости подготовки инженера должен в достаточном объеме закрывать потребности в повышении квалификации и стажировках преподавателей в ведущих университетах и на предприятиях, давать возможность привлекать к обучению лучших практиков, - а это, как правило, высокооплачиваемые и востребованные специалисты, - а также покрывать затраты на производственную практику, которую надо расширять.
И наконец, четвертое направление. Подготовка инженеров базируется в первую очередь на глубоком, фундаментальном физико-математическом и естественно-научном образовании. При этом большую роль при изучении математики, физики, химии, биологии, - причем как в школе, так и в вузах, а в вузах это производные от них специальные дисциплины и получение соответствующих навыков, - играет учебно-лабораторное оборудование, которое должно соответствовать передовому уровню науки и технологий.
Такая работа сегодня идет в вузах, но для повышения качества, для того чтобы сделать системный шаг вперед для повышения качества подготовки инженеров, необходимо обновить учебно-лабораторную базу в вузах, прежде всего региональных, а также создать удобные и современные пространства для технологических экспериментов и прототипирования. Такую работу, кстати, мы увязываем с созданием студенческих городков или, как их иногда именуют, кампусов. Сегодня первые восемь проектов уже стартовали, а еще оставшееся количество - до 25 - мы отберем в самое ближайшее время. Есть соответствующее Ваше поручение.
Второе направление - это развитие системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий. Здесь мы также в первую очередь последовательно увеличиваем количество контрольных цифр приема на бюджетные места в соответствии с запросами отрасли. Дмитрий Николаевич сегодня об этом сказал. В частности, за последние три года прирост составил почти 15 тысяч. В 2022 году выделено 160 тысяч 413 мест по запросам цифровой экономики.
Происходит это не только за счет профильных специальностей и направлений, но и за счет внедрения в программу смежных специальностей и направлений специального модуля по формированию дополнительных профессиональных компетенций в сфере информационных технологий.
В дополнение к этому - для того чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов в области IT - совместно с Минцифры запустили проект по созданию в университетах так называемых цифровых кафедр. В частности, все университеты - участники нашего ключевого проекта в сфере высшего образования "Приоритет-2030" - создали такие кафедры.
В результате у студентов самых разных специальностей и направлений подготовки появилась возможность получить продвинутые компетенции в области IT, то есть такие компетенции, которые необходимы для профессиональной деятельности в этой сфере. В 2022 году по таким программам у нас пройдет обучение не менее 80 тысяч студентов и далее нарастающим итогом - не менее 900 тысяч к 2030 году.
Таким образом, при успешном освоении основной программы выпускник получит две квалификации, одна из которых будет в области информационных технологий. Кстати сказать, такая возможность предусмотрена изменениями, которые в прошлом году внесены по Вашему поручению в Федеральный закон "Об образовании".
При этом, как я уже говорил, при актуализации образовательных стандартов, мы во все программы без исключения включили базовые цифровые компетенции. В настоящее время Минцифры готовит для вузов перечень отечественного программного обеспечения, которое будет использоваться в обучении, и определяет компании-партнеры для университетов.
Будущих специалистов в области информационных технологий, как и инженеров, должны учить не только преподаватели, но и практики. По Вашему поручению, уважаемый Владимир Владимирович, устранены барьеры, которые не позволяли вузам привлекать к обучению студентов лучших специалистов, работающих в отраслях.
В частности, исключены требования из государственных стандартов по наличию ученой степени, ученого звания, по публикационной активности практиков. Это позволяет активнее вовлекать лучших представителей самых разных отраслей в обучение. Например, в программах цифровых кафедр, о которых я упоминал, установлено требование о том, что не менее 20 процентов занятий должны вести практики.
И в качестве предложения здесь также хотел бы сказать, что важнейшим вопросом при решении задач обеспечения растущего спроса технологических компаний на специалистов по информационным технологиям, радиоэлектроники является даже не столько увеличение контрольных цифр приема, которое мы делаем и будем дальше делать, сколько изменение норматива финансового обеспечения такой подготовки.
Ведь к преподавателям в области информационных технологий предъявляются повышенные требования, в том числе в части владения так называемым стеком современных технологий программирования. Изменение норматива финансового обеспечения позволит создать конкурентоспособные с отраслью возможности для привлечения, материального стимулирования преподавателей, в том числе в части привлечения лучших практиков, которые тоже хорошо оплачиваемые и очень востребованы.
И наконец, третье направление - подготовка научных кадров. Основным каналом подготовки научных кадров и притока молодежи в сферу исследования разработок традиционно является аспирантура. В соответствии с Вашим поручением мы в этом году существенно увеличили количество бюджетных мест в аспирантуру - на тысячу мест в сравнении с прошлым годом. Само по себе это, казалось бы, немного: в прошлом году было 16,5 [тысячи], а в этом - 17,5, то есть почти на 29 процентов. При этом в первую очередь вырос объем приема на инженерные, технические, а также математические и естественные направления.
Третий год подряд мы наблюдаем улучшение ряда качественных индикаторов деятельности института аспирантуры. Прежде всего следует отметить, что нам удалось прервать существовавшую с 2010 года негативную тенденцию сокращения количества аспирантов. В 2021 году их общая численность достигла 90,2 тысячи человек. К слову сказать, в 2019-м - это самая нижняя точка - их было 84,3 тысячи человек.
Наблюдается дальнейшее закрепление ведущей роли университетов в подготовке научных и научно-педагогических кадров: на их долю приходится почти 90 процентов аспирантов. На долю научных организаций в 2021 году приходилось 12 тысяч человек.
В университетах также несколько успешнее проходит обучение аспирантов. При этом надо отметить, что эффективность аспирантуры оставляет желать лучшего. В 2021 году выпуск аспирантов составил 14,3 тысячи человек, из них только 10,5 процента защитили диссертации в период подготовки. Это все-таки лучше, чем в 2019 году, - там было 8,9 процента, но явно недостаточно для обеспечения экономики научными кадрами.
Принимая во внимание данное обстоятельство, мы в 2020 году реализовали комплекс мер по модернизации работы диссертационных советов. Речь идет об изменении общей численности состава советов, возможности включения в них кандидатов наук и лиц, которые имеют иностранные ученые степени, внедрении новых форм работы советов с использованием информационных технологий, расширении вариативности аттестационных процедур и формата представления результатов диссертационных исследований.
Внедрение этих новаций создало предпосылки для более эффективного функционирования института аспирантуры, в результате впервые с 2015 года, я чуть раньше уже говорил Вам об этом, отмечается увеличение числа защит кандидата и доктора наук. Так, число защит в 2021 году превышает показатель предыдущего года на 24 процента - на 1814 защит, и в этом году мы ждем такой же положительный прирост.
Развитие системы подготовки научных кадров предполагает одновременно движение по нескольким направлениям.
Первое и самое главное - это социальная поддержка молодых ученых. В этом направлении многое делается. В частности, в этом году мы дополнительно по решению Правительства выделили почти один миллиард рублей по программе жилищных сертификатов. Планируем и в последующие годы также увеличить объем средств на это направление. В настоящее время прорабатываем вопрос об увеличении стипендии лучшим аспирантам до конкурентоспособного уровня.
Второе. Необходимо дополнительное стимулирование продуктивного научного руководства. Речь идет об увеличении базового объема учебной нагрузки, предоставляемое за научное руководство аспирантами, а также распространение в университетах специальных программ профессиональной подготовки в области научного руководства аспирантами, это актуально для молодых кандидатов и докторов наук.
Третье. Разработка и развитие формата производственной аспирантуры, предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах компаний и совместно с ними. Это, на наш взгляд, даст возможность готовить кадры высшей квалификации для решения прикладных задач, что особенно актуально в текущих условиях.
И наконец, четвертое. Развитие в региональных вузах института целевой аспирантуры: когда есть возможность направлять своих лучших выпускников в ведущие вузы страны, но с гарантией возвращения на хорошо оплачиваемое рабочее место после защиты диссертации. Поскольку, конечно, когда направляются сотрудники региональных университетов, коллеги, в столичные вузы, всегда есть риск того, что они не вернутся.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В завершение хочу отметить, что развитие системы подготовки кадров в полной мере будет отвечать вызовам времени, запросам индустрии и общества, способствовать решению задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой и страной в целом.
Благодарю за внимание.
Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 46
 Отправить  Комментарии  Дополнительная информация  Копировать ссылку на новость
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:
Ссылка на новость: