Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Александр Мордовин: "Мы планируем рост объемов экспорта российского солода!". "Beer Weekly". №6 2020

В 2020 году исполнилось 10 лет со дня основания Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции. О том, каких результатов за это время удалось добиться одному из крупнейших отраслевых объединений аграрно-промышленного комплекса России и как изменилась ситуация на рынке, газете Beer Weekly рассказал председатель правления союза Александр Мордовин.
- Что сегодня собой представляет Национальный союз производителей пивоваренного ячменя, солода и хмеля? Какова его структура и сколько участников он объединяет?
- Союз является ведущим отраслевым и одним из крупнейших союзов агропромышленного комплекса Российской Федерации. Он объединяет 521 компанию, которые представляют все звенья производственной цепи "пивоваренный ячмень - пиво", а также производителей оборудования, научно-исследовательские учреждения, компании, предоставляющие финансовые, логистические, страховые и иные услуги. Органом, принимающим решения, является правление союза. Сегодня в него входят 28 человек
Также сформированы наблюдательный и экспертный советы, рабочие группы по всем направлениям деятельности. Кроме того, союз имеет обширную сеть региональных представителей как в регионах России, так и за рубежом.
- В июле 2020 года исполнилось 10 лет со дня первого учредительного собрания Национального союза производителей пивоваренного ячменя и солода. Расскажите пожалуйста, что удалось сделать за прошедшее 10-летие?
- Все основные задачи, которые были мною озвучены в 2010 году в интервью журналу "Новое сельское хозяйство", на данный момент выполнены в полном объеме. В ближайшее время отрасль узнает о новых, в том числе и отличных от прежних тезисов, целях и задачах союза. Нами создана стабильно работающая система производства сырья для пивоваренной отрасли, усилены позиции российского независимого бизнеса. Напомню, 10 лет назад в стране было всего 250 пивоваренных производств, а сегодня - их более 1800! Созданы "с нуля" ключевые мероприятия отрасли: форум "Пивоваренная отрасль РФ: взгляд в будущее", выставка BevialeMoscow, конкурс "РОСГЛАВПИВО" и многое другое.
- Какие изменения с тех пор произошли на российском рынке ячменя, солода и хмеля?
- Одной из основных предпосылок создания союза в 2010 году стали аномально жаркие погодные условия, которые привели к резкому снижению объемов производимого пивоваренного ячменя и ввозу импортного сырья для производства солода. Благодаря объединению усилий кризис удалось преодолеть уже в 2011 году. Сегодня год из года отрасль стабильно обеспечена российским сырьем и продолжает усиливать свои экспортные позиции.
- Как вы оцениваете общую потребность в пивоваренном ячмене, который идет как на производство солода, так и в качестве несоложеного сырья для производства пива? Этот объем полностью обеспечивают российские аграрии? Или импорт все же имеет место быть? Каков объем зарубежных поставок и кто является основным потребителем импортного сырья?
- Все объемы пивоваренного ячменя, необходимые отечественным производителям солода и пивоварам, сегодня производятся в России. Импорт минимален и не превышает нескольких тысяч тонн ячменя в год. Это в первую очередь тестовые объемы и некоторые лицензионные инновационные сорта, пока не производимые в нашей стране. Импорт солода сейчас стабилен и составляет 80-120 тыс. тонн в год.
- Основными потребителями импортного сырья являются крафтовые пивовары? Если не секрет, что их не устраивает в российском сырье?
- Потребителями импортного солода являются как крафтовые, так и малые, и средние пивовары. Речь не идет о том, что в качестве российского солода их что-то не устраивает. Такая необходимость зачастую обусловлена специфическими требованиями технологического оборудования, используемого для производства пива. И конечно же, это дает дополнительные возможности позиционирования пива, которое произведено из импортного сырья.
- Говорят, что одной из главных проблем российского рынка пивоваренного ячменя является большая зависимость от импортных семян. По оценке Россельхозцентра, доля зарубежного семенного материала доходит почти до 90%. Почему сложилась такая ситуация и как можно решить эту проблему?
- Пивоваренный ячмень является глобальной зерновой культурой, и сорта определяются исследованиями и спецификациями международных производителей солода и пива, селекция ориентирована на запросы и требования в первую очередь крупнейших игроков. Для нишевого рынка, которым является пивоваренный ячмень, это нормально, что нет чисто российской селекции в этом направлении и семенной материал высших репродукций (суперэлита и элита) завозится из-за границы. А дальнейшее размножение до товарных репродукций уже происходит в России.
- В топ-10 сортов - лидеров пивоваренного ячменя входит продукция немецких, французских селекционеров и лишь один российский сорт. Что это за сорт? И что мешает другим отечественным сортам войти в число лидеров?
- На сегодня в Государственном реестре селекционных достижений более 50 сортов пивоваренного ячменя. Среди них есть и российские сорта, но мы в отрасли называем их "условно пивоваренными". Товарные партии этих сортов если и используются, то в качестве несоложеного зерносырья.
- По оценке экспертов, сейчас на российском рынке наблюдается перепроизводство пивоваренного ячменя. Не приведет ли это к падению цен на него?
- Нет, я считаю, что производство пивоваренного ячменя достаточно сбалансировано по отношению к потреблению и сигналов перегрева рынка не замечено. Более того, по итогам уборки урожая мы наблюдаем рост цен на пивоваренный ячмень.
- Возможно ли в ближайшее время увеличить экспорт пивоваренного ячменя в ЕС, в Китай или другие страны? Что мешает российским производителям это сделать?
- Безусловно. К примеру, Китай, где пивоваренный ячмень практически не производится, ежегодно потребляет порядка 4 миллионов тонн этого сырья и является для нас очень интересным рынком сбыта. Сегодня мы активно работаем в этом направлении, и я уверен, что первые партии в КНР будут отправлены уже в будущем, 2021 году. Основная проблема - это, в первую очередь, дорогая логистика. Но мы работаем над расширением мер господдержки перевозки зерна для создания более комфортных условий будущим поставкам ячменя на экспорт.
- Сегодня экспорт солода для производства пива превышает его ввоз в Россию: в 2019 году Россия экспортировала 124 тыс., а импортировала 83 тыс. тонн. Может ли наша страна полностью перейти на самообеспечение? Если нет - то что мешает это сделать?
- Считаю, что имеющийся сегодня баланс между российским и импортным солодом оптимален. Он же сохранится и в будущем. Как общественная организация, мы ставим во главу угла не снижение импорта, он и так минимален, а рассчитываем на рост объемов экспорта солода.
- Какой солод российские пивовары предпочитают закупать за рубежом?
- Основной объем - это классический Пилснер. Также значимую долю занимают специальные сорта солода, среди которых есть и такие, которые не производятся в Российской Федерации, к примеру "Копченый" солод. Интересно отметить в последние годы большой рост продаж на российском рынке специальных солодов, производимых баварской компанией "Ирекс". Сегодня продукция этого предприятия, по оценке многочисленных экспертов, имеет лучшее соотношение цены и качества на российском рынке.
- В 2016 году Россия занимала в мире четвертую позицию среди импортеров хмеля. Сегодня ситуация как-то изменилась? Какой объем хмеля импортирует наша страна, и какие страны являются основными поставщиками?
- Россия сохраняет позиции одного из ключевых потребителей импортного хмеля. Ключевые страны - Германия, США, Чехия. Мы импортируем как гранулированный хмель, так и продукты его переработки и этанольные экстракты.
- Эксперты говорят, что на российском рынке поставщиков хмеля из Германии активно теснят американцы. Насколько верна эта информация и чем обусловлено изменение рыночной ситуации?
- Да, в последние годы площади хмельников в США значительно выросли, однако это не приведет к значимому росту импорта, и тем более не заменит, даже значимо не потеснит поставляемый из Германии, Чехии или Англии объем хмеля.
- Еще одной тенденцией отечественного рынка называют быстрое сокращение поставок горьких сортов хмеля и, наоборот, значительный рост объемов импорта ароматических сортов. Почему пивовары вдруг начали делать ставку на ароматические сорта?
- Как и ранее, воспользуюсь словом "баланс". Так вот, баланс между горькими и ароматическими сортами хмеля был и будет всегда. Безусловно, в разные годы, а правильнее сказать, десятилетия баланс смещается из одной стороны в другую, но не настолько критично, чтобы можно было говорить о грядущей замене одного вида хмеля другим. В разделе "Статистика" на нашем вебсайте есть интересный график, который показывает нам площади хмельников в мире, по данным на 1990 и 2020 годы. Так вот, в 1990 году площади под ароматическими и горькими сортами хмеля составляли 26 тыс. и 55 тыс. га, а в 2020-м - 20 тыс. и 40 тыс. га соответственно. То есть пропорционально расклад практически не изменился.
- Какие сорта хмеля сегодня являются самыми популярными в России? И чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- Что является определяющим для использования того или иного сорта хмеля, а также вида? Гранулы или экстракты? Конечно же - технология производства. Не менее важен и бренд. Достаточно нелогично было бы, если б, к примеру, пиво "Чешское" или "Мюнхенское" производилось из хмеля, поставленного из Китая, который, кстати, очень серьезно увеличил площади хмельников. И если для пивовара, производящего большие объемы, это, возможно, было бы не так критично, то для крафтовых пивоварен важна аутентичность как самой продукции, так и сырья, которое используется для его производства. Сорта это в первую очередь классические: Hallertauer, Magnum, Spalt, Perle, Saaz, а также фруктоароматические сорта Cascade, Citra, Chinook, ставшие достаточно популярными в последние годы.
- Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что в последние годы сокращается импорт хмеля в шишках и гранулах. На рынке все очевиднее тенденция постепенного замещения гранулированного хмеля на жидкие экстракты. Насколько верно мнение, что хмелевые экстракты применяются исключительно в массовом производстве, чтобы упростить и удешевить процесс?
- В закупках хмеля, которые осуществляют как российские, так и иностранные пивовары, всегда присутствовал баланс между гранулированным хмелем и его экстрактами. Даже если мы рассматриваем только крафтовое пивоварение, где используется иногда обычный прессованный хмель, то и такие производства зачастую также не обходятся без экстрактов. На мой взгляд, определяющим фактором использования того или иного вида хмеля является технология производства пива, а не стремление пивовара к экономии средств. - Российский рынок хмеля почти на 90% формируется импортными поставками. А кто является основными производителями хмеля внутри страны. И каковы максимальные объемы, которые они могут поставлять на рынок? - К сожалению, как и 10 лет назад, площади хмельников в России, хоть и растут год от года, но не являются сколько-то значимыми для пивоваренной отрасли. Для удовлетворения спроса российских пивоваров российским хмелем площади хмельников должны быть не менее 5-7 тыс. га, что примерно в 20 раз больше текущих значений.
- Какие российские регионы кроме Чувашской Республики по своим почвенно-климатическим характеристикам могут столь же успешно заниматься выращиванием хмеля?
- История Советского Союза, а до него царской России демонстрирует нам, что хмель успешно выращивался в республиках Марий Эл, Удмуртии, Вологодской, Рязанской, Курской областях и поставлялся на экспорт. Хмель, хоть итребует определенных аграрно-климатических условий, тем не менее достаточно пластичен и позволяет расширять географию своего производства.
- Во времена Советского Союза наша страна практически полностью обеспечивала себя хмелем. Возможно ли в ближайшее время увеличить его производство в России и хотя бы частично снизить зависимость от импорта?
- К сожалению, предпосылок значимо увеличить производство хмеля в данный момент времени, а также в ближайшей перспективе я не вижу. Проблема известна и определена нами давно. Производство и переработка. Одно невозможно без другого. Нельзя просто взять и вырастить много хмеля, не ответив на вопросы: где его хранить и как переработать. Нельзя иметь значимые мощности для переработки, не имея достаточного количества сырья. Опять-таки, используя слово "баланс", можно с уверенностью сказать, пока не будет найден баланс между ростом площадей хмельников и ростом мощностей для его дальнейшей переработки, ситуация в российской хмелеводческой отрасли останется критической. - Как будет развиваться российский рынок ячменя, солода и хмеля в ближайшие 3-5 лет? - Внутреннее производство и импорт сырья для пивоваренной отрасли полностью зависят от текущих объемов и прогнозов производства пива. К сожалению, как и в случае с хмелем, перспектив значимого роста производства пива не предвидится, скорее, ожидается небольшое снижение. Велики также риски в виде введения маркировки пивоваренной продукции, появления реестра пивоваров, роста ставки акциза. Поэтому надежд у производителей сырья на сколько-нибудь значимый рост внутреннего производства и потребления нет. В этой связи мы усиленно работаем над развитием экспорта как российского пивоваренного ячменя, так и российского солода. И именно в экспорте мы видим большие шансы практически в два раза увеличить производство пивоваренного ячменя и примерно на 200-250 тыс. тонн увеличить экспортные поставки солода.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.