Параллельные прямые Сбера и "Яндекса" пересеклись. "Сomnews". 12 мая 2021
12.05.2021 в 14:22 | Сomnews | Advis.ru
"Яндекс" и Сбер, теперь уже по отдельности, продолжают движение к намеченным целям. "Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь", решив самостоятельно развивать финансовые сервисы, а руководство Сбера заявило, что маркетплейс "CберМегаМаркет" к 2030 году станет первым в России по доле рынка. Самонадеянность "Яндекса" и Сбера может в итоге принести компаниям как большие прибыли, так и большие убытки.
В преддверии майских праздников "Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь". Согласно данным портала "Банки.ру", активы нетто банка "Акрополь" составляют 1,16 млрд руб., что ставит его на 330-е место в рейтинге портала по России.
У "Акрополя" нет офлаи?н-отделении?, и эксперты сходятся во мнении, что для "Яндекса" эта покупка, по сути, является приобретением лицензий на различные виды финансовой деятельности.
"Яндекс" уже давно стремится полноценно выйти и закрепиться на рынке финансовых услуг. Здесь в первую очередь вспоминается партнерство со Сбером, которое быстро закончилось разделением активов.
Интересна также история с несостоявшейся покупкой банка "Тинькофф", который, в отличие от "Акрополя", входит в топ-20 российских банков и является крупным, отлаженным и самодостаточным бизнесом. Осенью 2020 года стало известно, что "Яндекс" вел переговоры с TCS Group Holding PLC (материнской компанией Тинькофф Банка), касающиеся возможной покупки "Яндексом" 100% акционерного капитала "Тинькофф". В сентябре стороны предварительно договорились о продаже TCS интернет-холдингу за $5,48 млрд. Однако в октябре стало известно, что компаниям не удалось договориться об окончательных условиях сделки.
Примечательно, что и в случае со Сбером, и в случае с Тинькофф Банком партнерство не сложилось из-за разногласий в схемах слияния. Очевидно, что каждый из тройки "Сбер-"Тинькофф"-"Яндекс" хотел получить максимальное влияние в совместном бизнесе. Как в дальнейшем сложится судьба банка "Тинькофф", нам еще предстоит узнать, а вот амбиции Сбера и "Яндекса" вполне понятны.
Руководство "Яндекса" не стало в итоге искать другой актив уровня банка "Тинькофф" и, судя по всему, приняло решение самостоятельно развивать финансовые сервисы внутри своей структуры, а не делать ставку на покупку крупного игрока. Такой подход может стать как большим успехом для российского интернет-гиганта, так и большим провалом.
С одной стороны, излишняя самонадеянность "Яндекса", решившего, что раз уж ему по силам освоить такие сегменты, как доставка еды и таксомоторные перевозки, то по плечу и создание банка, может выйти боком. Рынок банковских услуг - своеобразная и специфичная отрасль, и начиная работать в этом поле практически с нуля, "Яндекс" неизбежно будет сталкиваться с трудностями и набивать шишки.
В то же время, вполне возможно, что "Яндекс", глядя на банковскую сферу со стороны и, что называется, свежим взглядом, сможет предложить клиентам новые подходы, сервисы и схемы взаимодействия, что станет прорывом для всей отрасли. Не стоит также забывать, что у этой ИТ-компании - теперь уже с банковской лицензией - есть такая важная составляющая, как экосистема сервисов, которые дополняют друг друга. А встроить финансовые сервисы в уже работающую схему, обогатив ее в прямом и переносном смысле, гораздо проще.
Кстати, за несколько дней до того, как "Яндекс" объявил о покупке банка "Акрополь", Сбер заявил о ребрендинге маркетплейса goods.ru. Напомним, что Сбер и "М.Видео-Эльдорадо" подписали обязывающее соглашение о покупке банком 85% в маркетплейсе goods.ru в марте этого года. 10% остается у "М.Видео-Эльдорадо", 5% - у основателя goods.ru Александра Тынкована. Покупка эта произошла как раз после того, как совместный проект Сбера и "Яндекса" перестал существовать.
Во время пресс-конференции, посвященной ребрендингу goods.ru и превращению его в "CберМегаМаркет", первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил, что "CберМегаМаркет" к 2023 году займет третье место после Wildberries и Ozon. А к 2030-му станет первым в России маркетплейсом по доле рынка.
И Сбер, и "Яндекс" после расставания выбрали в итоге схожие схемы дальнейшего движения на рынок электронной коммерции (в случае Сбера) и рынок финансовых сервисов (в случае "Яндекса"). Они взяли не самые крупные на рынке компании, но получили над ними полный контроль, без необходимости с кем-то делиться властью, и теперь начинают активно усиливаться в новых для себя сегментах.
Если бы эти два гиганта нашли понимание в свое время, скорее всего, сейчас и на рынке электронной коммерции, и на рынке финансовых сервисов в России доминировал бы один мегаигрок (условный "СберЯндекс"), однако в том, к какому итогу пришли компании по отдельности, есть неоспоримый плюс. Конкуренция, в отличие от монополии, всегда идет на пользу конечному потребителю.
В преддверии майских праздников "Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь". Согласно данным портала "Банки.ру", активы нетто банка "Акрополь" составляют 1,16 млрд руб., что ставит его на 330-е место в рейтинге портала по России.
У "Акрополя" нет офлаи?н-отделении?, и эксперты сходятся во мнении, что для "Яндекса" эта покупка, по сути, является приобретением лицензий на различные виды финансовой деятельности.
"Яндекс" уже давно стремится полноценно выйти и закрепиться на рынке финансовых услуг. Здесь в первую очередь вспоминается партнерство со Сбером, которое быстро закончилось разделением активов.
Интересна также история с несостоявшейся покупкой банка "Тинькофф", который, в отличие от "Акрополя", входит в топ-20 российских банков и является крупным, отлаженным и самодостаточным бизнесом. Осенью 2020 года стало известно, что "Яндекс" вел переговоры с TCS Group Holding PLC (материнской компанией Тинькофф Банка), касающиеся возможной покупки "Яндексом" 100% акционерного капитала "Тинькофф". В сентябре стороны предварительно договорились о продаже TCS интернет-холдингу за $5,48 млрд. Однако в октябре стало известно, что компаниям не удалось договориться об окончательных условиях сделки.
Примечательно, что и в случае со Сбером, и в случае с Тинькофф Банком партнерство не сложилось из-за разногласий в схемах слияния. Очевидно, что каждый из тройки "Сбер-"Тинькофф"-"Яндекс" хотел получить максимальное влияние в совместном бизнесе. Как в дальнейшем сложится судьба банка "Тинькофф", нам еще предстоит узнать, а вот амбиции Сбера и "Яндекса" вполне понятны.
Руководство "Яндекса" не стало в итоге искать другой актив уровня банка "Тинькофф" и, судя по всему, приняло решение самостоятельно развивать финансовые сервисы внутри своей структуры, а не делать ставку на покупку крупного игрока. Такой подход может стать как большим успехом для российского интернет-гиганта, так и большим провалом.
С одной стороны, излишняя самонадеянность "Яндекса", решившего, что раз уж ему по силам освоить такие сегменты, как доставка еды и таксомоторные перевозки, то по плечу и создание банка, может выйти боком. Рынок банковских услуг - своеобразная и специфичная отрасль, и начиная работать в этом поле практически с нуля, "Яндекс" неизбежно будет сталкиваться с трудностями и набивать шишки.
В то же время, вполне возможно, что "Яндекс", глядя на банковскую сферу со стороны и, что называется, свежим взглядом, сможет предложить клиентам новые подходы, сервисы и схемы взаимодействия, что станет прорывом для всей отрасли. Не стоит также забывать, что у этой ИТ-компании - теперь уже с банковской лицензией - есть такая важная составляющая, как экосистема сервисов, которые дополняют друг друга. А встроить финансовые сервисы в уже работающую схему, обогатив ее в прямом и переносном смысле, гораздо проще.
Кстати, за несколько дней до того, как "Яндекс" объявил о покупке банка "Акрополь", Сбер заявил о ребрендинге маркетплейса goods.ru. Напомним, что Сбер и "М.Видео-Эльдорадо" подписали обязывающее соглашение о покупке банком 85% в маркетплейсе goods.ru в марте этого года. 10% остается у "М.Видео-Эльдорадо", 5% - у основателя goods.ru Александра Тынкована. Покупка эта произошла как раз после того, как совместный проект Сбера и "Яндекса" перестал существовать.
Во время пресс-конференции, посвященной ребрендингу goods.ru и превращению его в "CберМегаМаркет", первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил, что "CберМегаМаркет" к 2023 году займет третье место после Wildberries и Ozon. А к 2030-му станет первым в России маркетплейсом по доле рынка.
И Сбер, и "Яндекс" после расставания выбрали в итоге схожие схемы дальнейшего движения на рынок электронной коммерции (в случае Сбера) и рынок финансовых сервисов (в случае "Яндекса"). Они взяли не самые крупные на рынке компании, но получили над ними полный контроль, без необходимости с кем-то делиться властью, и теперь начинают активно усиливаться в новых для себя сегментах.
Если бы эти два гиганта нашли понимание в свое время, скорее всего, сейчас и на рынке электронной коммерции, и на рынке финансовых сервисов в России доминировал бы один мегаигрок (условный "СберЯндекс"), однако в том, к какому итогу пришли компании по отдельности, есть неоспоримый плюс. Конкуренция, в отличие от монополии, всегда идет на пользу конечному потребителю.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.