Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Поглощающие аппараты как новый фактор роста затрат на содержание парка. "ИА РЖД-Партнер.ру". 1 июня 2023

Автор: Андрей Соболев, председатель А ОЖдПС
Мы постоянно слышим разговоры о том, что операторы повышают свои ставки, больше зарабатывают на грузовладельцах. Но при этом широкая общественность часто не проинформирована о фактах роста затрат на содержание вагонного парка по всей линейке комплектующих.
В конструкциях поглощающих аппаратов, устанавливаемых на грузовые вагоны, за последние 20 лет произошли коренные изменения. Это, безусловно, стало следствием введения в действие отраслевого стандарта ОСТ 32.175–2001 "Поглощающие аппараты автосцепного устройства грузовых вагонов. Общие технические требования".
В этом стандарте впервые в отечественной истории была применена концепция разделения поглощающих аппаратов на классы в зависимости от их технических показателей, в первую очередь энергоемкости. Предъявляемые этим документом требования стимулировали разработку новых конструкций поглощающих аппаратов, и основной путь достижения требуемых показателей – это использование в конструкциях аппаратов высокотехнологичных полимерных материалов.
Все поглощающие аппараты имеют срок службы 32 года и срок до капитального ремонта 16 лет. С 2013 года при постройке вагонов и капитальном ремонте стали устанавливать поглощающие аппараты не ниже класса Т1, в зависимости от типа подвижного состава. На начало 2023 года под грузовыми вагонами установлено 2 150 668 поглощающих аппаратов класса Т1, Т2 и Т3, и это 84% от всех установленных поглощающих аппаратов. Т1 – установлено 1 685 348, Т2 – 331 876, Т3 – 133 444.
С 1 января 2023 года решением 76-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества утверждено и введено в действие Извещение № 2 об изменении Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог, утвержденной решением 53-го заседания Совета. А именно – с 1 января этого года запрещается установка на вагоны поглощающих аппаратов, не прошедших капитальный ремонт после 16 лет эксплуатации.
То есть все поглощающие аппараты класса Т1, Т2 и Т3, независимо от модели и завода-изготовителя, после 16 лет с даты изготовления должны быть отправлены в сервисный центр для прохождения капитального ремонта. В свою очередь, сервисный центр или ремонтный участок должен иметь разрешение ФАЖТа с присвоением компании условного номера (клейма) на ремонт каждой модели аппарата.
В настоящее время для ремонта и обслуживания эластомерных поглощающих аппаратов существует всего 13 ремонтных участков, и этого количества, конечно, недостаточно. Причем если рассмотреть каждого производителя отдельно, картина становится намного хуже. "Уралвагонзавод" имеет 4 ремонтных участка в трех городах (2 в Нижнем Тагиле, 1 в Хабаровске и 1 в городе Богородск). У "Вагонмаша" также всего 4 ремонтных участка, 3 на территории России (Железногорск, Хабаровск и Новокузнецк) и 1 в Казахстане (Павлодар). ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ" имеет 5 сервисных центров: Москва, г. Лысьва Пермского края, Челябинск, Иркутск и Хабаровск. ООО "БЗПА" имеет 1 участок на своем предприятии в Брянске. ООО "Новые литейные технологии" также имеет 1 участок в Набережных Челнах. У ООО "ЖД ТРАНС" 2 участка в Иркутске и городе Богородск Нижегородской области. И заметьте – нет ни одного вагоноремонтного предприятия, имеющего право на ремонт эластомерных поглощающих аппаратов.
Почему так мало сервисных центров? Во-первых, и это, наверное, самое главное, производители не хотят давать свое согласие на аттестацию ремонтных участков и не предоставляют ремонтную документацию. Во-вторых, необходимо получать разрешение от ФАЖТа на ремонт каждой модели поглощающего аппарата.
К сожалению, у нас нет данных по производству поглощающих аппаратов всех производителей, но на примере компании "Вагонмаш", которая выпускает аппараты РТ-120, можно спрогнозировать, какое количество аппаратов РТ-120 необходимо отремонтировать капитальным ремонтом в ближайшее время (в открытом доступе есть презентация компании с иллюстрацией количества выпущенных аппаратов РТ-120).
Сегодня для выпуска вагона из ремонта на аппаратах класса Т1 необходимо устанавливать аппараты не позже 2009 года, и если посчитать выпуск таких только "Вагонмашем" с 2005 по 2009 гг., то он составил 150 тыс. Конечно, какие-то из них уже утилизировали, но большая часть находится в эксплуатации или на складах. И с каждым годом потребность в капитальном ремонте будет только нарастать: в 2024 году она увеличится на 50 тысяч, в 2025 году – на 70 тысяч и т. д.
Стоимость капитального ремонта аппарата класса Т1 без учета доставки к месту ремонта составляет около 26 тыс. руб., без учета НДС. Если в 2023 году отремонтировать все аппараты, выпущенные "Вагонмашем" с 2005 по 2009 г. (как я говорил, их 150 тыс.), умножить на стоимость капитального ремонта 26 тыс. руб., то собственники вагонов должны потратить на их капитальный ремонт 3,9 млрд. рублей. И это мы только посчитали одного производителя аппаратов класса Т1.
Завышенная стоимость капитального ремонта поглощающего аппарата приводит к тому, что операторы направляют на утилизацию аппараты, требующие капитального ремонта, и заменяют их либо новыми, либо бывшими в употреблении. Это, в свою очередь, приводит к росту цен как на новые поглощающие аппараты, так и на аппараты вторичного использования. Таким образом, не трудно предположить, что расходы на ремонт или приобретение поглощающих аппаратов с каждым годом будут увеличиваться опережающими темпами. Очевидно, что они будут самой дорожающей деталью грузового вагона, внося наибольший вклад в рост затрат на содержание вагонного парка.
Причины сложившейся ситуации – это:
- отсутствие вблизи вагоноремонтных предприятий или на них самих сервисных центров по ремонту аппаратов;
- отсутствие конкуренции на рынке ремонта поглощающих аппаратов, высокая стоимость их капитального ремонта;
- создание фактической монополии на ремонт поглощающих аппаратов;
- барьерная цена на капитальный ремонт;
- фактическое снижение срока службы поглощающего аппарата до 16 лет;
- искусственное провоцирование спроса на новые аппараты.
Решение обозначенной проблемы лежит на поверхности – это формирование разветвленной сети конкурирующих вагоноремонтных предприятий, которая должна быть использована для создания на их базе центров по капитальному и сервисному ремонту поглощающих аппаратов, что упростит ремонт и, создав реальную конкуренцию, приведет к падению цен.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.