Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Александр Синев, президент Института развития транспортных систем: "Объективная и системная информация – залог эффективности". "ИА РЖД-Партнер.ру". 25 октября 2021

Разработка транспортно-экономического баланса, анонсированная на октябрьском заседании Госсовета Минтрансом России совместно с Минэкономразвития России, позволит устранить целый ряд диспропорций в развитии российской транспортной системы. Об этом рассказывалось в публикации "Почему транспортную отрасль лихорадят дисбалансы?". Данную тему предложил продолжить президент Института развития транспортных систем Александр Синев: как именно поставленную задачу можно реализовать на практике?
– Александр Николаевич, давайте начнем разговор с того, насколько полной видят картину российские регуляторы. Как, на Ваш взгляд, организован сбор данных по видам транспорта? Иными словами, известно ли, какие виды транспорта что грузят и куда везут. Скажем, в ОАО "РЖД" оперативная статистика ведется по погрузке, а по выгрузке выборки нет…
– В информационных системах железнодорожного перевозчика имеется достаточно данных, чтобы иметь представление о сетевых перевозках.
Помимо данных из АСУ ОАО "РЖД", имеются и серьезные наработки по отраслевой ведомственной информационной системе Минтранса России. Так, в рамках федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. и ФЦП "Развитие транспортной системы России" продолжаются работы по созданию информационно-аналитической системы регулирования на транспорте Российской Федерации (АСУ ТК).
Основной задачей АСУ ТК стало обеспечение информационно-аналитической поддержки реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а теперь – и до 2035-го.
В соответствии с утвержденными нормативными актами Минтранса России основными целями создания АСУ ТК являются повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы России, а также повышение эффективности управления ее функционированием и развитием.
Для реализации указанной системы должны использоваться современные информационные технологии. Требуется также формирование единой информационной среды транспортной отрасли. Кроме того, необходимо развитие инструментов сбора информации, аналитической обработки информации, поддержки принятия управленческих решений на разных уровнях государственной иерархии. Актуальная информация должна предоставляться заинтересованным лицам и структурам.
Основной задачей информационного портала АСУ ТК является оперативное и объективное информирование о состоянии транспортного комплекса России и деятельности по его развитию, создание благоприятных условий для выполнения мероприятий по развитию транспортного комплекса Российской Федерации.
Информационный портал предоставляет внутреннему пользователю сервисы для доступа к внутренним системам АСУ ТК, являясь единой точкой входа в нее. Соответственно к работе с внутренним порталом имеют доступ все авторизованные пользователи АСУ ТК.
Пассажиров регулятор уже сосчитал…
– Какие аналитические блоки уже действуют?
– Реализованным инструментом для анализа пассажиропотоков по корреспонденциям в межрегиональном и межгосударственном сообщении является аналитическая панель "Ячейка транспортного баланса" (система межрегионального транспортного баланса – МРТБ).
Система позволяет формировать аналитические выгрузки в любой комбинации по целому ряду разрезов. Например, таким:
• страна отправления/прибытия;
• федеральный округ отправления/прибытия;
• субъект РФ отправления/прибытия;
• транспортный район отправления/прибытия;
• населенный пункт отправления/прибытия;
• остановочный пункт отправления/прибытия;
• год/месяц/конкретная дата (данные загружаются с 2013 г.);
• вид транспорта (железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской и внутренний водный);
• перевозчик;
• пол/возраст/гражданство (агрегированные данные по группам пассажиров);
• конкретный рейс.
Осталось сосчитать грузы
– Возможно ли столь же подробную картину составить и о грузоперевозках?
– В части грузовых перевозок аналитический инструмент пока позволяет осуществлять интеграцию и анализ данных Федеральной таможенной службы по грузообороту между Россией и зарубежными странами.
В данной аналитической панели возможен мониторинг объемов международных грузоперевозок (ввоз/вывоз) по регионам таможенного оформления. Причем система может стать основной для дальнейшей интеграции с иными отраслевыми информационными системами.
Необходимо развивать методологический инструментарий сбора, интеграции данных, шлюзования отраслевых информационных систем и построения единой информационной платформы для реализации механизмов межотраслевого транспортно-экономического баланса.
Как видите, многое возможно.
– С внешнеторговыми грузами все более-менее понятно. Однако зоны зарождения и погашения внутренних грузопотоков расположены в российских регионах. А каждый субъект сам себе устанавливает параметры отчетности. Как в таком случае собрать пазлы в единую картину?
– С точки зрения решения задач транспортного планирования в масштабах Российской Федерации, а в перспективе и в рамках Евразийского экономического союза все региональные системы в целевом состоянии должны быть интегрированы в АСУ ТК.
Параметры и методология отчетности должны быть универсальными. Эти вопросы решаются.
Пора вспахать и законодательное поле
– Насколько проработано российское законодательство для того, чтобы принять новые инструменты анализа? Что касается инструментов прогнозирования, то пока, по сути, имеется только методичка Минэкономразвития (приказ № 417 от 30 июня 2016 г.). Однако нет законодательной основы для межвидового регулирования перевозок. Это к вопросу о том, можно ли устранить дисбалансы в грузоперевозках, например снимать сгущения грузопотоков с помощью переключения части объемов с одного вида транспорта на другой?
– Законодательная и методологическая база в этой сфере действительно требует существенной переработки.
Начинать, на наш взгляд, необходимо с федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Целесообразно в данном законе зафиксировать базовые принципы перехода от системы де-факто пассивного прогнозирования экономических, бюджетных и регуляторных параметров преимущественно в зависимости от мировых цен на энергоресурсы к системе проактивного вариативного планирования в общегосударственном и межотраслевом разрезе.
Однако это потребует серьезного перестроения – как минимум решения четырех задач.
Во-первых, пересмотра целевого баланса инструментов планирования и саморегулирования, их конвергенции.
Во-вторых, проработки правовой и методологической системы каскадирования целей государственной политики и общегосударственных задач на отраслевой и региональные уровни.
В-третьих, создания системы информационного обеспечения новой модели планирования.
В-четвертых, принятия концептуально новых подходов к системе финансового обеспечения.
Причем изобретать велосипед здесь не требуется. Уже есть готовые шпаргалки в виде успешно реализованных моделей китайского или иного "экономического чуда", которые с чудесами никак не связаны, а являются результатами четких и продуманных действий, понятных и прозрачных применяемых нормативных правовых и методологических подходов. Отсюда и "чудеса". Вот их и необходимо изучать. И создавать условия для того, чтобы перенять опыт, реализовать в РФ с учетом специфики стартовых позиций отечественной экономики и транспортной отрасли.
С точки зрения новых целей и задач экономического планирования система АСУ ТК уже сегодня позволяет получать абсолютно объективную картину в пассажирских перевозках в межотраслевом разрезе, а также в сегменте экспортно-импортных и транзитных грузопотоков.
Объективная и системная информация – залог эффективности принимаемых регуляторных решений. Поэтому необходимо развивать этот инструментарий, обеспечивать возможность его адаптации под любые новые задачи, а также интеграции с другими отраслевыми и региональными информационными системами планирования и управления. Тогда и появится основа для формирования не оценочных прогнозов, а выработки инструментов для сбалансированного развития транспортной инфраструктуры.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.