Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Коронавирус в АПК: победители и проигравшие. "INFOLine, ИА (по материалам ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК)". 21 сентября 2020

Пандемия коронавируса COVID-19 серьезно повлияла на бизнесы, связанные с индустрией гостеприимства, развлечениями и общественным питанием. На карантин были закрыты рестораны, бары, школы, кинотеатры, кратно снизилась заполняемость гостиниц. Сегмент HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe) напрямую связан с производством и экспортом некоторых видов продовольственных товаров, в первую очередь алкогольных и безалкогольных напитков, рыбы и морепродуктов, соответственно продажи в этих категориях пострадали в первую очередь. Однако есть отрасли, на которые пандемия оказала положительное влияние. Резко вырос спрос на продукты питания длительного хранения: крупы, консервы и макаронные изделия.
Кто пострадал?
До COVID-19 доля канала "eating out" (питание вне дома) в общих продажах продовольствия и напитков на развитых рынках доходила до 30%. Одними из наиболее растущих категорий были закуски и напитки. Так, по данным Ipsos, в последние три года сегмент чайно-кофейных заведений ежегодно рос в среднем на 5,1%.
Мировое потребление кофе в 2019/20 маркетинговом году (октябрь-сентябрь) увеличится лишь на 0,3% до 168,49 млн 60-килограммовых мешков, в то время как в последние 20 лет ежегодный рост составлял в среднем 2,2%, прогнозирует Международная организация по кофе (ICO) в июльском обзоре. Значительная позитивная динамика в начале сезона лишь незначительно перекроет падение, начавшееся после введения карантинных мер. Глобальный экспорт кофе, оценивает ICO, в октябре 2019 — июне 2020 года сократился на 5,1% до 95,36 млн мешков по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сезона. 5,2%, однако в июле восстановились на 4,7%.
Обвал рынка "eating out" серьезно ударил по спросу на алкогольные и безалкогольные напитки. Больше всего пострадал рынок пива. Так, Heineken, второй его производитель в мире, сообщает о сокращении продаж в первом полугодии 2020 года на 16,4%. Рекордное падение зафиксировано в обеих Америках, Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Японская AsahiGroup, ссылаясь на падение глобальных продаж пива, особенно в высокомаржинальном сегменте баров и ресторанов, похоже, уже смирилась с сокращением операционной прибыли по итогам 2020 года на 38%.
Выручка Coca-Cola во втором квартале рухнула на 28%, что является антирекордом за последнюю четверть века. И снова виною этому – общепит, который давал половину всей выручки. Компании пришлось пересмотреть портфель брендов и отказаться от самых убыточных марок.
Без кафе и ресторанов мировой рынок рыбы и морепродуктов тоже испытал серьезное потрясение. Наряду с логистическими проблемами в ряде стран это вызвало ощутимое снижение цен и сокращение вылова, а также резкое увеличение складских запасов. Сегмент живой, свежей и охлажденной рыбы, на который приходится 45% мирового потребления рыбных продуктов, стал главной жертвой пандемии. Тем временем, производители консервированной и другой готовой рыбной продукции с длительными сроками хранения, напротив, выиграли от ажиотажного спроса из-за COVID-19, отмечает ФАО.
Эти тенденции отразились и на российском экспорте рыбной продукции. ФТС докладывает, что по итогам января-июня российский экспорт мороженых крабов сократился в физическом выражении на 38% к аналогичному прошлогоднему периоду до 208 млн долл., мороженого тихоокеанского лосося – на 30% до 56 млн долл., а цены на них снизились на 6,6% и 9% соответственно. Отгрузки живых, свежих и охлажденных крабов, основными покупателями которых являются Республика Корея и Китай, просели на 20% в феврале по сравнению с февралем 2019 года и на 42% в марте, хотя по итогам января-июня в целом наблюдается 20%-ый рост (273 млн долл.). В то же время российский экспорт готовой и консервированной рыбы по итогам первого полугодия 2020 года вырос на 15% до 25 млн долл., в том числе в марте и мае отгрузки увеличились на 35% и 36% соответственно.
Глобальная торговля мясом КРС – еще одного продукта, востребованного в секторе HoReCa, – по итогам 2020 года снизится на 1% против роста на 7,3% в 2019 году, прогнозирует ФАО. Импорт многих стран, в том числе Вьетнама, США и Южной Кореи значительно сократится. Главная причина – падение спроса на мясные продукты премиум-сегмента из-за закрытых ресторанов. Несмотря на это, рост импорта ожидается в Японию и Китай, где из-за сокращения производства свинины наблюдается повышенный спрос на нее, а также на другие виды мяса. Российский экспорт говядины в январе-июне вырос на 91% до 22 млн долл., причем более трети этих поставок пришлось на Китай, открывшийся для российских производителей в начале текущего года.
А кто выиграл?
Ресторанные блюда частично заменили готовые продукты и полуфабрикаты в розничных сетях. Например, в Великобритании продажи "заморозки" с марта по середину июня увеличились на 19% в стоимостном и на 17,5% в физическом выражении. Исследование Института замороженных продуктов ФРГ показало, что в период локдауна треть домохозяйств увеличили закупки продуктов данной группы, а в число наиболее растущих вошли замороженные овощи, рыба и пицца.
Выручка компании Nomad Foods, одного из глобальных лидеров по заморозке, в первом полугодии выросла на 10,9% до 1,3 млрд евро, и ее прогноз финансовых результатов по нынешнему году выглядит все более оптимистично "в связи с беспрецедентным уровнем потребительского спроса на замороженные продукты на фоне пандемии COVID-19". Unilever также фиксирует в первом полугодии рост продаж продуктов питания, предназначенных для потребления дома, особенно мороженого и чая. Так, продажи по первой товарной группе выросли на 26% во втором квартале и на 15% по итогам первого полугодия, что уверенно перекрывает сокращение канала "eating out". Рост выручки в десятки процентов показали и другие розничные бренды, такие как Knorr и Hellmann.
По данным компании Valio, к концу первого полугодия 2020 года падение объемов продаж в канале HoReCa остановилось. Если в апреле текущего года объем продаж Valio в сегменте общественного питания упал более чем на 75% в натуральном выражении, то уже к июню наметилась тенденция к росту. "Восстановление происходит постепенно, и компания ожидает, что к концу года продажи в этом сегменте составят порядка 70-80% от объемов 2019 года", – говорится в сообщении Valio. Одновременно в январе-июне продажи Valio через онлайн-канал в натуральном выражении выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019.
В конце августа Wall Street Journal сообщил, что Covid-19 вызвал в США дефицит металлических банок, вынуждая производителей оперативно увеличивать их производство. С закрытием баров и ресторанов потребители в США бросились в магазины закупать напитки, традиционно продающиеся в банках. Одновременно выросли продажи консервов, которые потребители покупали "про запас" на случай карантина.
В целом, безусловно, Covid-19 оказал определенное влияние на состояние АПК многих стран – как развитых, так и развивающихся, комментирует Директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ Илья Строкин. "В то же время спрос на базовую сельскохозяйственную продукцию не сократился, а если и снижался, то государства стремились обеспечить экономическую стабильность отрасли как гаранта продовольственной безопасности. Например, в Китае статистика показывает, что потребление продуктов питания как категории в период пандемии по некоторым позициям выросло на 9%", – сказал Строкин.
Одновременно пример Китая, рынка с высокими требованиями и высокой конкуренцией международных игроков, наглядно демонстрирует, куда будет двигаться индустрия после пандемии – это повышенное внимание к усиливающим иммунитет продуктам, акселерация электронной коммерции и сквозная прослеживаемость продукции, подчеркнул эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.