Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 30.03 77.7325 -0.9898
EUR 30.03 85.7389 -0.2259
Все котировки валют
 Топ новости

Телематические системы на страже груза. "ИА РЖД-Партнер.ру". 25 марта 2020

Отказ от использования запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), датчиков, меток и иных форм мониторинга состояния груза может в конце концов встать в копеечку. В 2019 году, к примеру, было зарегистрировано 1334 случая хищения грузов только на железной дороге. Однако даже в таких условиях затраты, необходимые для установки электронных фиксаторов, зачастую оказываются неподъемными для грузоотправителей.
Цена вопроса
Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша напомнил, что несмотря на общую привлекательность пломбирования с использованием электронных датчиков данные устройства пока не получили широкого распространения (за исключением случаев перевозки специфических групп товаров) ввиду высокой стоимости. Руководитель направления контейнерных перевозок ООО "Байкал-Сервис ТК" Станислав Пучков тоже согласился, что применение ЭЗПУ на транзитных контейнерных маршрутах – достаточно дорогое удовольствие. Если стоимость обычной пломбы составляет порядка 200–250 руб., то электронной – от 20 тыс. руб. "Понятно, что их применение оправданно только для перевозки ценного груза и таможенного транзита по странам ЕАЭС. Сейчас с такими пломбами в отдельных случаях работают только единичные компании, широкого применения они не получили", – добавляет С. Пучков.
На практике в автомобильных перевозках чаще всего используются не запорные устройства, а логгеры – устройства фиксации таких параметров, как температура, влажность, местонахождение и т. п., а также электронные датчики фиксации факта вскрытия контейнера. Эти устройства бывают как многоразовые, так и одноразовые и чаще всего применяются при транспортировке либо лекарственных препаратов или продуктов питания, либо дорогостоящих непродовольственных грузов, рассказал Д. Суховерша.
Железнодорожники пока продолжают присматриваться к подобным решениям. По словам сооснователя STS Logistics Владимира Дорохова, на железной дороге такой сервис еще не имеет спроса, поскольку ОАО "РЖД" уже давно предоставляет услугу отслеживания груза, которая входит в обязательный пакет любого современного экспедитора.
Первым шагом по внедрению эффективного мониторинга на железнодорожном транспорте можно считать введение электронных ЗПУ. Всего за 5 лет предприятиями "Ростеха" серийно произведено более 1,5 тыс. ЭЗПУ "Сириус", которыми опломбировано около 33,1 тыс. ед. подвижного состава, в том числе 30,6 тыс. вагонов и контейнеров и 2,5 тыс. автофургонов. Производители ЭЗПУ обещают, что подобные устройства позволят сократить сроки доставки из-за отсутствия необходимости постоянно проверять груз на каждой станции. Кроме того, упоминают и способность систем оперативно оповещать службу охраны о нарушении целостности пломбы, что сократит количество хищений. По данным АО "ИПК "Страж", за 5 лет работы было пресечено более полусотни попыток хищения грузов из автофургонов, железнодорожных вагонов и контейнеров. В результате не было украдено ни одного килограмма охраняемого груза. Но в этом вопросе есть свои нюансы. "Не совсем понятно, как будет работать в таком случае служба быстрого реагирования, если, допустим, поступает сигнал, что с пломбой что-то не так, а груз тем временем не находится на какой-то станции, он в пути в труднодоступной местности", – добавляет С. Пучков.
Инфраструктура тоже преподносит свое но. Замкам с GSM-модулями требуется доступ к сети мобильной связи. "Дело в том, что через нее такие устройства отправляют данные о своем местонахождении, отклонении от маршрута или попытках несанкционированного доступа. Точно по такому же принципу работает и другое телематическое оборудование – навигационные пломбы, метки или трекеры. Если у замка GSM-модуля нет (или на каком-то участке нет связи), то он просто сохранит все данные в память – и их можно будет проанализировать позже", – рассказал руководитель дивизиона Wialon компании Gurtam Александр Кувшинов.
Правовые перипетии
Применение ЭЗПУ, по мнению экспертов, недостаточно активно стимулируется государством с правовой точки зрения. Еще в 2012 году приказом Минтранса России № 2 были определены железнодорожные транспортные средства, подлежащие обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К ним отнесли цистерны, пассажирские и головные вагоны и т. д. Естественным продолжением стал и мониторинг грузов. Так, например, транзитные грузы с Украины в РФ отслеживают с 2016 года, а в 2019-м эта практика была расширена на все страны.
Однако, кроме постановления правительства и утвержденных им правил международных перевозок, регулирующих транзит санкционных грузов, каких-то определенных требований и стандартов по использованию указанных технологий пока не существует. "Мониторинговые системы позволяют повысить качество использования транспортных средств, ответственность персонала и трудовую дисциплину, способствуют безопасности грузов и водителей в пути, делают прозрачным контроль расхода топлива, но все это пока что делается на основе доброй воли пользователей, которая продиктована либо простыми расчетами экономической выгоды, либо желанием заказчика", – считает В. Дорохов.
До тех пор, пока обязывающего документа нет (помимо ограничений для транзита санкционных грузов), компании сами выбирают, стоит ли им прибегать к установке ЭЗПУ. По словам В. Дорохова, обязательное использование ЭЗПУ не несет добавленной стоимости для бизнеса, хотя и требует оплаты электронной пломбы. Дополнительным препятствием станет ограничение пунктов оформления въезда и выезда с территории Российской Федерации и введение предварительного информирования не позднее 2 часов до въезда на пункт пропуска. "К сожалению, нужно отметить, что в указанном выше постановлении использование электронных пломб для транзитных грузов предусмотрено только на некоторых автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска. Что касается морских портов, то здесь цифровизация контроля транзита санкционных грузов не предусмотрена", – комментирует В. Дорохов.
Кроме этого, в связи с небольшой практикой применения обозначенных устройств остается нерешенным вопрос о взаимной ответственности различных служб. "По сути, такая пломба состоит из обычного ЗПУ "Спрут-777" и коробочки с датчиком. Бывают случаи, когда ЗПУ в момент погрузки просто при ударе контейнера о контейнер может быть сорвано. И как быть в этой ситуации с электронной компонентой? Кто будет нести ответственность за возмещение стоимости данного ЗПУ? Как будет проходить таможенное оформление, если поступит сигнал, что ЗПУ было сорвано?" – отметил нерешенные вопросы С. Пучков.
Несмотря на все препятствия, опрошенные эксперты сошлись во мнении, что введение системы качественного мониторинга на транспорте – это важнейший шаг в будущее для транспортной отрасли и ждать наступления эры дистанционного контроля осталось не так долго. Руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев настаивает, что системы широкого назначения (какой является и ЭЗПУ) будут особенно популярны, поскольку позволяют решить спорные вопросы между всеми участниками процесса доставки.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В связи с последними экономическими событиями в РФ и мире, нам просто необходимо быть в курсе изменений и иметь постоянную актуальную информацию.

Возможность оперативно реагировать на события и изменяющуюся ситуацию на рынке, нужна для максимально оперативной работы, ведь именно ее анализ задаст Вашей компании правильный вектор.

В рамках специального предложения INFOLine предлагает Вам Демонстрационную подписку на услугу Тематические новости: «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома РФ» до 30.04.2020!

 

Два раза в неделю (вторник и четверг) Вы будете получать по электронной почте информационный бюллетень, включающий в себя следующую информацию:

  • Влияние коронавируса и экономического кризиса на потребительский рынок РФ
  • Государственное регулирование отрасли;
  • Новости о торговых сетях DIY;
  • Новости о торговых сетях  Household;
  • Инвестиционные проекты в отрасли строительно-отделочных материалов;
  • Новости о производстве строительно-отделочных материалов:
  1. Сухие строительные смеси
  2. Керамическая плитка
  3. Гипсокартон
  4. Теплоизоляционные материалы
  5. Гидроизоляционные и звукоизоляционные материалы
  6. Облицовочные материалы
  7. Лакокрасочные материалы

Список получателей не ограничен, форматы предоставления: HTML, PDF и DOC на выбор.

Сегодня INFOLine является ЛИДЕРОМ информационной поддержки бизнеса, и  мы готовы оказать содействие, став Вашим личным помощником, способным с помощью специального программного обеспечения и квалифицированных специалистов, разобраться и выбрать нужную информацию из более 10 000 материалов ежедневно публикующихся в СМИ.

 

Запросить демонстрационную подписку на услугу Тематические новости: «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома РФ»!

 

Узнать подробнее об продуктах INFOLine Вы можете у Шафрановой Анастасии по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 доб. 309 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru