Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Локализовать водород. "Эксперт". № 5 2023

Российский производитель электролизеров видит перспективы роста своего бизнеса на фоне ухода западных конкурентов и развития водородных технологий в стране
Электролизер на Кольской АЭС производит 10 кубометров чистого водорода в час для охлаждения электрогенератора
"В 2022 году у нас пропала возможность покупать многие комплектующие за рубежом. Но мы нашли отечественных поставщиков, внесли изменения в нашу конструкцию, не потеряв в качестве, и существенно локализовали производство", — рассказывает Евгений Волков, генеральный директор "Поликома".
Изначально эта компания занималась продажей иностранных электролизеров, но затем начала выпускать свои. В 2020 году устройством, произведенным "Поликомом", оснастили первую в России водородную заправку, работающую в Центре компетенций НТИ "Новые и мобильные источники энергии" при Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии (ФИЦ ПХФ и МХ) РАН в Черноголовке. Таким образом заправку удалось сделать полностью автономной. На следующий год протонообменный электролизер российской компании был установлен в самом ФИЦ ПХФ и МХ РАН. А в 2022 году такая установка появилась на Кольской атомной станции, где она вырабатывает водород для охлаждения электрогенераторов.
Электролизеры на протонообменных мембранах, или РЕМ-электролизеры, считаются более современными, экологичными и безопасными по сравнению со щелочными. Вплоть до 2022 года такие установки поставлялись в нашу страну в основном из-за границы: из США, Китая, Бельгии, Италии. Однако с началом СВО основные западные производители покинули российский рынок, перестав продавать оборудование и лишив своих клиентов сервисной поддержки.
Зачем нужен электролиз
Наибольший объем чистого водорода потребляется нефтеперерабатывающими заводами при производстве высококачественного моторного топлива. Кроме того, этот газ в смеси с другими веществами применяется для получения аммиака и метанола, из которых потом делают множество продуктов — от удобрений и пластиков до взрывчатых веществ. Словом, водород весьма востребован, особенно в промышленности, и по мере роста экономики объемы его использования неуклонно увеличиваются.
Наиболее экономически эффективным способом получения водорода считается паровая, или автотермическая, конверсия природного газа, рассказали "Эксперту" в Центре НТИ "Водород как основа низкоуглеродной экономики". Но самый экологичный способ — электролиз с использованием энергии, полученной из возобновляемых источников или на АЭС. "Около 98 процентов водорода в мире в настоящий момент добывается из природного газа и угля. Оставшиеся два процента — электролизом, но его доля неуклонно растет. В России аналогичная ситуация", — поясняет заместитель руководителя Центра НТИ Дмитрий Потемкин.
В процессе производства применяются как традиционные щелочные электролизеры, так и более современные — бесщелочные на протонообменной мембране. В первом случае в качестве электролита выступает раствор щелочи, во втором — твердая полимерная мембрана, обладающая протонной проводимостью (Proton Exchange Membrane, PEM). РЕМ-вариант имеет ряд преимуществ. Он дает водород высокого качества, без примесей щелочи и кислорода. Сама установка более компактная и простая с точки зрения эксплуатации, узлы системы не подвержены коррозии. Кроме того, здесь не используются агрессивные жидкости (щелочи), поэтому с электролизером можно работать без специальной защиты, а к помещениям, где он установлен, не предъявляются повышенные требования безопасности.
Толчок к развитию
"События 2022 года сказались на "Поликоме" скорее позитивно, — делится Евгений Волков. — Во-первых, с рынка ушли серьезные конкуренты — американцы. Во-вторых, сейчас активно развиваются отрасли, которые потенциально могут стать нашими заказчиками, в том числе компании — производители микроэлектроники, которым требуется водород очень высокого качества".
Однако возникли и трудности. Ранее в "Поликоме" не задумывались о локализации электролизеров. Наоборот, иногда намеренно делали выбор в пользу иностранных комплектующих, чтобы в случае продажи за рубеж установки соответствовали требованиям западных рынков. В начале прошлого года цена на комплектующие резко выросла, реагируя на изменение курса доллара. Причем подорожали детали не только иностранного, но и отечественного производства. "Когда доллар взлетел до 120 рублей, абсолютно все наши поставщики, в том числе российские, подняли цены в два раза. Но когда курс американской валюты пошел вниз, стоимость комплектующих не поменялась", — говорит Евгений Волков.
Однако главной проблемой стала даже не цена, а наличие необходимых деталей: часть из них исчезла с российского рынка. Некоторые удалось оперативно заменить — правда, отечественные аналоги порой оказывались хуже и дороже. "Сейчас западные узлы в наших электролизерах практически не используются, — рассказывает гендиректор компании. — Ряд комплектующих, заявленных как отечественные, на самом деле сделаны в Китае, но пусть это останется на совести производителей".
Однако сердце установки и самую дорогую ее часть — электролизный модуль — все равно приходится завозить из-за границы. В России их не выпускают, а у самого "Поликома" пока не было ни сил, ни времени на разработку. "Если бы мы занялись созданием электролизных модулей, то, возможно, добились бы результата — но не преуспели во всем остальном. Наш узел был бы сырым, на его испытания ушли бы годы. Сейчас же мы используем модули, которые имеют известные характеристики и абсолютно предсказуемы", — отмечает Волков.
В будущем "Поликом" планирует войти и в эту нишу. Однако устанавливать собственные модули в электролизеры компания станет только тогда, когда новые узлы пройдут все испытания, ни по одному из параметров не уступив импортным аналогам.
Помимо Кольской АЭС и заправочной станции российский электролизер купило одно из предприятий "Росатома", заинтересованное в производстве водорода в научных целях; в скором времени там начнутся пусконаладочные работы. Сейчас компания готовит еще три установки для разных проектов: одна появится на водородной заправке, вторая будет применяться для выпуска микроэлектроники, третья — для разложения тяжелой воды.
"Сейчас наши мощности загружены полностью. Но если появятся дополнительные проекты, увеличить производство до нужных объемов будет несложно, — говорит Евгений Волков. — Надеюсь, мы сможем постепенно снижать себестоимость нашего оборудования, а значит, цена будет становиться все более и более привлекательной. Уверен, что число заказов будет расти". Потребность российского рынка в электролизерах компания оценивает примерно в 10–20 машин в год в зависимости от темпов развития отечественной промышленности.
Основными соперниками в "Поликоме" считают китайских производителей PEM-электролизеров, которые по-прежнему поставляют свою продукцию в Россию. "Конкурентов внутри страны у нас нет. Отечественные установки пока находятся в стадии разработки", — утверждают в компании.
Специалисты уверены, что смогут конкурировать и с производителями щелочных устройств. Хотя электролизный модуль для протонообменных конструкций более дорогой, РЕМ-машины устроены проще, им нужно меньше периферийных узлов. Протонообменные установки производительностью 6–30 кубометров водорода в час по цене сопоставимы со щелочными. Однако для генерации больших объемов "зеленого" водорода на АЭС PEM-электролизеры вряд ли подойдут: когда требуется выработка 100–200 кубометров газа в час, щелочные устройства становятся выгоднее.
Развитие микроэлектроники в России может повысить спрос на сверхчистый водород, надеются в "Поликоме". Водород применяется в качестве газа-носителя для выращивания кристаллов, на основе которых затем производятся чипы
Перспективная ниша
"Развитие рынка водородных технологий — это достаточно спорный вопрос, особенно в России, — считает Юрий Добровольский, генеральный директор Центра водородных технологий (входит в АФК "Система") и научный руководитель Центра компетенций НТИ при Институте проблем химической физики. — Программа развития водородной энергетики начала формироваться в стране примерно в 2019–2020 годах, когда мы жили в других условиях. Государство заявляло, что мы будем экспортировать водород. Но, во-первых, стоимость газа лишь на треть определяется способом его получения, а на две трети — ценой транспортировки и хранения, поэтому его выгоднее использовать на месте. Во-вторых, в условиях санкций Запад не будет покупать у нас водород".
Водородные программы зарубежных стран направлены на то, чтобы "озеленить" процессы получения энергии и тепла. "Для России это абсолютно тупиковый путь: для решения такой задачи у нас есть другие технологии, гораздо более дешевые. Большинство из тех, кто занимается энергетикой в России, выступают против использования водорода в "большой" энергетике, здесь я с ними согласен", — отмечает Юрий Добровольский. Однако водород нужен для других целей, добавляет эксперт. Сейчас в нашей стране производится порядка 10 млн тонн этого газа. Помимо производства удобрений и переработки нефтепродуктов перспективной нишей выглядит водородный транспорт. По данным Международного энергетического агентства, только в 2021 году в мире было продано около 8000 автомобилей на водородных топливных элементах. В России в рамках федерального проекта "Электромобиль и водородный автомобиль" планируется до 2030 года создать линейку машин на электричестве и водородном топливе, а также зарядную и заправочную инфраструктуру для них.
Проекты развития водородного транспорта уже есть. Так, КамАЗ создал водоробус, способный проехать 250 км без дозаправки; на данный момент модель существует лишь в пилотном исполнении. Легковые автомобили на водородных топливных элементах разрабатывают специалисты НАМИ. Компании, входящие в АФК "Система", работают над электрическим катамараном с водородными двигателем и силовой установкой для гражданских беспилотников.
По словам Юрия Добровольского, энергоемкость водородного двигателя в пять раз больше, чем у литий-ионных аккумуляторов, а значит, такой транспорт будет проезжать гораздо большее расстояние на одной заправке. Причем процесс заправки газом потребует всего от двух до шести минут, в то время как батареи электробусов заряжаются минимум четверть часа. Однако здесь встает вопрос развития соответствующей инфраструктуры. Транспортировка водорода — сложная задача, но и стоимость его хранения высока. Проще всего производить газ на месте методом электролиза, как это сделано в Черноголовке на пилотной заправке с генератором водорода. "Будет развиваться рынок водородной техники — будет развиваться и рынок электролизеров", — отмечает эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.