Export Story, или коллективный кейс. "Агроинвестор". №4 2020
Рынок продуктов питания » Рынок мяса
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Слабо и безалкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Рынок продуктов питания » Крепкие алкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Замороженные полуфабрикаты
Рынок продуктов питания » Мороженое
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Консервы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
Рынок продуктов питания » Снеки
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Слабо и безалкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Рынок продуктов питания » Крепкие алкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Замороженные полуфабрикаты
Рынок продуктов питания » Мороженое
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Консервы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
Рынок продуктов питания » Снеки
09.04.2020 в 17:33 | Агроинвестор | Advis.ru
В "копилку" экспортных $45 млрд мы еще много чего не положим.
Виктор Иванович — не последний в отрасли человек. Собственник компании, входящей в топ-10 производителей. Какой продукции — говорить не буду, но одной из тех, что обладает несомненным "экспортным потенциалом" и для которой наш регулятор героически пробивает рынок за рынком. Даже Китай пробил. Виктор Иванович прошел 1990-е, поднялся на бартере, торговых операциях, заработал капитал, и 20 лет успешно импортозамещал внутренний рынок.
Но с экспортом что-то не задалось пока. Два года в вялотекущих переговорах. Китайцы приезжали смотреть предприятие, кланялись и улыбались, но ничего не покупали. Саудиты вели переговоры, однако все как-то рассасывалось после первых двух-трех итераций. Еще Виктор Иванович узнал много интересного о себе и своем маркетинге, когда его команда принесла на переговоры с саудами образцы упаковки продукта, где изображен человек. Ну ладно, у арабов свои представления о вкусном и прекрасном. Были тестовые поставки в другие страны — с десяток тонн, и только. Потрачено время и несколько миллионов долларов (всего, на круг, то есть с маркетингом, дистрибуцией, зарплатами, выставками, командировками, переводчиками, логистикой и пр.). Ну что он делал не так?.. Его люди, как раньше в России, приходили к дистрибутору — только теперь "тамошнему", и говорили то же, что работало всегда здесь. Мы крупный производитель, у нас объемы, качество, ассортимент… А тот чуть ли не смеялся: "Я, что, ребятам из Carrefour и Walmart рассказывать это буду?". Больше чем в 10 стран пытались толкнуть продукт, и — почти ничего. Одно из "ничего" было потому, что дорогу Виктору Ивановичу перешел другой производитель. Провел переговоры с тем же дистрибутором, и просто спустился на пару долларов по цене. А его людям дистрибутор объяснил в небезупречных, но доступных выражениях: "Все, что меня интересует, — цена, а не какой вы там производитель, и не ваша уникальная свежесть. Потому что я дороже, чем оно стоит на рынке, все равно это не перепродам".
В общем, намучался Виктор Иванович с глубокой переработкой. Теперь завидует белой завистью зерновикам, масложировикам и прочим производителям экспортных commodities.
Конечно, это не реальная ситуация. Один-в-один ее не было, и Виктор Иванович — собирательный персонаж. Я отразил в опусе ключевые вещи, которые мне все последнее время проговаривают и экспортеры, и трейдеры, и бизнес-консультанты, и дистрибуторы. Формула общая — "крокодил не ловится, не растет кокос", ну то есть экспорт продовольственных товаров. Точнее, мало у кого растет. Один по свежести не проходит, у другого на коробках для ОАЭ сексапильная милая Мила, у третьего законтрактованные на КНР шоколадки тают и слипаются в дороге.
Описанная история иллюстрирует несколько неверных подходов к экспорту пищевых товаров, которые, если не исправить, — еще долго ничего не получится. И в "копилку" $45 млрд экспорта мы много чего не положим.
Первое — мало кто сосредоточился на одном-двух целевых рынках сбыта, которые заранее "прокачал" и обоснованно выбрал для своего присутствия. Мало кто расписал себе все KPI, включая целевые значения дистрибуции. Не сделав этого, вы не управляете своей ценой и доходностью. Ими управляют крупнейшие производители-конкуренты глобальные байеры с их отстроенными логистическими матрицами.
Второе — мы конкурируем между собой на внешних рынках, еще не начав там реализацию. Образно говоря, несколько производителей идентичного товара звонят одному дистрибутору. Еще ничего не продали, но уже заочно друг с другом торгуются — часто до минусовых для себя значений. Итог: между разной российской продукцией на внешних рынках отсутствует какая-либо синергия. Ресурсная база есть, и неплохая, но нет больших стратегий продвижения и соответствующих глобальным задачам бюджетов.
Третий фактор. Попытка продать что-то на сверхконкурентные рынки, говоря с глобальной дистрибуцией теми же аргументами, которые использовались на внутреннем рынке. Четвертый — мало кто готов идти не от продукта, а от полки на выбранном (и выбранном правильно!) целевом рынке. Подстраивать под нее продукт, а не пытаться сначала вытолкнуть его на экспорт.
Логистика, упаковка (включая дизайн), цена и знание всех особенностей клиента — вот главные триггеры для потенциально успешного экспортера. Пока я знаю считанное число компаний, комплексно работающих со всеми четырьмя.
Виктор Иванович — не последний в отрасли человек. Собственник компании, входящей в топ-10 производителей. Какой продукции — говорить не буду, но одной из тех, что обладает несомненным "экспортным потенциалом" и для которой наш регулятор героически пробивает рынок за рынком. Даже Китай пробил. Виктор Иванович прошел 1990-е, поднялся на бартере, торговых операциях, заработал капитал, и 20 лет успешно импортозамещал внутренний рынок.
Но с экспортом что-то не задалось пока. Два года в вялотекущих переговорах. Китайцы приезжали смотреть предприятие, кланялись и улыбались, но ничего не покупали. Саудиты вели переговоры, однако все как-то рассасывалось после первых двух-трех итераций. Еще Виктор Иванович узнал много интересного о себе и своем маркетинге, когда его команда принесла на переговоры с саудами образцы упаковки продукта, где изображен человек. Ну ладно, у арабов свои представления о вкусном и прекрасном. Были тестовые поставки в другие страны — с десяток тонн, и только. Потрачено время и несколько миллионов долларов (всего, на круг, то есть с маркетингом, дистрибуцией, зарплатами, выставками, командировками, переводчиками, логистикой и пр.). Ну что он делал не так?.. Его люди, как раньше в России, приходили к дистрибутору — только теперь "тамошнему", и говорили то же, что работало всегда здесь. Мы крупный производитель, у нас объемы, качество, ассортимент… А тот чуть ли не смеялся: "Я, что, ребятам из Carrefour и Walmart рассказывать это буду?". Больше чем в 10 стран пытались толкнуть продукт, и — почти ничего. Одно из "ничего" было потому, что дорогу Виктору Ивановичу перешел другой производитель. Провел переговоры с тем же дистрибутором, и просто спустился на пару долларов по цене. А его людям дистрибутор объяснил в небезупречных, но доступных выражениях: "Все, что меня интересует, — цена, а не какой вы там производитель, и не ваша уникальная свежесть. Потому что я дороже, чем оно стоит на рынке, все равно это не перепродам".
В общем, намучался Виктор Иванович с глубокой переработкой. Теперь завидует белой завистью зерновикам, масложировикам и прочим производителям экспортных commodities.
Конечно, это не реальная ситуация. Один-в-один ее не было, и Виктор Иванович — собирательный персонаж. Я отразил в опусе ключевые вещи, которые мне все последнее время проговаривают и экспортеры, и трейдеры, и бизнес-консультанты, и дистрибуторы. Формула общая — "крокодил не ловится, не растет кокос", ну то есть экспорт продовольственных товаров. Точнее, мало у кого растет. Один по свежести не проходит, у другого на коробках для ОАЭ сексапильная милая Мила, у третьего законтрактованные на КНР шоколадки тают и слипаются в дороге.
Описанная история иллюстрирует несколько неверных подходов к экспорту пищевых товаров, которые, если не исправить, — еще долго ничего не получится. И в "копилку" $45 млрд экспорта мы много чего не положим.
Первое — мало кто сосредоточился на одном-двух целевых рынках сбыта, которые заранее "прокачал" и обоснованно выбрал для своего присутствия. Мало кто расписал себе все KPI, включая целевые значения дистрибуции. Не сделав этого, вы не управляете своей ценой и доходностью. Ими управляют крупнейшие производители-конкуренты глобальные байеры с их отстроенными логистическими матрицами.
Второе — мы конкурируем между собой на внешних рынках, еще не начав там реализацию. Образно говоря, несколько производителей идентичного товара звонят одному дистрибутору. Еще ничего не продали, но уже заочно друг с другом торгуются — часто до минусовых для себя значений. Итог: между разной российской продукцией на внешних рынках отсутствует какая-либо синергия. Ресурсная база есть, и неплохая, но нет больших стратегий продвижения и соответствующих глобальным задачам бюджетов.
Третий фактор. Попытка продать что-то на сверхконкурентные рынки, говоря с глобальной дистрибуцией теми же аргументами, которые использовались на внутреннем рынке. Четвертый — мало кто готов идти не от продукта, а от полки на выбранном (и выбранном правильно!) целевом рынке. Подстраивать под нее продукт, а не пытаться сначала вытолкнуть его на экспорт.
Логистика, упаковка (включая дизайн), цена и знание всех особенностей клиента — вот главные триггеры для потенциально успешного экспортера. Пока я знаю считанное число компаний, комплексно работающих со всеми четырьмя.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.