Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Export Story, или коллективный кейс. "Агроинвестор". №4 2020

В "копилку" экспортных $45 млрд мы еще много чего не положим.
Виктор Иванович — не последний в отрасли человек. Собственник компании, входящей в топ-10 производителей. Какой продукции — говорить не буду, но одной из тех, что обладает несомненным "экспортным потенциалом" и для которой наш регулятор героически пробивает рынок за рынком. Даже Китай пробил. Виктор Иванович прошел 1990-е, поднялся на бартере, торговых операциях, заработал капитал, и 20 лет успешно импортозамещал внутренний рынок.
Но с экспортом что-то не задалось пока. Два года в вялотекущих переговорах. Китайцы приезжали смотреть предприятие, кланялись и улыбались, но ничего не покупали. Саудиты вели переговоры, однако все как-то рассасывалось после первых двух-трех итераций. Еще Виктор Иванович узнал много интересного о себе и своем маркетинге, когда его команда принесла на переговоры с саудами образцы упаковки продукта, где изображен человек. Ну ладно, у арабов свои представления о вкусном и прекрасном. Были тестовые поставки в другие страны — с десяток тонн, и только. Потрачено время и несколько миллионов долларов (всего, на круг, то есть с маркетингом, дистрибуцией, зарплатами, выставками, командировками, переводчиками, логистикой и пр.). Ну что он делал не так?.. Его люди, как раньше в России, приходили к дистрибутору — только теперь "тамошнему", и говорили то же, что работало всегда здесь. Мы крупный производитель, у нас объемы, качество, ассортимент… А тот чуть ли не смеялся: "Я, что, ребятам из Carrefour и Walmart рассказывать это буду?". Больше чем в 10 стран пытались толкнуть продукт, и — почти ничего. Одно из "ничего" было потому, что дорогу Виктору Ивановичу перешел другой производитель. Провел переговоры с тем же дистрибутором, и просто спустился на пару долларов по цене. А его людям дистрибутор объяснил в небезупречных, но доступных выражениях: "Все, что меня интересует, — цена, а не какой вы там производитель, и не ваша уникальная свежесть. Потому что я дороже, чем оно стоит на рынке, все равно это не перепродам".
В общем, намучался Виктор Иванович с глубокой переработкой. Теперь завидует белой завистью зерновикам, масложировикам и прочим производителям экспортных commodities.
Конечно, это не реальная ситуация. Один-в-один ее не было, и Виктор Иванович — собирательный персонаж. Я отразил в опусе ключевые вещи, которые мне все последнее время проговаривают и экспортеры, и трейдеры, и бизнес-консультанты, и дистрибуторы. Формула общая — "крокодил не ловится, не растет кокос", ну то есть экспорт продовольственных товаров. Точнее, мало у кого растет. Один по свежести не проходит, у другого на коробках для ОАЭ сексапильная милая Мила, у третьего законтрактованные на КНР шоколадки тают и слипаются в дороге.
Описанная история иллюстрирует несколько неверных подходов к экспорту пищевых товаров, которые, если не исправить, — еще долго ничего не получится. И в "копилку" $45 млрд экспорта мы много чего не положим.
Первое — мало кто сосредоточился на одном-двух целевых рынках сбыта, которые заранее "прокачал" и обоснованно выбрал для своего присутствия. Мало кто расписал себе все KPI, включая целевые значения дистрибуции. Не сделав этого, вы не управляете своей ценой и доходностью. Ими управляют крупнейшие производители-конкуренты глобальные байеры с их отстроенными логистическими матрицами.
Второе — мы конкурируем между собой на внешних рынках, еще не начав там реализацию. Образно говоря, несколько производителей идентичного товара звонят одному дистрибутору. Еще ничего не продали, но уже заочно друг с другом торгуются — часто до минусовых для себя значений. Итог: между разной российской продукцией на внешних рынках отсутствует какая-либо синергия. Ресурсная база есть, и неплохая, но нет больших стратегий продвижения и соответствующих глобальным задачам бюджетов.
Третий фактор. Попытка продать что-то на сверхконкурентные рынки, говоря с глобальной дистрибуцией теми же аргументами, которые использовались на внутреннем рынке. Четвертый — мало кто готов идти не от продукта, а от полки на выбранном (и выбранном правильно!) целевом рынке. Подстраивать под нее продукт, а не пытаться сначала вытолкнуть его на экспорт.
Логистика, упаковка (включая дизайн), цена и знание всех особенностей клиента — вот главные триггеры для потенциально успешного экспортера. Пока я знаю считанное число компаний, комплексно работающих со всеми четырьмя.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.