Петербургские торговые центры нашли способ удержать арендаторов.
08.04.2020 в 15:38 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Несмотря на нерабочий апрель, доля вакантных помещений в торговых центрах Петербурга пока не растет. Арендаторы успешно ведут переговоры о снижении ставки аренды и смягчении условий оплаты. Однако в перспективе торговые центры могут потерять партнеров из числа наиболее пострадавших отраслей: общепит и fashion-ретейл.
Оттока нет
По данным аналитиков JLL, в начале года ротация в петербургских торговых центрах была минимальной, объемы продаж росли, но с середины марта трафик начал снижаться из-за поэтапного закрытия фудкортов, кинотеатров и спортивных центров. К концу марта часть сделок была приостановлена — и ретейлеры заняли выжидательную позицию.
Причем массового оттока арендаторов из торговых центров в прошлом месяце не произошло, говорится в отчете аналитиков за первый квартал 2020 года. По данным компании, уровень вакансий составляет 3,5% против 3,6% в четвертом квартале 2019 года. Как отмечает JLL, даже при существенном снижении трафика в торговых центрах, ретейлеры пытаются договариваться об изменении условий аренды на краткосрочный период времени, чтобы не покидать арендованные помещения.
"С начала всех событий, которые были связаны с коронавирусом, из ТРЦ под управлением компании SRV не ушел ни один арендатор", — говорит коммерческий директор SRV (ТРЦ "Жемчужная плаза" и "Охта-молл") Людмила Рева. По ее словам, удается даже продолжить переговоры по будущим открытиям, многие находятся в процессе согласования договоров. На протяжении года SRV продолжала заполнять торгово-развлекательные центры арендаторами.
Руководитель ГК "Буду мамой" Роман Ротблат говорит, что магазины сейчас и невозможно закрыть, потому что все переговоры заморожены из-за большого количества неизвестных: "Мы не понимаем, дадут банки преференции торговым центрам по ипотеке или нет, будет ли поддержка бизнеса, в каком размере просить скидку и просить ли вообще, или же расторгать договора аренды. Полнейшая неопределенность", — резюмирует он.
Расчет процента
По данным JLL, арендаторы всех сфер торговли инициируют переговоры по получению арендных "каникул" и переходу от фиксированных ставок аренды на процент от товарооборота. В одном из торговых центров подтвердили РБК Петербург, что с некоторыми партнерами договорились в апреле брать только эксплуатационные платежи, а также процент от оборота (он нулевой из-за остановки работы). По экспертным данным, запрашиваемый размер скидки в ТЦ составляет от 30% до 90%, вплоть до отказа платить за аренду.
"С торговыми центрами переговоры идут проще, чем со стрит-ретейлом, потому что ими управляют бизнесмены, у которых трезвое представление о текущей ситуации, они идут нам навстречу", — говорит Виталий Свидовский, генеральный директор сети "Теремок". В стрит-ретейле, по его словам, собственники помещений часто не бизнесмены, а просто люди, которые получают аренду.
Однако в перспективе торговые комплексы могут покинуть арендаторы из числа наиболее пострадавших отраслей. Так, крупнейшая в структуре арендаторов категория одежды и обуви (занимает 28% площадей ТЦ) на время закрытия торговых центров может продолжить работу только онлайн, однако далеко не все даже федеральные ретейлеры оказались готовы к такому повороту событий, констатируют в JLL.
Оттока нет
По данным аналитиков JLL, в начале года ротация в петербургских торговых центрах была минимальной, объемы продаж росли, но с середины марта трафик начал снижаться из-за поэтапного закрытия фудкортов, кинотеатров и спортивных центров. К концу марта часть сделок была приостановлена — и ретейлеры заняли выжидательную позицию.
Причем массового оттока арендаторов из торговых центров в прошлом месяце не произошло, говорится в отчете аналитиков за первый квартал 2020 года. По данным компании, уровень вакансий составляет 3,5% против 3,6% в четвертом квартале 2019 года. Как отмечает JLL, даже при существенном снижении трафика в торговых центрах, ретейлеры пытаются договариваться об изменении условий аренды на краткосрочный период времени, чтобы не покидать арендованные помещения.
"С начала всех событий, которые были связаны с коронавирусом, из ТРЦ под управлением компании SRV не ушел ни один арендатор", — говорит коммерческий директор SRV (ТРЦ "Жемчужная плаза" и "Охта-молл") Людмила Рева. По ее словам, удается даже продолжить переговоры по будущим открытиям, многие находятся в процессе согласования договоров. На протяжении года SRV продолжала заполнять торгово-развлекательные центры арендаторами.
Руководитель ГК "Буду мамой" Роман Ротблат говорит, что магазины сейчас и невозможно закрыть, потому что все переговоры заморожены из-за большого количества неизвестных: "Мы не понимаем, дадут банки преференции торговым центрам по ипотеке или нет, будет ли поддержка бизнеса, в каком размере просить скидку и просить ли вообще, или же расторгать договора аренды. Полнейшая неопределенность", — резюмирует он.
Расчет процента
По данным JLL, арендаторы всех сфер торговли инициируют переговоры по получению арендных "каникул" и переходу от фиксированных ставок аренды на процент от товарооборота. В одном из торговых центров подтвердили РБК Петербург, что с некоторыми партнерами договорились в апреле брать только эксплуатационные платежи, а также процент от оборота (он нулевой из-за остановки работы). По экспертным данным, запрашиваемый размер скидки в ТЦ составляет от 30% до 90%, вплоть до отказа платить за аренду.
"С торговыми центрами переговоры идут проще, чем со стрит-ретейлом, потому что ими управляют бизнесмены, у которых трезвое представление о текущей ситуации, они идут нам навстречу", — говорит Виталий Свидовский, генеральный директор сети "Теремок". В стрит-ретейле, по его словам, собственники помещений часто не бизнесмены, а просто люди, которые получают аренду.
Однако в перспективе торговые комплексы могут покинуть арендаторы из числа наиболее пострадавших отраслей. Так, крупнейшая в структуре арендаторов категория одежды и обуви (занимает 28% площадей ТЦ) на время закрытия торговых центров может продолжить работу только онлайн, однако далеко не все даже федеральные ретейлеры оказались готовы к такому повороту событий, констатируют в JLL.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.