Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"2020-й — год лизинга в России". "РБК+". 25 февраля 2021

О трендах и перспективах в розничном сегменте российского рынка лизинга РБК+ рассказал генеральный директор компании "Интерлизинг" Сергей Савинов.
— Как вы в целом можете охарактеризовать ситуацию на российском рынке лизинга?
— Согласно предварительным оценкам итогов 2020 года рейтингового агентства "Эксперт РА", объем нового бизнеса в 2020 году составил 1,4 трлн руб., спад рынка по отношению к прошлогодним показателям — 6%. Падение — впервые с 2015 года. Однако, несмотря на это, я могу с уверенностью сказать, что в целом 2020 год был для лизинга благоприятным.
— Отчего такой оптимизм?
— В основном снижение общих показателей произошло за счет сокращения крупных корпоративных сделок с авиа- и железнодорожным транспортом, судами, недвижимостью, на которые традиционно приходится большая часть российского рынка лизинга. Что касается целевого для нашей компании розничного сегмента, работающего в основном с малым и средним предпринимательством (МСП), обеспечивая его ликвидной техникой, оборудованием, то здесь в прошлом году был явный рост. По предварительным экспертным оценкам по итогам года он будет не менее 10%. Это несколько ниже, чем среднегодовой показатель за последние три года (не менее +25%), но все равно достаточно неплохо, с учетом известных обстоятельств.
Конечно, сегмент МСП сильно пострадал из-за коронакризиса. Однако если смотреть на ситуацию глобально, то это можно расценивать как неприятный эпизод. В целом, учитывая тренды последних лет и прогнозы на перспективу, рынок лизинга в рознице будет только развиваться, набирать популярность.
— Какие основные стимулы у розничного сегмента лизинга?
— Один из драйверов — нацпроекты: в первую очередь, в части строительства дорог, жилья, развития инфраструктуры, городской среды. Даже в период ограничительных мер реализация нацпроектов, их финансирование практически не прекращались. И все это будет продолжаться как минимум до конца 2025 года, обеспечивая фронтом работ огромное количество подрядчиков, нуждающихся в дорожной, строительной автотехнике, грузовой и пр., которые являются одними из основных клиентов лизинговых компаний. Сюда же можно добавить агропромышленную отрасль и соответственно лизинг сельхозтехники и оборудования.
Очевидно, что определенные плоды принесла госполитика по поддержке МСП, где традиционно есть дефицит собственного капитала, собственных инвестиций для развития. Многие предприниматели первым делом обращаются к лизингу, который как продукт является более доступным, чем банковское финансирование. Главным минусом лизинга исторически была более высокая стоимость денег по сравнению с банковским финансированием. Однако сейчас ситуация очень сильно изменилась. Важным фактором в 2020 году стало снижение ставок фондирования, что повысило доступность практически всех финансовых продуктов, а лизингового особенно, поскольку для него предусмотрены государственное субсидирование и определенные налоговые преференции.
Кроме того, финансирование стало доступнее для самих лизинговых компаний, которые стали активнее выходить на долговой рынок, задействовать новые инструменты, к примеру, крауд-платформы.
Стимулом для развития лизинга стало развитие шеринга. Россияне, особенно это касается молодого поколения и жителей мегаполисов, все больше готовы к временному поочередному пользованию теми или иными предметами, благами: квартирами, машинами, электронной техникой, инвентарем. Суть шеринговой экономики — плата за комфорт. Причем услуги в этой сфере сегодня становятся все более доступными по стоимости. На рынке появляются профильные компании с устойчивой репутацией, уровень доверия потребителей к ним растет.
— За счет чего формируется доверие?
— Важнейшие элементы управления клиентским опытом — уровень сервиса и скорость. Здесь неоценимую роль играет цифровизация. Так получилось, что лизинг в плане "цифры" до недавних пор был более консервативным, чем банки. Конкуренция на нашем рынке долгое время была довольно слабой, а система лизинга вроде бы неплохо работала и без различных инноваций.
Однако в последние три года ситуация очень сильно изменилась. Спрос на лизинговые продукты начал расти. Вместе с тем клиенты, уже привыкшие к цифровым сервисам в банках, к мобильным приложениям, уже никак не собирались соглашаться на меньшее. Лизинговым компаниям пришлось в очень сжатые сроки переходить на цифровые рельсы, разрабатывать и внедрять новые сервисы. Зато в результате мы, например, пришли к тому, что сделка, которая раньше осуществлялась за пять дней, сейчас с помощью смартфона и мобильного приложения проводится за несколько часов. Дополнительный импульс процессу перехода рынка лизинга в "цифру" придала ситуация с пандемией.
— Какие конкретно направления цифровизации актуальны для лизинговых компаний?
— Первое — это электронный документооборот. Он помогает сокращать издержки, снижать риски, заключать сделки дистанционно. Для лизинга это особенно важно с учетом того, что в сделках задействовано много сторон, включая государственные органы — ГИБДД, Гостехнадзор и пр. И мы идем к тому, чтобы увеличивать долю дополнительных услуг, предоставлять комплексные решения, включая различные спутниковые противоугонные системы, топливные карты и так далее.
Второй важнейший элемент — это система "личного кабинета", к которой наши клиенты уже привыкли, работая с банками. Сейчас через личный кабинет может проходить заключение сделки, а в перспективе — ее полное сопровождение. Здесь же мы можем предоставлять нашим клиентам услуги по мониторингу износа техники, отслеживанию ее местонахождения, все услуги телематики.
Будущее — это сделки, которые будут полностью осуществляться в режиме онлайн, практически без участия сотрудников лизинговой компании. Когда лизинговая компания будет выступать в качестве центра компетенций, а ее агенты (представители дилерских центров, производителей, страховых компаний, банков, партнерских сетей) смогут заключать сделки в рамках системы электронного взаимодействия.
— Вы говорите о формировании некой экосистемы?
— Возможно. Единая экосистема, позволяющая получить оперативное одобрение, договор, заверенный электронной подписью. А техника будет передаваться заказчику прямо к его дверям из официального дилерского центра или даже с завода-производителя.
Надо сказать, что за работой такой системы я еще около десяти лет назад наблюдал в рамках визита в крупнейшую лизинговую компанию мира BNP Paribas. Уверен, мы тоже к этому придем. Более того, соответствующую практику уже внедряют в России компании, которые специализируются на лизинге электроники, бытовой техники. Вообще, я считаю, что если вы видите какую-то технику, компьютер, мобильный телефон, то рядом должно стоять слово "лизинг", как это принято в развитых технологичных странах.
— Каким еще функционалом будет обладать экосистема?
— Развитие сервисов в рамках того эволюционного процесса, который может иметь место в лизинге. На начальной ступени этого процесса простой финансовый лизинг — услуга, похожая на кредит. Следующая стадия — финансовый лизинг с дополнительными услугами, когда предпринимателю или же физлицу предоставляется не только, скажем, автомобиль, но и все сервисы для пользования этим автомобилем: мойки, заправки, ремонт, хранение запчастей и пр. Это как раз текущая стадия развития инфраструктуры лизинга.
Дальнейшая ступень — это развитие опции операционной аренды, когда вы не просто берете технику на долгий срок, а потом можете ее вернуть или выкупить, а имеете возможность оформить на нее подписку. Это подразумевает, что за определенную абонентскую плату в счет погашения основного долга вы по мере обновления линейки, к примеру, автомобилей BMW, будете каждый раз получать в пользование новую модель плюс весь пакет сопутствующих сервисов: техобслуживание и техпомощь на дорогах, страховку, сезонную замену колес и т.д. Многие автопроизводители уже сейчас начинают развивать подобные услуги, в том числе при участии лизинговых компаний.
— Вы сказали, что лизинговым компаниям стало легче привлекать финансирование. За счет чего?
— Если говорить в целом про структуру привлечения фондирования, то, конечно, банковское финансирование занимает львиную долю — более 50%, как минимум. При этом у лизинговых компаний сегодня есть потребность в бланковом финансировании, в первую очередь — облигационном. В 2020 году, как известно, в России был зафиксирован взрывной рост интереса со стороны частных инвесторов к фондовому рынку. Для нас это означает новые возможности. Поэтому в прошлом году компания "Интерлизинг" разместила дебютный облигационный заем на 1 млрд руб. с офертой через один и два года. Ставка на первый год установлена на уровне 8% годовых. Мы имеем достаточно высокий рейтинг кредитоспособности от агентства "Эксперт РА" — на уровне "ruBBB", но в этом году рассчитываем его повысить. В результате эмиссии мы действительно получили более устойчивую финансовую структуру компании.
— Как ваша компания пережила пандемию, как адаптировалась к соответствующим новым условиям?
— Мы однозначно использовали этот период как время возможностей. Для расширения своей доли на рынке лизинга, для выстраивания новых доверительных отношений с нашими действующими и потенциальными клиентами, в том числе за счет развития цифровых сервисов. Нас поддержал материнский банк "Уралсиб", в группу которого входит компания "Интерлизинг". Пауза в продаже продуктов была, но очень короткая. Мы, безусловно, ужесточили подход к риску на период пандемии. Но как только увидели положительные тренды, вернулись к обычному режиму. В результате в прошлом году наши объемы нового бизнеса увеличились на 43% относительно 2019 года. Это самый существенный рост среди российских частных лизинговых компаний.
В прошлом году мы завершили трехлетний стратегический цикл и сформировали стратегию на ближайшие три года. Основные фокусы развития — диджитализация, диверсификация, увеличение бланкового фондирования, расширение линейки в сторону продуктов с высокой добавленной стоимостью, улучшение функционала клиентских сервисов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.