Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Призрачный маршрут: пустят ли поезд от Петербурга до Лаппеенранты. "РосБизнесКонсалтинг". 14 февраля 2020

Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проект обустройства дополнительной инфраструктуры действующей грузовой железнодорожной линии Лосево — Каменногорск (Ленобласть). Эта инфраструктура нужна для организации пассажирских перевозок из Петербурга в поселки Карельского перешейка, город Каменногорск и далее в Финляндию. Однако, как считают эксперты, необходимого количества пассажиров для этой линии не будет, как еще долго не заработает в полную силу грузовой обход Петербурга, частью которого должна стать эта ветка.
Не только грузы
Первоначально новая двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Лосево — Каменногорск длиной 62 км строилась как часть грузового обхода Петербурга в рамках крупнейшего в регионе комплексного инвестпроекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги", финансируемого федеральным Инвестфондом и РЖД. Предполагалось, что она должна направлять потоки на Выборг и далее в Финляндию, а также в порты Приморск и Высоцк. Проект призван разгрузить от грузовых поездов путь для скоростного поезда "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки.
Однако еще в момент официального открытия рабочего движения поездов на участке Лосево — Каменногорск в 2015 году Максим Соколов, занимавший тогда пост министра транспорта РФ, заявил: "Будет еще и пригородное пассажирское сообщение. Это решение Российских железных дорог, Северо-Западной пассажирской компании использовать инфраструктуру, в том числе, для любителей природы Карельского перешейка, грибников, ягодников, рыболовов". Правда, на просьбу РБК Петербург привести обоснование для пассажирского движения — присутствовавшие на церемонии представители Ленобласти только развели руками и заявили, что с ними никто это не обсуждал и что сами они не понимают, откуда РЖД возьмет достаточное количество пассажиров для регулярных поездок в глухие места Карельского перешейка, по которым проходит дорога.
Электричкой в Лаппеенранту?
С тех пор в ряды гипотетических интересантов новой линии добавили петербуржцев, якобы мечтающих ездить на поезде на шоппинг в финские Иматру и Лаппеенранту, а также летающих в Европу самолетами Ryanair из аэропорта Лаппеенранты. Вспоминались также иностранцы, посещающие Петербург через этот аэропорт. Такая идея возникла у финского Регионального союза Южной Карелии, который провел соответствующее исследование и в апреле 2019 года представил План мероприятий по развитию международного железнодорожного пункта сообщения через ЖДПП "Иматра — Светогорск". Тогда же сообщалось, что для запуска пассажирского сообщения необходимо электрифицировать существующий 26-километровый участок железной дороги от Каменногорска до границы в Светогорске и построить необходимую железнодорожную пограничную инфраструктуру в пункте пропуска. Согласно расчетам финнов, Иматра и Лаппеенранта имеют все шансы начать принимать пассажирские электрички из Петербурга через 6 лет после старта проекта.
Согласно комплексному исследованию, проведенному в Финляндии и России, пассажиропоток составит миллион пассажиров в год, поскольку значительная часть российских туристов, приезжающих в Финляндию на машине, пересядет на поезд. К 2035 году этот показатель вырастет до 1,3 — 1,5 млн человек, полагают исследователи. Как уточнила "Фонтанке" Светлана Воронцова, исполнительный вице-президент ГК "Транспортная интеграция" (исполнитель исследования с российской стороны по заказу Южной Карелии), расчётная стоимость билета составит 1500 руб. Опрос читателей издания показал, что почти 80% респондентов заинтересованы в поездках в приграничную Финляндию на поезде. Почти каждый третий готов воспользоваться электричкой Петербург — Иматра — Лаппеенранта пару раз за полугодие, 16% заявили о желании использовать этот вид транспорта ежемесячно.
Между тем, эксперты сомневаются в том, что такая принципиальная готовность реализуется на практике при стоимости билета в 1,5 тыс. руб. в одну сторону при том, что транспортные компании возят сейчас петербуржцев комфортабельными автобусами в шоппинг-туры вдвое дешевле — за 750-850 руб. в обе стороны, включая, к тому же, доставку в популярные магазины. Так же маловероятен, по их мнению, расчет на пассажиров аэропорта Лаппеенранты. Вместо прогнозируемого исследователями увеличения пассажиропотока, скорее всего, будет, наоборот, сокращение, поскольку с 2020 года из аэропорта Пулково начинают летать мировые лоукостеры, в том числе и Ryanair, а помимо более удобной логистики для жителей Петербурга (да и для иностранцев, сейчас приезжающих в Петербург рейсами Ryanair через Лаппеенранту) Пулково имеет перед Лаппеенрантой еще одно серьезное преимущество — режим "седьмой степени свободы воздуха" для лоукостеров, позволяющий им совершать прямые перелеты без обязанности делать промежуточную остановку в городе "постоянной прописки" авиакомпании.
Не будет и грузов
Есть проблемы и с перевозкой грузов, на которые также рассчитывают финны и строящийся в Приморске крупный (на 11 терминалов) новый порт "Приморский УПК". Из трех участков грузового обхода Петербурга готово к увеличению грузопотоков только два: Лосево — Каменногорск и Каменногорск — Выборг.
К реконструкции третьего, от Лосево в сторону Петербурга и дальше на юг "в Россию", еще и не приступали ни Минтранс, ни РЖД. Между тем, это очень проблемный участок. Во-первых, он проходит по густонаселенным рекреационным территориям (садоводствам, дачам, объектам туристско-рекреационной инфраструктуры взрослого и детского отдыха) с высокой интенсивностью движения пригородных пассажирских электропоездов. Жители этих территорий, в основном петербургские дачники, стали активно протестовать, когда узнали о проекте переноса сюда всего грузового движения из Петербурга на север, поскольку, по расчетам ФГУП "РосНИПИУрбанистики", интервал движения грузовых поездов, с учётом предполагаемой нагрузки, составит 5-8 минут круглосуточно, что практически соответствует интервалу движения на линиях метрополитена. Помимо постоянного шума и грохота от грузовых поездов, загрязнения воздуха и почв перевозимыми нефтепродуктами, такой интервал создаст массу разных проблем, в частности, невозможность пересечь железную дорогу в привычных местах — в настоящее время из 24 пересечений на участке Ручьи — Лосево только 5 проходят над или под железнодорожными путями.
Во-вторых, этот участок просто не способен обеспечить серьезные грузопотоки. Дело в том, что железнодорожная линия этого участка к востоку от Петербурга до сих пор однопутная. Из-за этого на маршруте возникает "бутылочное горлышко" — узкое место, не способное обеспечить запланированную интенсивность грузового движения. Эту проблему все специалисты знают, и в документах проекта грузового обхода Петербурга предусмотрено строительство второго главного пути на участке Заневский пост — Ржевка — Ручьи и второго мостового перехода через Неву на перегоне Павлово-на-Неве — Манушкино. Однако в апреле 2014 года РЖД официально отказалось финансировать эти работы, ссылаясь на нехватку средств, и предложило властям Петербурга и Ленобласти искать деньги в Минтрансе.
С тех пор прошло 6 лет, "а воз и ныне там", хотя эта проблема обсуждалась на множестве совещаний. Судя по всему, проблема не только в деньгах, но и в том, что властям обоих регионов не нравится сам маршрут, создающий большие проблемы жителям обоих регионов. К тому же, он проходит через Ржевку, Ручьи и Ладожский вокзал в Петербурге, что создает дополнительные транспортные проблемы городу. На очередном совещании с РЖД в сентябре 2018 года Смольный предложил построить новый маршрут — прямую ветку от Лосево до моста через Неву в районе Павлово-на-Неве, где новый путь сольется с существующим на перегоне Манушкино — Павлово-на-Неве. Эта ветка минует и Ржевку, и Ладожский вокзал и вообще проходит на значительном расстоянии как от Петербурга, так и от пассажирской ветки Петербург-Лосево. Однако ее стоимость настолько велика (десятки миллиардов рублей), что руководство РЖД, с которым консультировались после совещания 2018 года, заявило, что предпочитает гораздо более дешевую реконструкцию нынешней ветки. Как сообщили в аппарате вице-губернатора Максима Соколова, РЖД представило свой проект — и сейчас в правительстве Петербурге его анализируют. Никаких решений пока не принято.
В свете всех этих обстоятельств как намерение организовать пассажирское сообщение в Лаппеенранту из Петербурга через Лосево и Каменногорск, так и расчет на полноценную загрузку грузового обхода Петербурга представляются призрачными и, во всяком случае, пока имеющими слабые шансы на реализацию. Эта ситуация показала справедливость сомнений, которые высказывали специалисты и общественники на старте инвестпроекта. В частности, как утверждал Владимир Щитинский, директор ФГУП "РосНИПИУрбанистики", которому была поручена экспертиза проекта, РЖД выбрало худший вариант маршрута грузового обхода Петербурга из всех возможных с точки зрения интересов общества, да и бизнеса, причем самый дорогостоящий.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.