Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Бизнес без стероидов. Как рынок спортивного питания переживает санкции. "Фонтанка.ru". 2 июля 2022

После начала спецоперации на Украине и введения санкций отечественный рынок спортивного питания, построенный на многомиллионном объеме ежегодного импорта, столкнулся с дефицитом сырья и значительным сокращением ассортимента. Отечественные же производители сумели нарастить объем производства в 1,5 раза при заметно выросших ценах.
Спортивное питание занимает один из сегментов рынка биологически активных добавок. Чаще всего оно выпускается в виде батончиков, гелей или смесей, которые нужно разводить водой. Спорпит заменяет полноценный прием пищи или дополняет его — с помощью добавок можно быстро восполнить запас белков, углеводов и жиров в организме, повысить выносливость, ускорить рост мышечной массы и процесс похудения.
Несмотря на все позитивные эффекты, к началу пандемии в 2020 году, по оценкам экспертов, в России добавки использовало не более 1 % населения — однако даже это около полутора миллионов человек. Ежегодный объем потребления в России всех видов спортивного питания аналитики оценивают в 8,8–9 тысяч тонн, или 17,6–18 миллиардов рублей.
На сегодняшний день отечественный спортпит, по оценкам научного руководителя ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", академика РАН Виктора Тутельяна, занимает лишь 7 % отечественного рынка. При этом ежегодно Россия экспортирует около 130 тонн спортивного питания по средней цене в 8–9 долларов за килограмм продукции. В основном ее покупают в Казахстане и Белоруссии — в других странах отечественные марки значительно проигрывают конкуренцию с известными мировыми брендами.
Среди крупнейших игроков отрасли в России — ЗАО "Эвалар" (выручка за 2021 год — 11,7 млрд рублей, чистая прибыль — 2,6 миллиарда) и ЗАО "Инфаприм" (выручка за 2021 год — 3,3 миллиарда, чистая прибыль — 151 миллион).
Почти всё сырье — импортное
Активное развитие российский спорпит начал лишь в последние восемь лет. До 2014 года рынок более чем на 96 % состоял из импортной продукции. Экономические и политические события того времени, по словам коммерческого директора бренда Geon Михаила Сидоренко, позитивно сказались на отечественной отрасли: из-за санкций, введенных против России после присоединения Крыма, ввоз большей части спорпита был запрещен, а ослабление национальной валюты подняло цены на оставшийся импорт.
— В итоге покупателям пришлось искать альтернативу среди российских брендов, чего не происходило раньше из-за недоверия к нашему продукту. Поскольку у нас есть весьма достойные производители, продукция которых порой даже лучше импортной, многие окончательно перешли на российский спортпит, — рассказал Михаил Сидоренко.
Компания Geon основана в 2009 году учеными Сергеем Штерманом и Михаилом Сидоренко. По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка Geon за 2021 год составила 277 миллионов рублей, чистая прибыль — 25 миллионов рублей.
Несмотря на заметное развитие производства внутри страны после 2014 года, на конец февраля 2022-го отечественный рынок продолжал критически зависеть от импорта сырья — казеина и белковых концентратов. По данным таможенной службы, в январе — мае 2020 года Россия закупила 2 682 тонны казеина на общую сумму 18,7 миллиона долларов, а также 1 404 тонны белковых концентратов и текстурированных белковых веществ стоимостью 1,7 миллиона долларов. Основными поставщиками сырья стали Франция (1 711 тонн казеина) и Китай (1 050 тонн белка).
В январе — мае 2021 года импорт казеина сократился до 2 345 тонн, а его стоимость, напротив, выросла с 6,9 до 8,1 доллара за килограмм, до 19 миллионов долларов. Поставки белка увеличились до 1 914 тонн и 3,6 миллиона долларов, с 1,2 до 1,8 доллара за килограмм. Основными импортерами вновь выступили Франция (1 852 тонны казеина) и Китай (1 585 тонн белка).
Правда, при этом, как отмечает основатель и генеральный директор компании Geneticlab Nutrition Руслан Халецкий, данные таможенных деклараций не отражают реальную картину — заметная часть спортивного питания попадала в Россию по "серым" схемам.
Российский бренд спортивного питания Genetic Lab основан в Санкт-Петербурге в 2014 году профессиональным бодибилдером, диетологом и нутрициологом Русланом Халецким. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2021 году выручка Genetic Lab составила 295 миллионов рублей, чистая прибыль — 10,5 миллиона рублей.
Контракты больше не заключаются
После начала спецоперации на Украине, введения санкций и усложнения логистики именно белок стал главной проблемой для отечественных производителей спортпита.
Самый распространенный тип протеина — сывороточный, как и казеин, получают из коровьего молока. В России, по словам Руслана Халецкого, есть несколько локальных поставщиков такого сырья, однако объемов их производства недостаточно для полного замещения зарубежных поставок. С переработкой других источников белка — яичного, соевого и растительного — в России пока что также существуют проблемы.
— Цены на белок с начала спецоперации выросли вдвое, но укрепление рубля слегка нивелировало этот процесс. Контракты на поставки сырья больше не заключают, мы выкупили последнее по адекватной цене, поэтому сейчас у нас есть запасы на определенный срок. Проблемы начнутся тогда, когда они закончатся. Пока что всё в порядке, — поделился Халецкий.
Сейчас рынок регулируют два разнонаправленных процесса — санкции и укрепление рубля, отрицательно сказывающееся на экспорте, рассказал "Фонтанке" Михаил Сидоренко. По его оценкам, спортивное питание для некоторых стран за последний месяц подорожало на 30–40 % в их валюте. В России санкции сократили импорт и увеличили объемы национальных брендов.
— На стоимость сырья для российского спорпита сильно влияет логистика и экономические процессы, протекающие в странах–экспортерах. В настоящее время политическая ситуация всё ещё не дает полноценно вернуть зарубежные бренды, однако укрепление рубля и рост стоимости сырья привели к тому, что цены на российский спортпит стали приближаться к зарубежным, — отмечает Сидоренко.
Одним из последствий сложившейся ситуации может стать падение качества спортивного питания и увеличение количества подделок. По словам Руслана Халецкого, на рынке уже есть якобы европейские компании, продукция которых "на самом деле рассыпается в российских гаражах".
При этом санкции имели и позитивные последствия. На руку продавцам спортивного питания сыграл уход из России американской онлайн-платформы для продажи БАДов и витаминов IHerb.
— К российским потребителям спортпита относятся не только спортсмены. Не менее большую группу составляют люди, принимающие БАДы по рекомендации врачей, и те, кто видит в них альтернативу дорогостоящим лекарствам. Коллаген, например, в основном покупают бабушки — он минимум в два раза дешевле лекарственных аналогов. Закрытие IHerb спровоцировало повышение спроса на продукцию, выпускаемую производителями спортпита, — рассказал генеральный директор Geneticlab Nutrition.
Цены выросли вдвое
Вслед за производителями последствия санкций ощутили и магазины спортивного питания. Как отмечают в компании FitnessBar.ru, изменения коснулись как импортной, так и отечественной продукции.
— Поставок из-за рубежа стало значительно меньше, они перестали быть регулярными, стало тяжелее планировать и свою работу. В связи с этим многие импортеры не торопятся распродавать имеющиеся запасы, держат стабильно высокие цены, несмотря на откат курса. Ассортимент постепенно сокращается, несмотря на то что часть товара до нас всё-таки доходит. Значительная часть отечественной продукции содержит импортные ингредиенты, и поэтому снижения цен здесь мы тоже не ожидаем, — рассказали в компании "Фонтанке".
Выручка FitnessBar.ru за 2021 год, по данным "СПАРК-Интерфакс", составила 65,5 миллиона рублей, чистая прибыль — 3 миллиона рублей.
Резкое повышение стоимости отечественной и зарубежной продукции отметил и Руслан Халецкий. По его оценкам, за последние полгода вслед за ценами на сырье они выросли примерно в два раза — и это "еще не предел".
При этом спрос на импортные товары по-прежнему остается высоким. Однако, как замечают в FitnessBar.ru, на фоне уменьшения предложения покупатели вынужденно присматриваются к отечественным брендам и "с удивлением обнаруживают, что многие из них не хуже зарубежных".
По словам Руслана Халецкого, российские государственные требования к качеству спортивного питания гораздо выше, чем зарубежные. Поэтому сам основатель Geneticlab Nutrition рекомендовал бы тем, кто принимает спортпит и добавки, покупать "в первую очередь продукцию, сделанную в России".
Отрасль сохраняет надежды
После того как у производителей закончатся запасы импортного белка, под спрос подстроится и внутренний рынок, считает Руслан Халецкий. Кроме того, по мнению бизнесмена, компании смогут наладить новые логистические цепочки — например, импортировать сырье через Турцию. Цены от этого, по его оценкам, вырастут примерно на 8–10 %.
Как отмечает Михаил Сидоренко, рост бренда Geon в первом полугодии 2022 года составил 47 % относительно аналогичного периода прошлого года. По его прогнозам, российский рынок спортивного питания, несмотря на санкции, будет продолжать расти и дальше.
Участники рынка ожидают, что в ближайшее время в России откроется производство качественной сыворотки либо найдутся новые поставщики из стран СНГ.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.