Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Кризис не помеха. "Новый Компаньон". 4 марта 2020

Продажи товаров класса "премиум" остаются стабильными
Кризис последних лет привёл к снижению платёжеспособного спроса, однако потребление товаров класса "премиум" не снизилось. По ряду товарных групп эксперты фиксируют даже увеличение спроса. Впрочем, само понятие премиум-класса претерпевает изменения.
Стабильность и рост
По большинству товарных сегментов отмечается стабильный уровень спроса либо даже рост. Например, директор федеральной розничной сети "585*Золотой" Андрей Шляев фиксирует позитивную динамику продажи изделий премиум-сегмента в 2019-м и начале 2020 года.Растёт и спрос на дорогую технику. "Динамика в дорогом сегменте из года в год есть. Доля дорогого сегмента на рынке смартфонов ПФО (от 60 тыс. руб.) в 2019 году увеличилась с 2 до 2,5% в количестве продаж и с 10 до 13% в выручке от продаж. На рынке ноутбуков ПФО ситуация схожая: в 2019 году доля ноутбуков стоимостью выше 80 тыс. руб. приросла с 3 до 4% в количестве и с 10 до 13% в деньгах", - отмечает управляющий Поволжским филиалом компании "Связной" Александр Воронин.В пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) называют впечатляющие цифры: по их данным, в премиум-сегменте электроники и технически сложных товаров, особенно по аксессуарам для мобильных устройств, в прошлом году наблюдался рост от 20 до 80% в зависимости от категории.
"Покупатели старались приобретать модели более технически сложные и совершенные, которые можно было бы не менять в течение нескольких лет. Эта тенденция может сохраниться и в первой половине 2020 года", - комментируют в ассоциации.Вместе с тем в "М.Видео" отмечают ещё одну тенденцию 2019 года - поляризацию покупательского спроса. "Увеличились продажи недорогой техники, чему способствовали удешевление технологий и расширение ассортимента, при этом высокую позитивную динамику продемонстрировали устройства из верхнего ценового сегмента. В первом случае покупатели предпочитают сэкономить в момент покупки, во втором - они придерживаются инвестиционной стратегии и выбирают более функциональную и производительную технику, которая будет актуальна в ближайшие несколько лет", - говорят в пресс-службе сети.
Аналитическое агентство "Автостат" констатирует, что продажи новых автомобилей премиум-сегмента в Пермском крае в прошлом году увеличились на 1,1% - до 1470 штук. Колебания коснулись лишь отдельных марок: продажи Lexus сократились на 12%, зато BMW - возросли на 26,8%. Эти две марки по-прежнему остаются наиболее популярными в данном сегменте.В АКОРТ отмечают стремление части покупателей к переходу на здоровую пищу, переключение на более дорогую фермерскую или органическую продукцию. В свою очередь, торговые сети тоже ориентируются на развитие сегмента "премиум", в том числе в направлении производства товаров собственных торговых марок. Расширяются площади зон "фреш", выделяются отдельные стеллажи и зоны под фермерские товары в формате "магазин в магазине", формируются отделы здорового питания. В "Ашане" ассортимент отдела "Био" в 2018 году вырос на 150 позиций за счёт локальных поставщиков и импорта. "Перекрёсток" (входит в X5 Retail Group) планирует расширить ассортимент экологических продуктов под собственной торговой маркой "Маркет. Зелёная линия". Сейчас в линейке около 160 наименований молочных товаров, сыров и детского питания. "Магнит" объявлял о планах открытия новой премиум-линейки продукции собственного производства.
"Премиум" меняется
В то же время, по словам Елены Денисовой, генерального директора управляющей компании "Труменс-групп" (управляет ТЦ "Галерея"), за время кризиса спрос на товары премиум-сегмента снизился, но в гораздо меньшей степени, чем в других сегментах. "Больше всего падение почувствовали производители и продавцы экономсегмента. У покупателей, относящихся к нашей целевой аудитории, не стало меньше денег, а просто сменились приоритеты потребления. Сейчас люди готовы больше платить за товар и услугу, доставляющие позитивные эмоции, а это не всегда вещи, и тем более не вещи первой необходимости. Поэтому у операторов, занимающихся премиальным сегментом, усложнилась задача: им надо показать, продать покупателю не только качественный продукт, но и ту дополнительную ценность, эмоцию, которую может получить клиент", - говорит Денисова.
Тот факт, что понятие премиум-сегмента претерпевает изменения, подтверждают и другие эксперты. По словам Андрея Шляева, это происходит из-за того, что за последние 20-30 лет в России значительно вырос уровень потребления в целом. "Мы наблюдаем снижение демонстративного потребления. Товары премиум-категории и элитной стали более доступными, а сама премиум-аудитория увеличивается и молодеет - этому способствует и развитие программ кредитования", - отмечает он.
В потреблении премиум-товаров изменилось очень многое, считает Елена Денисова. "Сейчас обращают внимание уже не на яркие лейблы и кричащие принты, а на качество изделия. Вышитое золотыми буквами на груди название дорогого бренда уже давно считается дурным тоном. В моде умение сочетать дорогое с недорогим, желание быть индивидуальным, в свою очередь, порождает интерес к молодым новым дизайнерам", - говорит она. Есть и ещё один момент: понятие премиум-сегмента становится более широким - в нём появились новые бренды, а широко известные бренды стремятся меняться и не отставать от современных тенденций. Например, ряд производителей швейцарских часов начали выпускать модели с классическим циферблатом и возможностью подключения к телефону.
В сегменте одежды очень распространена коллаборация брендов-тяжеловесов с молодыми брендами - например, LV и молодёжный Supreme.За последние пять лет границы между товарами сегментов "премиум" и "люкс" в значительной степени стёрлись, что связано со стилем жизни, психологией восприятия ценности и цены, глобальной модой на рациональное потребление, говорит руководитель лаборатории ретейл-маркетинга и исследований поведения потребителей R&D Marketing.lab (ПГНИУ) Евгения Керзина. Тем не менее по-прежнему есть различия: сегмент "эконом" - это массовый продукт, низкая цена, сегмент "премиум" - цена выше среднего, но ориентация по-прежнему на массовый спрос, сегмент "люкс" - дорого, эксклюзивно, уникальный продукт.
По словам Александра Воронина, в 2019 году заметно сократилась и "технологичная дистанция" между средним ценовым сегментом и премиум-сегментом смартфонов. Устройства среднего сегмента качественно улучшились, благодаря чему смартфоны средней ценовой категории не уступают в функциональных возможностях, а порой даже превосходят флагманские модели. "Безусловно, флагманы могут предложить наиболее уникальные "фишки", но ключевые характеристики - производительность, продолжительность автономной работы, качество съёмки - на высоком уровне у представителей двух рассматриваемых сегментов", - утверждает эксперт.В свою очередь, в пресс-службе Wildberries отмечают расширение ассортимента премиальных брендов, а из-за активного переосмысления ценностей человечества в fashion-линейках заметны экотренды, внимание уделяется балансу дизайна и удобства.Сеть вместо бутиковВ определённой степени доступности товаров премиум-сегмента способствует развитие интернет-торговли. Эту тенденцию, каждый на своём рынке, отмечают в "М.Видео" и "585*Золотой".
"Одна из особенностей рынка товаров категории "люкс" - его относительная консервативность. Производители премиальных товаров пока ещё во многом ориентируются на продажи в "каменных" (brick-and-mortar) магазинах. Тем не менее бурный рост интернет-торговли, переток покупателей из офлайна в онлайн, привычка представителей поколений Z и Y покупать в интернет-магазинах заставляют их задумываться о продажах в онлайн-сегменте", - говорят в Wildberries.
Одним эта тенденция приносит рост продаж, ведь широкая география доставки онлайн-магазинов позволяет расширить аудиторию покупателей премиальных брендов. Другим приходится адаптировать бизнес к новым условиям. "Снижение спроса на торговые площади высокого класса мы почувствовали три года назад, когда наши операторы столкнулись с падением спроса на товары премиального сегмента. Это было связано не только с общей экономической ситуацией, но и с бурным развитием интернет-торговли", - рассказывает Елена Денисова. Впрочем, сейчас спрос на аренду стабилизировался: операторы адаптировались к новым требованиям рынка.Развитие интернет-торговли товарами премиум-сегмента обусловлено в том числе отсутствием необходимого ассортимента в ближайших городах, в Москве и даже в России или временными рамками, считает Евгения Керзина. Однако эксперт отмечает, что эта тенденция может сдерживаться ростом продажи фальсифицированных товаров.По данным консалтинговой компании Bain & Co, сейчас через интернет осуществляется продажа 10% товаров премиум-сегмента, а к 2025 году доля интернет-торговли достигнет 25%.
Исчезающе маленький сегмент
Количество покупателей премиум-сегмента оценивается аналитиками примерно в 10% от общего количества. "В Пермском крае, если судить по статистике предыдущих лет, процент населения, способного к подобного рода покупкам, крайне невелик.
Доля населения с доходом от 60 тыс. руб. в месяц в нашем регионе не превышала 8,7%, доля получающих доход на уровне 150 тыс. руб. - и того меньше. Данные за 2019 год ещё не опубликованы, но они могли измениться только в худшую сторону", - отмечает Евгения Керзина. В целом она говорит об относительно небольшой потенциальной ёмкости рынка премиум-товаров в территории, и тот факт, что в Перми лишь немногие магазины работают в этом сегменте, - ещё одно тому подтверждение.Эксперт также отмечает, что в последние два года регион пережил очередную волну "вымывания" платёжеспособного населения, а также кадровых ресурсов, способных выйти на уровень покупателя в сегменте "премиум" в перспективе пяти лет. При этом динамика замены зрелого клиента поколением Z недостаточна, потребители сегмента "премиум" продолжают взрослеть.Такие весьма пессимистические оценки касаются не только нашего региона и подтверждаются также международными экспертами. Та же Bain & Co, прогнозируя динамику мирового сегмента премиальных товаров, не выделяет Россию в отдельный сегмент из-за несущественного оборота.Поделиться
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.