Правительство не поддержало идею надписи "Алкоголь Вам враг!" на бутылке. "РосБизнесКонсалтинг". 24 ноября 2022
25.11.2022 в 11:57 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Правительство решило не поддерживать введение маркировки "Алкоголь Вам враг!" на алкоголе
Предложение о маркировке алкоголя надписью "Алкоголь Вам враг!" в правительстве считают нецелесообразным. Депутаты — авторы инициативы готовы к компромиссам, но называют действующий формат визуализации вреда алкоголя "для галочки"
Правительство подготовило негативный отзыв на предложение размещать на бутылках с алкоголем дополнительное предупреждение: "Алкоголь Вам враг!", а также сделать надписи о вреде употребления спиртного визуально более заметными. Проект отзыва есть в распоряжении РБК, его поддержали Росалкогольрегулирование (РАР), Министерство юстиции и Министерство просвещения (их ответы были направлены в Минздрав в начале ноября). Подлинность документов подтвердили два участника алкогольного рынка.
РБК обратился за комментариями в аппарат правительства и согласовавшие отзыв министерства.
Речь идет о поправках в ст. 11 171-ФЗ "О регулировании алкогольной продукции". Их подготовила группа депутатов и сенаторов (среди авторов поправок руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий и председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов), в нижнюю палату парламента документ был внесен в сентябре.
Среди основных предложений — размещать на этикетке или контрэтикетке бутылки наряду с уже используемым предостережением "Чрезмерное потребление алкоголя вредит вашему здоровью" фразу "Алкоголь Вам враг!". Кроме того, предупреждение о вреде алкоголя, а также описание групп лиц, которым потребление спиртного противопоказано (несовершеннолетним, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствам), предлагается наносить максимально крупным шрифтом и выделять, помещая в красную рамку. При этом информация о противопоказаниях должна сопровождаться пиктограммами, а размер предупреждающей информации должен занимать не менее 20% от площади этикетки или контрэтикетки.
Дата первого чтения законопроекта пока не назначена, следует из материалов Госдумы. Но ранее о поддержке инициативы заявлял Минздрав. "Хотя научных данных об эффективности таких предупреждающих надписей нет, появление дополнительных каналов информирования граждан о пагубном влиянии алкоголя на организм человека может оказать позитивное влияние на динамику потребления алкогольных напитков", — пояснял в сентябре представитель ведомства.
До появления законопроекта
В августе 2022 года тему алкоголизации населения неоднократно поднимал Владимир Путин. Так, в частности, на встрече с губернатором Владимирской области он выразил мнение, что в вопросе борьбы с алкоголизмом запреты, рост цен и акцизов менее эффективны, чем пропаганда здорового образа жизни. "Нужно заниматься этим просто, не отдавать на откуп, не думать, что это какая-то второстепенная вещь: пьют мужики и дальше пить будут", — убежден президент.
В пояснительной записке к законопроекту его разработчики пояснили, что хотя государственная политика направлена на сокращение потребления спиртного на душу населения и с 2010 по 2021 год оно действительно сократилось на 32%, в текущем году "многими исследователями отмечается изменение данной динамики", что требует усиления внимания со стороны государства. В сопроводительных документах приводилась статистика, свидетельствующая об увеличении продаж алкогольной продукции весной 2022 года: ликерных вин — на 110% в годовом исчислении, слабоалкогольных напитков — на 74%, водки — на 8,2%, коньяка — на 3%. Эти данные схожи с данными анализа потребительского поведения компании NielsenIQ: ее исследование показало, что в начале апреля после пикового спроса на продукты длительного хранения ажиотажный покупательский спрос, на фоне ожиданий возможного подорожания продукции, переключился на алкогольную продукцию.
Что должно быть указано на бутылках с алкоголем
На упаковке алкогольной продукции, поступающей в оборот в России, должны быть указаны на русском языке: наименование продукции, юридический адрес производителя, страна происхождения, сертификация и декларирование соответствия, объем продукции в потребительской таре, наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, дата изготовления и срок использования, содержание этилового спирта и предупреждение о вреде употребления алкоголя для здоровья.
В проекте правительственного отзыва указано, что технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (вступит в силу 1 января 2024 года) уже содержит требование надписей о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и определяет способ нанесения такой маркировки, а также перечень категорий лиц, которым не рекомендуется потребление такой продукции. "Учитывая специфику проектируемых изменений, сфера которых уже урегулирована техническим регламентом о безопасности алкогольной продукции, и дату вступления его в силу установление предлагаемых требований в национальном законодательстве является нецелесообразным", — говорится в документе.
Также в нем указано, что в пояснительной записке нет сведений о соответствии законопроекта договору ЕАЭС, отсутствует анализ социально-экономических эффектов от введения "нового" дизайна упаковки, информация о количестве субъектов рынка, которых затронут эти меры, а также нет уточнения о том, какие затраты понесут производители алкоголя.
Один из авторов поправок, Ярослав Нилов, заявил РБК, что при доработке проекта его авторы "готовы к компромиссам", однако он убежден, что предупредительная маркировка должна быть эффективной, в частности иметь визуальный эффект, — сейчас она "для галочки". "Маленьким шрифтом, белыми буквами на сером фоне, ничего не понятно, без увеличительного стекла не разберешь, — поясняет он. — Возьмите ту же Турцию, где большие картинки, которые [хорошо] видны, и подсознательно мозг понимает, что потребление [алкоголя] вредит. Даже читать не надо — картинка все говорит".
Как отметил Станислав Наумов, зампред комитета Госдумы по экономической политике и один из авторов поправок, инициаторы изменений не исключают проведение "еще одного раунда консультаций" на площадке комитета для того, чтобы они предложили дополнительные меры, связанные с задачами по снижению потребления алкоголя.
Предложение о маркировке алкоголя надписью "Алкоголь Вам враг!" в правительстве считают нецелесообразным. Депутаты — авторы инициативы готовы к компромиссам, но называют действующий формат визуализации вреда алкоголя "для галочки"
Правительство подготовило негативный отзыв на предложение размещать на бутылках с алкоголем дополнительное предупреждение: "Алкоголь Вам враг!", а также сделать надписи о вреде употребления спиртного визуально более заметными. Проект отзыва есть в распоряжении РБК, его поддержали Росалкогольрегулирование (РАР), Министерство юстиции и Министерство просвещения (их ответы были направлены в Минздрав в начале ноября). Подлинность документов подтвердили два участника алкогольного рынка.
РБК обратился за комментариями в аппарат правительства и согласовавшие отзыв министерства.
Речь идет о поправках в ст. 11 171-ФЗ "О регулировании алкогольной продукции". Их подготовила группа депутатов и сенаторов (среди авторов поправок руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий и председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов), в нижнюю палату парламента документ был внесен в сентябре.
Среди основных предложений — размещать на этикетке или контрэтикетке бутылки наряду с уже используемым предостережением "Чрезмерное потребление алкоголя вредит вашему здоровью" фразу "Алкоголь Вам враг!". Кроме того, предупреждение о вреде алкоголя, а также описание групп лиц, которым потребление спиртного противопоказано (несовершеннолетним, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствам), предлагается наносить максимально крупным шрифтом и выделять, помещая в красную рамку. При этом информация о противопоказаниях должна сопровождаться пиктограммами, а размер предупреждающей информации должен занимать не менее 20% от площади этикетки или контрэтикетки.
Дата первого чтения законопроекта пока не назначена, следует из материалов Госдумы. Но ранее о поддержке инициативы заявлял Минздрав. "Хотя научных данных об эффективности таких предупреждающих надписей нет, появление дополнительных каналов информирования граждан о пагубном влиянии алкоголя на организм человека может оказать позитивное влияние на динамику потребления алкогольных напитков", — пояснял в сентябре представитель ведомства.
До появления законопроекта
В августе 2022 года тему алкоголизации населения неоднократно поднимал Владимир Путин. Так, в частности, на встрече с губернатором Владимирской области он выразил мнение, что в вопросе борьбы с алкоголизмом запреты, рост цен и акцизов менее эффективны, чем пропаганда здорового образа жизни. "Нужно заниматься этим просто, не отдавать на откуп, не думать, что это какая-то второстепенная вещь: пьют мужики и дальше пить будут", — убежден президент.
В пояснительной записке к законопроекту его разработчики пояснили, что хотя государственная политика направлена на сокращение потребления спиртного на душу населения и с 2010 по 2021 год оно действительно сократилось на 32%, в текущем году "многими исследователями отмечается изменение данной динамики", что требует усиления внимания со стороны государства. В сопроводительных документах приводилась статистика, свидетельствующая об увеличении продаж алкогольной продукции весной 2022 года: ликерных вин — на 110% в годовом исчислении, слабоалкогольных напитков — на 74%, водки — на 8,2%, коньяка — на 3%. Эти данные схожи с данными анализа потребительского поведения компании NielsenIQ: ее исследование показало, что в начале апреля после пикового спроса на продукты длительного хранения ажиотажный покупательский спрос, на фоне ожиданий возможного подорожания продукции, переключился на алкогольную продукцию.
Что должно быть указано на бутылках с алкоголем
На упаковке алкогольной продукции, поступающей в оборот в России, должны быть указаны на русском языке: наименование продукции, юридический адрес производителя, страна происхождения, сертификация и декларирование соответствия, объем продукции в потребительской таре, наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, дата изготовления и срок использования, содержание этилового спирта и предупреждение о вреде употребления алкоголя для здоровья.
В проекте правительственного отзыва указано, что технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (вступит в силу 1 января 2024 года) уже содержит требование надписей о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и определяет способ нанесения такой маркировки, а также перечень категорий лиц, которым не рекомендуется потребление такой продукции. "Учитывая специфику проектируемых изменений, сфера которых уже урегулирована техническим регламентом о безопасности алкогольной продукции, и дату вступления его в силу установление предлагаемых требований в национальном законодательстве является нецелесообразным", — говорится в документе.
Также в нем указано, что в пояснительной записке нет сведений о соответствии законопроекта договору ЕАЭС, отсутствует анализ социально-экономических эффектов от введения "нового" дизайна упаковки, информация о количестве субъектов рынка, которых затронут эти меры, а также нет уточнения о том, какие затраты понесут производители алкоголя.
Один из авторов поправок, Ярослав Нилов, заявил РБК, что при доработке проекта его авторы "готовы к компромиссам", однако он убежден, что предупредительная маркировка должна быть эффективной, в частности иметь визуальный эффект, — сейчас она "для галочки". "Маленьким шрифтом, белыми буквами на сером фоне, ничего не понятно, без увеличительного стекла не разберешь, — поясняет он. — Возьмите ту же Турцию, где большие картинки, которые [хорошо] видны, и подсознательно мозг понимает, что потребление [алкоголя] вредит. Даже читать не надо — картинка все говорит".
Как отметил Станислав Наумов, зампред комитета Госдумы по экономической политике и один из авторов поправок, инициаторы изменений не исключают проведение "еще одного раунда консультаций" на площадке комитета для того, чтобы они предложили дополнительные меры, связанные с задачами по снижению потребления алкоголя.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.