Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Догнать и перегнать Швейцарию: российский экспорт шоколада берет новую высоту.

За последние 5 лет Россия удвоила экспорт шоколадных кондитерских изделий, и в 2020 году он впервые преодолел отметку в 300 тыс. тонн. В текущем году положительная динамика сохраняется: в январе-июле 2021 года* Россия поставила на зарубежные рынки 144 тыс. тонн шоколадных кондитерских изделий (КИ) стоимостью 371 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года объем увеличился на 23% в физическом выражении и на 24% в стоимостном.
По итогам 2021 года экспорт может превысить 760 млн долл., прогнозирует Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд". В результате Россия может подняться с 11-го места и, обогнав Швейцарию, впервые войти в десятку ведущих мировых поставщиков шоколада.
"В 2021 году мы фиксируем восстановление спроса по сравнению с 2020 годом, причем оно идет более высокими темпами, чем происходило снижение в 2020 году. По предварительной статистике за 7 месяцев текущего года, объемы экспорта превосходят показатели не только прошлого, но и 2019 года", – отметил "Агроэкспорту" исполнительный директор ассоциации Вячеслав Лашманкин.
Ключевые ингредиенты
Какао-бобы входят в число крупных категорий сельскохозяйственной продукции, торгуемой на мировом рынке. Производство какао расположено преимущественно в тропических странах, откуда ключевое сырье для производства шоколада распространяется по всему миру. По данным ФАО, почти 40% мирового производства приходится на Кот-д’Ивуар, 15% – Гану, 14% – Индонезию.
Россия входит в топ-15 импортеров какао-бобов. Также из Кот-д’Ивуар, Малайзии, Индонезии и ряда других стран ввозятся какао-масло, какао-паста и какао-порошок. По данным ITC Trade Map, в прошлом году Россия импортировала 70 тыс. тонн какао-бобов, 42 тыс. тонн какао-пасты и 35 тыс. тонн какао-масла. Помимо этого, российская кондитерская промышленность использует более 1,5 млн тонн сахара, 1 млн тонн муки и значительный объем масложировой продукции, производимых внутри страны.
Таким образом, отечественное производство и экспорт кондитерских изделий, в том числе шоколадных, является одним из примеров того, как промышленность, используя импортное сырье, смогла обеспечить производство и экспорт брендированных продуктов более высокого передела.
Покупатели российского шоколада
В текущем году российский шоколад и изделия из него отгружались более чем в 75 стран. Однако ведущими покупателями остаются страны СНГ. Так, почти пятая часть российского экспорта приходилась на Казахстан, и с появлением статистики по ЕАЭС за июль эта доля увеличится. В январе-июне в Казахстан экспортировано 28 тыс. тонн шоколадных КИ стоимостью 72 млн долл.
На второе место в 2021 году поднялся Узбекистан благодаря значительному увеличению импорта из России. По итогам января-июля показатель вырос на 72% до 17 тыс. тонн в натуральном объеме и на 56% до 37 млн долл. в денежном. Также в числе традиционных покупателей российских шоколадных КИ – Беларусь: в январе-июне экспорт в эту страну составил 13 тыс. тонн (+11%) на сумму 34 млн долл. (+25%).
В топ-5 покупателей входят Азербайджан и Китай. Кроме того, в 2021 году впервые российская шоколадная продукция была поставлена в такие страны, как Непал, Босния и Герцеговина, Республика Македония.
На сегодняшний день уже треть шоколада и шоколадных КИ, производимых в России, поставляется на экспорт. "Асконд" оценивает, в настоящее время порядка 120 российских кондитерских компаний активно занимаются экспортной деятельностью, и это на 72% больше, чем в 2019 году. "Благодаря совместной работе "Агроэкспорта" и Ассоциации "Асконд" по популяризации экспорта мы фиксируем заметное увеличение числа компаний, которые ведут экспортную деятельность, причем начинают заниматься экспортом как средние, так и малые предприятия", – комментирует Вячеслав Лашманкин.
Лидерство в Китае
В настоящий момент Россия уже занимает первое место среди поставщиков шоколадных изделий в Китай. Экспорт российского шоколада в Китай вырос за последние 5 лет почти девятикратно: если в 2015 году в Поднебесную отправлялось 7 тыс. тонн шоколадных КИ, то в 2020 году – уже 64 тыс. тонн.
В том числе огромную популярность завоевали грильяжные конфеты "Крокант" российского производителя "КДВ Групп", известные в Китае как "фиолетовые конфеты". По информации местных СМИ, в азиатской стране есть традиция разбрасывания конфет в фиолетовой упаковке на свадьбах (фиолетовый цвет китайцы ассоциируют с романтикой), и российская продукция, продающаяся по доступной цене, стала частью данного обычая. Также китайцы стали покупать конфеты, чтобы угостить близких во время традиционных китайских праздников, и размещать на своих страницах в соцсетях фотографии и видеоролики с "фиолетовыми конфетами".
Другой пример успешного выхода на китайский рынок – шоколад "Аленка". Холдинг "Объединенные кондитеры" начал экспорт в КНР популярного в России шоколада "Аленка" в 2012 году. В 2018 году был открыт Торговый дом в Шанхае, и сегодня продукция холдинга представлена в крупнейших сетевых магазинах Lawson, FamilyMart, Lotus, RT-Mart, Auchan, Wumart, Shizu, Linji, Today и других как online- и offline-площадках.
"Мы участвовали в продуктовых выставках на всей территории Китая, представляли продукцию, устанавливали связи с дистрибьюторами и организовывали рекламную поддержку, – рассказали "Агроэкспорту" в пресс-службе "Объединенных кондитеров". – Китайские туристы часто посещают Россию, и в качестве сладкого сувенира, как правило, покупают шоколад "Аленка", "Бабаевский", "Вдохновение".
За 9 лет ассортимент поставляемой продукции под брендом "Аленка" значительно расширился: сейчас в КНР продаются не только шоколад, но и печенье, вафли, рулеты, бисквиты, галеты, карамель. "Это продукция как традиционного ассортимента, так и новинки. Рецептура новинок разрабатывается с учетом вкусовых предпочтений потребителей Китая", – отметили в холдинге.
Тренды
По данным Euromonitor, в 2020 году в мире розничные продажи шоколадных кондитерских изделий превысили 100 млрд долл. и в ближайшие годы продолжат расти.
Более 70% продаж шоколадных КИ приходятся на 3 макрорегиона – Западную Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион. Шоколадные КИ глобально являются самой крупной категорией среди снековой продукции с долей примерно 20%.
На рынок шоколада значительное влияние оказала пандемия коронавируса, серьезно изменив структуру продаж, потребление, а также сказавшись на логистике. Тем не менее российские экспортные отгрузки не прекращались. Например, "Объединенным кондитерам" удалось в 2020 году увеличить экспорт в 3 раза относительно 2019 года. За первое полугодие 2021 года объем вырос еще на 18%, основными драйверами роста стали страны СНГ, Монголия, Китай, Германия и др. "Прогнозы оптимистичные. Экспортные рынки оживают, снимаются ограничения, вызванные Covid-19, мы работаем над расширением регионов сбыта. Увеличиваются экспортные поставки в страны Ближнего Востока, а также в Латинскую Америку и другие страны", – перечисляют в пресс-службе "Объединенных кондитеров".
"Сегодня потребительские предпочтения сильно отличаются от региона к региону, поэтому мы интенсивно и детально изучаем экспортные рынки и конъюнктуру на них. В рамках этой работы создаются экспортные гиды, в которых исследуются потенциал, динамика отдельных рынков и те категории продукции, которые могут иметь спрос на том или ином рынке. Например, после изучения рынка Саудовской Аравии мы увидели, что шоколадная категория обладает очень высоким потенциалом роста в этой стране, а в Индии, наоборот, рынок пока не готов к экспансии российской продукции в интересующей нас категории, но зато там есть варианты роста продаж для других видов кондитерских изделий. Очень важно, что разработанные экспортные справочники находятся в свободном доступе для национальных производителей", – подчеркивает Вячеслав Лашманкин.
* данные по ЕАЭС за январь-июнь
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.