Все обзоры

Лекарство от болезни Паркинсона замедляет развитие "болезни Стивена Хокинга". "ТАСС". 1 июня 2023

Ропинирол в среднем продлил жизнь пациентам с боковым амиотрофическим склерозом примерно на полгода
Японские медики успешно применили ропинирол, одно из лекарств от болезни Паркинсона, для замедления развития бокового амиотрофического склероза (БАС), смертельно опасной болезни, от которой страдал британский астрофизик Стивен Хокинг. Ропинирол в среднем продлил жизнь пациентам с БАС примерно на полгода, пишут исследователи в статье в научном журнале Cell Stem Cell.
"В недавнем прошлом мы обнаружили в опытах на стволовых клетках, что ропинирол способен замедлить развитие БАС. В ходе проведенной первой и второй фазы клинических испытаний нам удалось показать, что данный препарат безопасен для больных и при этом он обладает терапевтическим эффектом", - заявил профессор университета Кейо (Япония) Хидеюки Окано, чьи слова приводит пресс-служба журнала.
Боковой амиотрофический склероз - тяжелое неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое приводит к параличу конечностей и атрофии мышц. Как правило, больные умирают от отказа легких через 2-5 лет после постановки диагноза. Лишь британский астрофизик Стивен Хокинг и его соотечественник гитарист Джейсон Беккер смогли избежать подобной судьбы из-за резкого замедления развития болезни.
Профессор Окано и его коллеги обнаружили, что развитие БАС можно значительным образом замедлить при помощи ропинирола, одного из лекарств, применяемых для подавления некоторых симптомов болезни Паркинсона. Ученые пришли к такому выводу в ходе клинических испытаний, в которых приняли участие два десятка носителей бокового амиотрофического склероза.
Замедление развития болезни
В рамках этих опытов ученые разделили добровольцев на две группы, одна из которых получала ежедневно небольшие дозы ропинирола, а вторая - пустышку-плацебо. Добровольцы принимали препарат на протяжении 24 недель, после чего они или прекращали его прием, или добровольно продолжали его использование на протяжении года. Все это время ученые отслеживали изменения в состоянии здоровья добровольцев, в том числе в их способности управлять своими мышцами.
Для этого ученые проводили опросы среди добровольцев и их врачей, а также выдали пациентам специальные устройства, которые ежедневно отслеживали типичный уровень физической активности больных и измеряли силу их мышц. Через полгода профессор Окано и его коллеги сопоставили эти показатели и обнаружили, что прием ропинирола заметным образом замедлил потерю пациентами контроля над мышцами, а также он благотворно повлиял на их уровень физической активности и общее настроение.
Последующие опыты на культурах нервных клеток показали, что благотворное действие ропинирола было связано с тем, что этот препарат стимулировал формирование новых нервных окончаний, а также подавлял выработку холестерина в нервных клетках носителей БАС. В дополнение к этому, лекарство нормализовало круговорот жиров в нейронах пациентов.
По словам медиков, благотворное действие ропинирола позволило им продлить жизнь пациентов в среднем примерно на полгода. Последующие опыты и изучение механизмов действия этого вещества на клетки мозга, как надеются профессор Окано и его коллеги, дадут исследователям возможность разработать еще более эффективные средства, способные замедлить развитие БАС.