Все обзоры

Антитела натравили на эритроциты, чтобы повысить эффективность нанолекарств. "ТАСС". 6 июля 2020

Уничтожение 5% эритроцитов сделало нанолекарства эффективнее в десятки раз
Антитела, "отвлекающие" внимание иммунитета, позволили российским ученым в десятки раз повысить эффективность лекарств и диагностических препаратов на основе наночастиц. Результаты их работы опубликовал научный журнал Nature Biomedical Engineering.
"Потенциальные побочные эффекты от этой терапии еще предстоит узнать. Однако уже сейчас ее плюсы перевешивают возможные минусы, которые связаны с уничтожением части клеток крови. Более того, регулирующие органы в США и других странах мира уже давно одобрили использование антител, которые могут присоединяться к эритроцитам, для борьбы с тромбоцитопенией и предотвращения болезней, связанных с резус-фактором", – пишут ученые.
За последнее десятилетие ученые создали несколько принципиально новых методов лечения рака и других болезней, которые основаны на использовании различных органических или неорганических наночастиц. В некоторых случаях они участвуют в непосредственном уничтожении опухоли или ликвидации источника болезни, служа своеобразной "мишенью", на которую наводятся или иммунные клетки, или излучение лазера.
В других случаях с помощью наночастиц медики лишь доставляют лекарства и токсины в опухоль, благодаря чему можно сделать их эффективнее или снизить их дозу. Роль подобных "контейнеров" для доставки препаратов могут играть самые разные органические структуры, имитирующие клетку, а также разные неорганические соединения, в том числе материалы с магнитными свойствами, что позволяет управлять их движением с помощью магнитов.
И для тех, и для других наночастиц характерна одна и та же проблема – их очень часто захватывают моноциты. Это один из типов клеток иммунной системы, который отвечает за захват и "переваривание" фрагментов погибших клеток, микробов, а также различных крупных частиц. Из-за этого эффективность действия наночастиц резко снижается, так как значительная часть из них просто не добирается до опухоли или пораженного органа.
Ученые под руководством сотрудника МФТИ Максима Никитина нашли простое решение для этой проблемы, придумав своеобразную "приманку" для моноцитов, которая отвлекает их от наночастиц.
Приманка для иммунитета
Она представляет собой синтетические антитела, которые могут присоединяться к поверхности эритроцитов, красных кровяных телец. В результате моноциты и другие компоненты иммунной системы начинают считать подобные помеченные клетки чужеродными телами, которые нужно уничтожить.
Ученые проверили свою идею на мышах и крысах. В эксперименте исследователи использовали антитела, созданные еще в конце прошлого столетия для изучения того, как развивается аутоиммунная форма анемии. При ее появлении иммунитет начинает атаковать эритроциты.
Никитин и его коллеги ввели небольшие количества наночастиц и этих антител в кровеносную систему грызунов и начали следить за изменениями в их концентрации.
Опыты показали, что уничтожение небольшого числа эритроцитов, около 5% от общего количества, резко увеличивало время жизни наночастиц и их эффективную концентрацию в организме крыс и мышей. В зависимости от их состава и структуры, сроки полураспада этих лекарств увеличились от 12 до 32 раз для короткоживущих препаратов, и от 3 до 11 раз для долгоживущих наночастиц.
Все это, как считают Никитин и его коллеги, говорит о том, что эта методика может значительно повысить эффективность нанолекарств. К примеру, благодаря ей можно будет снизить дозу наночастиц, которые применяются при борьбе с раком, что снизит нагрузку на организм пациентов.
Российские ученые уже провели первые подобные опыты на мышах, в тела которых ввели культуры клеток меланомы, рака кожи. Наночастицы, в которых был антибиотик доксорубицин, не смогли самостоятельно уничтожить возникшие в результате этого метастазы, однако введение "отвлекающих" антител сделало терапию эффективнее: благодаря этому ученые спасли жизнь грызунам.
Как надеются специалисты, в ближайшее время подобный подход будет применяться и для лечения раковых больных, когда медики и биологи удостоверятся, что у него нет опасных побочных эффектов, которые угрожали бы жизни пациентов.