Россельхозбанк: в ближайшие годы потребление шоколада в России сохранится на уровне 6-7 кг на человека.
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Розничная торговля » FMCG сети
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Розничная торговля » FMCG сети
02.03.2021 в 10:30 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Смещение спроса в сторону недорогих кондитерских изделий, в первую очередь мучных и сахаристых сладостей, привело к сокращению потребления шоколада в России на более чем 10% в 2020 году до 6 кг на душу населения в год. В ответ на рост издержек, связанных с колебаниями валютных курсов, производители шоколада сократили импорт основного ингредиента – какао-масла – и начали переходить на более дешевые ингредиенты. Такой подход помогает сохранить маржинальность в краткосрочной перспективе, считают аналитики Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка, проведя анализ российского рынка шоколада и кондитерских изделий.
По оценке ЦОЭ, в 2020 г. потребление шоколада и шоколадных изделий в стране сократилось более чем на 10% в годовом выражении – с 7 до 6 кг на душу населения.
"Снижение потребления шоколада в 2020 году объясняется как частичным переключением спроса на более дешевые шоколад содержащие сладости, так и на другие, более питательные продуктовые категории с содержанием муки и сахара", - отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Внутреннее производство шоколада в стране по итогам прошлого года снизилось на 9% - примерно до 1 млн тонн. При этом производители перешли с более дорогих ингредиентов (какао-масло) на более дешевые (какао-бобы). Так, в 2020 году объем импорта какао-масла снизился на 6% до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6% до 70 тыс. тонн.
"Часть ингредиентов, как, например, какао-масло или какао-бобы, которые являются признаком аутентичности шоколада, не производятся в России и сложнозаменимы в традиционной рецептуре шоколада. Изменение валютных курсов и, как следствие, рост себестоимости шоколадной продукции вынуждает производителей сокращать производство дорогих видов натурального шоколада в пользу более доступных видов изделий с меньшим содержанием шоколада или заменой какао-масла альтернативными видами", - пояснил Андрей Дальнов.
В зависимости от вида кондитерского изделия доля продуктов переработки какао-бобов в сырьевой себестоимости может достигать 80%. Их замена более дешевыми ингредиентами, например, фруктовыми или ореховыми наполнителями, может помочь поддержать рентабельность. Но в долгосрочной перспективе спрос на такие изделия может оказаться нестабильным из-за изменения привычного для потребителя вкуса.
В целом, по мнению экспертов ЦОЭ, российский рынок шоколада и шоколадных изделий в настоящее время насыщен, и не наблюдается оснований для значительного роста в будущем.
"В среднем в ближайшие годы потребление шоколада в России будет находиться в диапазоне 6-7 кг в год на душу населения. Перспективной может стать продуктовая ниша с высоким процентным содержанием какао – более 70%. Спрос на подобную продукцию может вырасти за счет набирающего обороты тренда на здоровый образ жизни", - подытожил Андрей Дальнов.
В то же время, по прогнозам Центра отраслевой экспертизы РСХБ, производство шоколадной продукции на экспорт продолжит увеличиваться. По данным ФТС, поставки шоколадных изданий на зарубежные рынки по итогам 2020 года увеличились на 8% до 300 тыс. тонн. Основными покупателями российской продукции стали Китай и страны СНГ, такие как Казахстан и Белоруссия.
"Производство шоколада – одна из немногих подотраслей АПК, где Россия производит и экспортирует брендированный продукт с добавленной стоимостью из зарубежных ингредиентов, что может стать примером для других секторов сельского хозяйства", - добавил Андрей Дальнов.
По оценке ЦОЭ, в 2020 г. потребление шоколада и шоколадных изделий в стране сократилось более чем на 10% в годовом выражении – с 7 до 6 кг на душу населения.
"Снижение потребления шоколада в 2020 году объясняется как частичным переключением спроса на более дешевые шоколад содержащие сладости, так и на другие, более питательные продуктовые категории с содержанием муки и сахара", - отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Внутреннее производство шоколада в стране по итогам прошлого года снизилось на 9% - примерно до 1 млн тонн. При этом производители перешли с более дорогих ингредиентов (какао-масло) на более дешевые (какао-бобы). Так, в 2020 году объем импорта какао-масла снизился на 6% до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6% до 70 тыс. тонн.
"Часть ингредиентов, как, например, какао-масло или какао-бобы, которые являются признаком аутентичности шоколада, не производятся в России и сложнозаменимы в традиционной рецептуре шоколада. Изменение валютных курсов и, как следствие, рост себестоимости шоколадной продукции вынуждает производителей сокращать производство дорогих видов натурального шоколада в пользу более доступных видов изделий с меньшим содержанием шоколада или заменой какао-масла альтернативными видами", - пояснил Андрей Дальнов.
В зависимости от вида кондитерского изделия доля продуктов переработки какао-бобов в сырьевой себестоимости может достигать 80%. Их замена более дешевыми ингредиентами, например, фруктовыми или ореховыми наполнителями, может помочь поддержать рентабельность. Но в долгосрочной перспективе спрос на такие изделия может оказаться нестабильным из-за изменения привычного для потребителя вкуса.
В целом, по мнению экспертов ЦОЭ, российский рынок шоколада и шоколадных изделий в настоящее время насыщен, и не наблюдается оснований для значительного роста в будущем.
"В среднем в ближайшие годы потребление шоколада в России будет находиться в диапазоне 6-7 кг в год на душу населения. Перспективной может стать продуктовая ниша с высоким процентным содержанием какао – более 70%. Спрос на подобную продукцию может вырасти за счет набирающего обороты тренда на здоровый образ жизни", - подытожил Андрей Дальнов.
В то же время, по прогнозам Центра отраслевой экспертизы РСХБ, производство шоколадной продукции на экспорт продолжит увеличиваться. По данным ФТС, поставки шоколадных изданий на зарубежные рынки по итогам 2020 года увеличились на 8% до 300 тыс. тонн. Основными покупателями российской продукции стали Китай и страны СНГ, такие как Казахстан и Белоруссия.
"Производство шоколада – одна из немногих подотраслей АПК, где Россия производит и экспортирует брендированный продукт с добавленной стоимостью из зарубежных ингредиентов, что может стать примером для других секторов сельского хозяйства", - добавил Андрей Дальнов.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.