Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Строительный рынок, часть II: импортозамещение — работаем, присматриваемся, наблюдаем. "BFM.RU". 3 февраля 2023

Строительный рынок, часть II: импортозамещение — работаем, присматриваемся, наблюдаем. BFM.RU. 3 февраля 2023
Заместили практически все — так говорят сегодня подавляющее большинство российских девелоперов.
Даже вопрос с лифтовым оборудованием, долгое время считавшийся одним из самых проблемных, постепенно теряет остроту. Конечно, еще не все решено, но давно уже нет импортозаместительной паники Кажется, тема импортозамещения в строительной отрасли потихоньку начинает терять остроту. В первой половине 2022 года едва ли не каждая девелоперская компания рассказывала, в каких странах побывала, с какими новыми потенциальными партнерами переговорила и какую альтернативу европейской или американской продукции нашла или хотя бы присмотрела. Сегодня разговоры о важности каталога импортозамещения, который Национальное объединение строителей и Минстрой запустили прошлой весной, о плюсах и минусах практики перехода на аналоги и в целом о положении дел в области импортозамещения сводятся примерно к следующему: про каталог знаем, используем, хорошее дело, импортозаместили практически все.
Александр Ткаченко, вице-президент, директор департамента закупок ГК ФСК:
"Идея создания данного ресурса достаточно актуальная. Что касается нашей компании, то в настоящее время практически все ранее используемые на объектах ГК ФСК импортируемые материалы и оборудование заменены на продукцию отечественных производителей и поставщиков из дружественных стран. Но в случае возникновения каких-либо вопросов по расширению этого пула мы обращаемся в том числе и к каталогу импортозамещения, поэтому рекомендуем не останавливать работу по его развитию".
Кирилл Мазикин, генеральный директор ООО СК "МИС" (застройщик "Главстрой Регионы"):
"Нам известно, конечно, о каталоге НОСТРОЙ, и мы им пользуемся. В 2021 году, после связанного с пандемией нарушения логистических цепочек наша компания вплотную занялась решением задач импортозамещения, и в 2022 году по стройматериалам мы полностью перешли на российских производителей, как и большинство наших подрядчиков. Что касается инженерного оборудования, то проведена работа по импортозамещению комплектующих системы видеонаблюдения "Безопасный регион", а также IT-среды жилых домов и общественных зданий по объектам строительства".
Алексей Солодовников, руководитель департамента строительства девелоперской компании Glincom:
"Да, периодически применяем каталог импортозамещения в своей работе. Я оцениваю его как важную и необходимую часть строительного процесса. Данный каталог упрощает работу по подбор у оборудования в первую очередь государственному заказчику, проектировщикам. Кроме того, он дает возможность сократить время на замену материалов и оборудования, а также сделать саму замену адекватной. Что касается импортозамещения, в целом у нас нет с этим проблем. Наши сотрудники всегда готовили развернутую информацию, которая включала данные по альтернативному оборудованию и материалам, поэтому мы смогли быстро перестроиться. На данном этапе удалось заместить все материалы и технику. Пока нет срывов поставок по срокам, входной контроль не выявляет значительных отклонений — они примерно в одинаковых объемах с замещенными материалами". Безусловно, проблем еще предостаточно, со строительной техникой, например: этот сегмент называют самым узким местом всего процесса импортозамещения.
Сейчас пути решения совместно ищут НОСТРОЙ, Росавтодор и компании-производители. Долгое время одной из самых острых считалась ситуация в сегменте лифтового производства: уход с рынка сразу четырех основных игроков — Otis (США), Kone (Финляндия), Schindler и Thyssen (Германия) — мог хоть кого повергнуть в шок, особенно в сфере высотного строительства. Первым делом россияне в поисках альтернативы, конечно, повернулись в сторону азиатского рынка. И не зря, как оказалось. "Узнали, что в Новосибирске давно уже ставят китайские лифты, там сформирована база обслуживания и запчастей. Мы уже побывали там, поговорили с китайцами и с теми жильцами, которые пользуются этими лифтами. Видим, что это хороший продукт, который тоже можно использовать", — приводит телеграм-канал "Законы стройки" мнение директора по девелопменту MR Group Александра Сурменева. Оттуда же слова директора ГК "Аксиома" Андрея Черничкина: "Лифты будем заказывать у Xizi из Китая. Это дешевле, чем "Щербинские лифты", на 20%, а качество не уступает. С логистикой проблем не возникло". Приятно слышать, потому что эксперты нередко утверждают: Китай никогда не рассматривал Россию как интересный для себя рынок, российская дилерская сеть у азиатских производителей развита слабо, и все отношения приходится строить чуть ли не с нуля и с большим трудом.
Про стоимость "Щербинских лифтов" в другой раз (может, они и правда дороже китайских, тогда интересно бы понять, за счет чего). Но в объявленных планах "Дом.РФ" создание холдинга, способного закрыть 40% лифтовых потребностей России. Импортозамещение возьмут на себя Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, омский "Сиблифт". Хотя, как говорят в "Дом.РФ", непременно потребуются инвестиции в модернизацию производства — около 2-3 млрд рублей. Словом, предполагаемой весной лифтовой катастрофы не случилось. Но и полного импортозамещения пока не произошло, констатируют "Законы стройки". В частности, по мнению экспертов телеграм-канала, в уязвимом положении оказались проекты на высокой стадии готовности. Им грозит перепроектирование в части лестнично-лифтовых узлов, поскольку шахты сделаны под европейские лифты. Сохраняется проблема со скоростными лифтами: отечественным предприятиям для их производства требуется серьезный объем инвестиций, поэтому пока большинство российских лифтов подходят для зданий не выше 100 метров или 30-35 этажей. Хотя, например, завод МЭЛ (АО "Московское электрооборудование и лифты"), принадлежащий ГК ПИК, собирается в том числе наращивать производство скоростных лифтов (2,5-4 метра в секунду). Сроки поставок увеличились с трех-четырех до пяти-шести месяцев, и это влияет на сроки сдачи объектов. К тому же экономическая ситуация спровоцировала подорожание лифтов, в том числе российских, на 20-30%, и это влияет на стоимость проектов. Наконец, все еще сохраняется зависимость российских лифтостроительных предприятий от зарубежных электронных компонентов, а это влияет уже вообще на все. Наверняка свое слово в решении этих проблем скажет российский "Метеор лифт" (бывший "Отис лифт"): как отмечают в компании, важное стратегическое направление, которое планируется развивать, — дальнейшая локализация продукции, разработка новых технологий и цифровизация производства и сервиса. Для решения этих задач создан собственный научно-исследовательский центр — НПП "Метеор", где будут создаваться отечественные технологии, в том числе будет вестись разработка новых моделей лифтов, которые наиболее востребованы рынком. "Однако на первом этапе особенно актуально начинать работы в области импортозамещения именно с комплектующих, так как многие продукты включают импортные запчасти. Работа в этом направлении уже началась. В частности, компания "Метеор лифт "выиграла открытый конкурс Министерства промышленности и торговли РФ на получение субсидии на проведение НИОКР по разработке критически важного компонента лифта — частотного преобразователя, который сегодня производится только за рубежом. Конечная цель данного процесса — полный отказ от импорта частотных приводов и повышение технологической устойчивости лифтовой отрасли в России", — подчеркивают в компании. А вообще, "Метеор лифт" ставит перед собой сверхамбициозную цель: обеспечить не менее 75% покрытия коммерческого сегмента рынка вертикального транспорта в России, предоставив заказчикам доступ ко всей продуктовой линейке — от эскалаторов, траволаторов и стандартных лифтов экономкласса до премиум-сегмента скоростных и высокоскоростных лифтов. Есть структуры, мнением которых почему-то принято интересоваться в последнюю очередь или не интересоваться вовсе. А зря: эксплуатирующие и управляющие компании — как раз те, кто лучше всех знает, что таит в себе импортозамещение. Как отмечает операционный директор компании MD Facility Management Борис Мезенцев, с техникой, которая используется в рамках импортозамещения, им уже приходилось сталкиваться. Не без вопросов, но в целом — ничего, пойдет.
Борис Мезенцев, операционный директор компании MD Facility Management:
"Важно понимать, что российские аналоги для некоторого оборудования существовали и раньше. Но сейчас оно стало использоваться чаще из-за того, что процесс поставки зарубежного оборудования усложнился и выросла его стоимость. Сроки и частота ремонтов этого оборудования принципиально не отличаются от зарубежных образцов. И, естественно, гораздо лучше выглядит ситуация с запасными частями. Для российского оборудования они есть в наличии, хотя по зарубежной продукции многие вещи доставляются под заказ, и сроки могут достигать двух месяцев. Кроме того, из-за проблем с логистикой эти запчасти подорожали примерно на 20%". Основатель компании Facility Management Communications (FMC) Денис Троценко считает: сказать, что как таковое системное импортозамещение, позволяющее целиком и полностью заменить отлично себя зарекомендовавший инженерный элемент или целиком систему на наш, российский аналог, реализовано, нельзя. Все стало дороже и сложнее, при этом замещаются пока только локальные части какой-то системы или программные продукты, хотя и с этим в девелопменте и эксплуатации большущие проблемы. Но процесс идет, развиваясь сразу в нескольких направлениях.
Денис Троценко, основатель компании Facility Management Communications (FMC):
"В эконом- и комфорт-классе как использовали кабельную продукцию, отделочную плитку, крышные и другие вентиляторы, системы обнаружения и тушения пожаров и другие системы российского производства, так и продолжают активно продвигать теорию о нерушимости локального производителя… Спорно, но уж как есть. Даже если по какой-то нелепой случайности какая-то часть оборудования была иностранного производства, то в домах этих классов локальную замену на российский аналог никто не заметит: работает, и слава богу. Это уже практика. С высокобюджетным жильем все чуть сложнее, но и здесь практика работает по схеме "замена другим импортным аналогом". Это особенно относится к системам вентиляции и кондиционирования: стали активно ввозить Турцию и Китай — товары этих производителей очень неплохо ассимилировались на премиальных объектах. И, безусловно, не стоит сбрасывать со счетов параллельный импорт, когда все, что тебе надо, завозится в нашу страну, только с чуть более долгими сроками доставки". Конечно, текущая ситуация сказалась на ценообразовании: все комплектующие выросли в цене в диапазоне от 10% до 40%, и стоимость китайских и турецких аналогов сопоставима сейчас со стоимостью европейских систем и комплектующих, подчеркивает эксперт. "При этом собственники помещений категорически отказываются повышать тарифы на обслуживание, а субсидий нет. Приходится переписывать технологические карты и планы предупредительных и профилактических работ для обеспечения безаварийной работы инженерных систем. Присматриваемся. Наблюдаем. Следим за выработкой замещенных элементов и агрегатов систем", — таков сегодняшний день Дениса Троценко и его коллег по цеху.

Для справки: Название компании: Группа компаний ФСК, ООО (ГК ФСК) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.