Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Будущее российских автопроизводителей — в экспортной локализации?

Этот и другие вопросы обсудили эксперты в области организации серийного автомобильного производства в ходе вебинара "Локализация автокомпонентов в РФ: теория и практика применения", проведенного 25 марта 2021 года в партнерстве компаниями "Соллерс Инжиниринг" и "Трианглум". Участники рассказали о потенциале локализации автокомпонентов, вызовах, стоящих перед производителями, специфике различных категорий автокомпонентов, международном опыте, а также путях развития автомобильной отрасли в рамках Постановлений Правительства РФ №166 и №719.
Эксперты назвали формирование положительных бизнес-кейсов ключевым двигателем локализации, а также выделили четыре фактора, которые определяют процесс ее развития: объем рынка, присутствие на нем доступных технологий, обеспечение необходимого качества продукта и процесса его производства, наличие инженерно-конструкторских ресурсов, которые дают возможность осваивать, адаптировать и разрабатывать автокомпоненты.
Олег Ищенко, исполнительный директор "Трианглум", рассказал о ключевых различиях двух постановлений, определяющих развитие автомобильной отрасли в России: "Главной задачей ПП РФ №166 было стимулировать приход на рынок крупных автоконцернов, а также развить производство полного цикла (сварка, сборка, покраска). Акцент был сделан на локализацию поставщиков первого уровня. Благодаря этому постановлению мы имеем большое количество локализованных автопроизводителей в России с полным циклом сборки и достаточно большой сегмент поставщиков первого уровня, которые способны поставлять различные компоненты".
С 1 июня 2019 года начался новый этап, связанный с началом работ в рамках ПП РФ №719. От количественного подхода отрасль стала постепенно переходить в тандемную реализацию количественных и качественных показателей. Задачи локализации по-прежнему актуальны, но теперь речь идет о ее углублении в части количества выполняемых на территории РФ операций, входящему сырью, а также о НИОКР. Постановление содержит подробное описание балльной системы локализации. Также акцент сделан на экспортной составляющей для автопроизводителей, к которой привязаны льготы.
О ключевых проблемах производителей рассказал Роман Васенин, директор завода "Шэффлер РУС" в Ульяновске. "В ходе локализации субкомпонентов, применяемых у нас на производстве, мы ищем поставщиков, у которых есть опыт в инжиниринге освоения определенных продуктов. И здесь появляются определенные сложности. Начиная работу с субпоставщиком на российском рынке, мы ожидаем получить от него готовый продукт, однако на практике он не может не только предоставить нам готовую продукцию, но даже обеспечить разработку оснастки. В ряде случаев нам приходилось передавать в Европу заказ на разработку и изготовление оснастки, изначально размещенный в России", — объяснил эксперт.
С ним согласился Дмитрий Мешков, исполнительный директор "Соллерс Инжиниринг": "Практически все производители автомобилей сталкиваются с нехваткой российских поставщиков компонентов. Особенно когда речь идет не о локализации в виде копирования (или build to print), а об изделиях, которые нужно разработать или модифицировать. Чаще всего это происходит, когда документация принадлежит зарубежному поставщику. В таком случае большинство локальных производителей не в состоянии осуществить разработку компонентов, за исключением тех, кто нашел иностранного партнера или локализовался в России, будучи зарубежным производителем".
Сегодня уровень локализации большинства автомобилей, производимых в России, по данным Минпромторга, составляет от 900 до 1500 баллов, за исключением отдельных традиционно "местных" машин. Это норма в рамках требований текущего периода, но никак не будущего: в 2028 году пороговое значение повысится до 5 400 баллов. Таким образом, для сохранения выгод в рамках Постановления №719 участники рынка должны ускорять процессы локализации. Наиболее сложные проекты, которые требуют объединения автопроизводителей и поставщиков, будут набирать остроту по мере приближения к 2024–2025 гг.
Эксперты разделили автокомпоненты на несколько групп по степени локализации. В первую категорию вошли наиболее просто локализуемые компоненты, например, колесные диски, теплообменники, детали интерьера или экстерьера. Их локализация может дать 500-1000 баллов дополнительно к уже полученным "средним автопроизводителем" баллам. Эта категория широко представлена в РФ как международными, так и местными производителями.
Компоненты второй категории необходимо разрабатывать, а это сложный, требующий ресурсов процесс. Однако вероятность успеха здесь тоже высока. Это подтверждается тем, что такие компоненты удалось локализовать для ряда автомобилей. В качестве примера можно привести рулевую систему, подшипники, подвеску двигателя топливные баки и пр. Локализовав их, можно набрать дополнительно до 500 баллов.
Компоненты третьей категории — электрика, электроника и др. Чтобы их локализовать, требуется желание не только автопроизводителей, но и действующих разработчиков, а также производителей компонентов. Затраты на разработку этой группы изделий в большинстве случаев несоизмеримы с объемами рынка РФ. Поэтому наиболее реалистичный путь развития в этой группе — контрактная лицензионная сборка, подходы к которой требуют серьезной проработки. Локализация компонентов этой группы позволит получить до 1800 баллов.
Четвертая категория связана в большей степени не с самими компонентами, а с реализацией НИОКР. Этот пункт отдельно выделен в ПП РФ №719, и его значимость не стоит недооценивать, поскольку речь идет о формально неограниченном наборе дополнительных баллов. Текст постановления говорит, что, кроме затрат на разработку, испытания и сертификацию, в расчет принимаются и другие виды деятельности, например, конструкторское сопровождение серийного производства автомобиля, компонентов или проекты, направленные на повышение качества.
В ряде случаев единственным путем успешной локализации выступает экспортная модель, позволяющая преодолеть ограничение, связанное с недостаточным объемом рынка. Речь идет о создании экспортных производственных хабов как для самих автопроизводителей, так и для поставщиков компонентов первого, второго и третьего уровней. Такая модель успешно реализуется в ряде стран: Турции, Марокко, Румынии и Южной Корее. За последние 15–20 лет в этих государствах была реализована стратегия развития автомобильной отрасли через стимулирование локализации производства машин и автокомпонентов с их последующим экспортом за рубеж. В итоге при относительно малых емкостях внутренних рынков доля экспорта автомобилей в этих странах достигла уровня 60–80%.
Показателен пример Марокко. Сегодня государство является ведущим производителем и главным экспортером автомобилей в своем регионе. Чтобы обеспечить развитие этой индустрии, было привлечено большое количество локальных и международных компаний, запущена национальная программа поддержки участников авторынка, им были предоставлены налоговые льготы. В итоге за последние пять лет автопроизводителями, а также поставщиками первого, второго и третьего уровней было создано 150 тыс. рабочих мест. Экспортный оборот достиг 676 млрд руб. Этот яркий пример частично может быть воссоздан в российских условиях.
Руководитель направления "Сорсинг и локализация" компании "Трианглум" Николай Нутрихин обратил внимание, что, согласно аналитическим данным ряда автопроизводителей, Россия входит в ТОП-5 стран по индексу идеальной конкурентоспособности производств, имеющих доступ к относительно дешевому сырью и энергоносителям. "В то же время, по данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2019 год, средний показатель уровня производительности отечественных заводов составляет 30$ (ВВП за час отработанного времени), что в два-три раза ниже мировых индустриальных показателей. В этом мы видим потенциал для создания локализационных бизнес-кейсов. Аналитическое исследование "Трианглум" показало, что уровень производительности высокоэффективных локальных поставщиков в России может достигать 90$, значительно превышая аналогичные показатели европейских и американских производителей. О наличии потенциала повышения эффективности отечественных предприятий говорит также имеющийся у экспертов опыт сотрудничества с российскими заводов, чья производительность находится на уровне ведущих стран мира", — отметил эксперт.
В такой ситуации все более актуальными становятся вопросы быстрого доступа к данным о рынке: мощностях, технологиях, потребностях автопроизводителей и возможностях производителей компонентов. Сбор и своевременный анализ такой информации — это отдельный, довольно сложный и дорогостоящий процесс. Однако без него невозможен переход на новый уровень локализации автокомпонентов, который предполагает качественный рывок в развитии НИОКР, наращивание количества поставщиков первого, второго и третьего уровней, а также рывок, направленный на экспортную локализацию. Все это вполне реально осуществить в ближайшие пять-семь лет при должной активности всех участников рынка.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.