Налоговый фокус: почему растут поступления в бюджет РФ от нефтегаза? "OilCapital.ru". 10 апреля 2024
Нефтяная и газовая » Нефтяная промышленность
Нефтяная и газовая » Газовая промышленность
Доходы от налогов, поступающих из нефтегазового сектора в бюджет РФ, всегда играли крайне важную роль. В последние годы страны Европы, США и их партнеры стараются их максимально снизить. Получается с переменным успехом, однако если посмотреть на доходы от налогов из этой сферы деятельности в 2024 году в РФ, то возникают некоторые вопросы.
Санкций больше, а доходы растут?
В I квартале этого года, по сообщения Минфина России, федеральный бюджет РФ получил 2,9 трлн рублей нефтегазовых доходов. Это на 79% больше, чем показатель I квартала 2023-го. Доходы от отрасли составили 2928 млрд рублей. В Минфине уверяют, что рост произошел преимущественно за счет увеличения цен на российскую нефть, а также "за счет единовременного поступления в феврале доплаты по НДПИ на нефть за IV квартал 2023 года". Последнее, говорят в ведомстве, связано с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье.
Картина довольно интересная и местами противоречивая. Во-первых, есть весьма спорный момент, что поступления от нефтегазовых доходов РФ выросли на 79%, в первую очередь, за счет увеличения стоимости черного золота.
Безусловно, если посмотреть на статистику цены Urals с начала этого года, то мы увидим рост.

Динамика цен на флагманский экспортный сорт нефти РФ Urals, $/барр.
Но он не настолько сильный, чтобы говорить о серьезном увеличении поступления налогов от доходов нефтегаза. Даже если мы возьмем разницу минимальной цены нефти в этом году (в январе было $56 за баррель) и максимальной (в начале апреля $84), то в процентном соотношении рост составит почти 30%. Это вряд ли обеспечило бы рост поступления доходов от нефтегаза в этом квартале на 79%.
Что интересно, в Минфине прогнозируют, что ситуация с поступление нефтегазовых доходов и дальше будет на примерно таком же уровне, т. е. превышающим их базовый размер. Как минимум, считают министерстве, так продолжится еще несколько месяцев.
И это при том, что против российского экспорта нефти и нефтепродуктов работают санкции, инициированные G7, а США, Евросоюз и Великобритания постоянно расширяют "черный список", добавляя в него все больше танкеров из "теневого флота", а также компаний, которые ими владеют.
В сумме за последние 2 года Вашингтон ввел рестрикции в отношении более чем 500 физических и юридических лиц, а 90 компаний включены в санкционный список по линии Минторга США. Несмотря на то, что ограничительные меры не коснулись экспорта газа, проекты по производству СПГ (в частности "Арктик СПГ 2) де-факто пострадали от таких действий. Проект, правда, уже готов отгружать сжиженный газ для экспорта, но этому препятствует нехватка СПГ-танкеров, которые южнокорейские верфи из-за санкций не могу никому продать.
Ловкость рук и все же немного магии
Как же тогда в условиях, когда рестрикции становятся все жестче, налоги от нефтегаза РФ увеличились на столь значимый показатель? Добыча нефти в стране за последний квартал и даже за год существенно не увеличилась. Более того, в рамках соглашения ОПЕК+ РФ ее уменьшает.
Как рассказал в беседе с "НиК" независимый эксперт Борис Луцет, помимо ценовой динамики определенную роль в повышении нефтегазовых доходов сыграл дополнительный НДПИ на нефть, который призван компенсировать возврат полного демпфера с сентября прошлого года. Стоит напомнить, что его сумма рассчитывается на показателях октября-декабря, но уплата была произведена в феврале. Таким образом, было как бы "легализовано" увеличение налога задним числом.
Эксперт подчеркнул, что значительное влияние на текущие суммы НДПИ оказывают ценовые налоговые маркеры, которые учитывают не фактические цены реализуемого продукта, а установлены законом в привязке к дисконту к мировым маркерным сортам. Как известно, правительство уточнило прогнозный дисконт лишь 22 марта (постановление № 363).
Определенный вклад должен был внести и НДД, срок уплаты которого за прошлый год приходится на первый квартал года текущего (не позднее 28 марта).
"Также не стоит забывать, что 1 января текущего года завершился налоговый маневр, в соответствии с которым экспортные пошлины обнулились, а НДПИ вырос. Вклад этого фактора в рост налоговых поступлений (налоговой нагрузки) в отчетности традиционно публично не раскрывается ни Минфином, ни иными органами власти.
Исходя из этого можно сказать, что, помимо роста цен, при анализе структуры роста нефтегазовых доходов следует учитывать и иные факторы, среди которых особое внимание стоит обратить на очередную „нашлепку" в нефтяном НДПИ.
Я бы подчеркнул, что повышение НДПИ задним числом — это крайне неприятный момент для налоговой и правовой системы, в какую бы благообразную форму оно не облекалось. Потому что тиражирование такой практики (а это уже не первый аналогичный случай в нефтянке) не может привести ни к чему хорошему в будущем. Также будем надеяться, что узнать об официальной оценке налогового маневра и его влияния на бюджетные поступления и экономику отрасли мы сможем в обозримом будущем", — резюмировал автор телеграм-канала "Луцет".
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot