Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Олег Ступеньков: Без чего в новых реалиях не выживут ни застройщики, ни банки. "РБК-Недвижимость". 21 мая 2019

С 1 июля рынок первичного жилья переходит на проектное финансирование и продажи через эскроу-счета. Многие убеждены, что в этой схеме банки находятся в заведомо выигрышном положении. Однако это не совсем так.
Да, если рассчитать финансовые модели одного и того же проекта с эскроу и без, то мы увидим, что после перехода на эскроу рентабельность хорошего устойчивого проекта для банка вырастает с 14% до 166%!
Такие результаты, например, может принести реализация жилого комплекса с апартаментами бизнес-класса у станции метро "Белорусская". Проектный объем — 65 тыс. кв. м, если разрешение на строительство уже получено, ничего проектировать не требуется, только разработать рабочую документацию. Строительный цикл обозначен как 16 кварталов. При этом цикл продаж заложили на один год дольше, а план продаж — порядка 15 лотов в месяц. Предусмотрели открытие кредитной линии — 1,107 млрд руб., это делается скорее для подстраховки, так как при классической модели девелопер может закладывать в качестве "финансового плеча" около 15–20% кредитных средств, которые могут потребоваться до старта продаж после выхода на нужные темпы по ДДУ.
Себестоимость этого проекта, учитывая покупку земельного актива, составляет порядка 154 тыс. руб. за 1 кв. м. При старой схеме продаж финансовый результат такого проекта следующий: расчетная чистая прибыль — 4 млрд 598 млн руб., рентабельность инвестиций собственных средств девелопера — 331%, эта планка достигается после продажи всего объема апартаментов, то есть порядка 110% годовых. Интересно также отметить, что проведенный стресс-тест показал, что такой проект крайне устойчив и может без особого ущерба просесть в цене на 10% и даже 30%.
Теперь тот же самый проект считаем с учетом продаж через эскроу-счета. Поскольку деньги дольщика мы уже использовать не можем, сразу закладываем использование кредита — он понадобится в размере 5 млрд руб. Это то самое проектное финансирование. Чистая прибыль девелопера снижается до 3,69 млрд руб. Во-первых, резко падают финансовые показатели. Если раньше собственные деньги инвестора работали условно быстро и возвращались сразу же после выхода из нуля, то теперь инвестор свои вложения увидит только в конце проекта после расчетов с банком. При этом существенно падает доходность проекта, так как треть денег уходит на погашение процентов. Во-вторых, резко вырастает рентабельность банка (с 14% до 166%). При этом увеличивается себестоимость до 186 тыс. руб. (на 12%). Таким образом, мы получаем фактически смену выгодополучателя. Если раньше банк был инструментом в руках девелопера, то теперь девелопер, по сути, инструмент в руках банка.
Все ли золото, что блестит?
Безусловно, множество застройщиков и раньше привлекали кредиты для реализации своих проектов, однако при старой схеме они понимали, что деньги от проданных квартир напрямую поступят на счета застройщика, ими можно погашать и проценты по кредиту, и тело кредита, когда удобно застройщику. Это позволяло существенно экономить на стоимости денег в проекте. Условно бесплатные деньги были у дольщиков, чуть более дорогие — у банка и совсем "золотые" — деньги собственные.
Сейчас, в новых условиях, бесплатные деньги закончились. Теперь нужно взять кредит на всю стройку и платить проценты до тех пор, пока не произойдет ввод в эксплуатацию. А свои деньги застройщик увидит лишь после завершения проекта.
В идеале застройщику надо выполнить два условия: а) достроить дом, б) полностью распродать все квартиры. Пока дом строится, необходимо погашать проценты по кредиту, даже если продаж нет или они не такие активные, как предполагалось.
Это значит, что в новых условиях девелоперские проекты нуждаются в особо взвешенной проработке — недооценка или, что хуже, переоценка привлекательности проекта для покупателя чревата тем, что на балансе у банков могут оказаться неликвидные активы.
Сегодня банки уже умеют проводить первичную оценку проекта: они работают с генподрядными организациями, могут оценить стройку и проанализировать сметную стоимость работ. Однако есть и не менее важный вопрос: как оценить маркетинговый потенциал объекта, будет ли на него спрос и обеспечит ли девелопер темпы продаж, которые он обозначил для банка в своем бизнес-плане? И на этот вопрос не сможет ответить обычный оценщик. Дать прогноз востребованности и темпов продаж можно, проведя трехмерную оценку факторов: 1) рациональных критериев, таких как типология продукта, ценообразование и пр.; 2) УТП, сюда входят локация, архитектура и др.; 3) эмоционально-торговых преимуществ, включающих идею проекта, концепцию, коммуникацию с потребителем. Указанные три пункта определяют массу клиентского потока, чтобы понять, будет ли продукт востребован и как быстро его можно реализовать, что позволяет спрогнозировать волну продаж с факторами роста либо стагнации цен. Это новый инструмент измерения успешности и востребованности проекта в будущем. Проводить такую оценку необходимо задолго до непосредственного вывода объекта в продажи.
Что же будет, если у банков появятся десятки проектов, которые им необходимо проанализировать, чтобы принять решение о проектном финансировании? А это произойдет, поскольку все новые проекты — а к выводу на рынок заявлены миллионы квадратных метров — обязаны использовать проектное финансирование и привлекать деньги покупателей квартир только через эскроу-счета.
Цена ошибки крайне высока. Ведь если банк ошибся с анализом, согласовал проект, а девелопер вывел на рынок низкомаржинальный продукт, да еще если это комфорт-класс с малым запасом гибкости по цене, план продаж оказывается под угрозой срыва — и для девелопера начинает "тикать" тот самый процент, который необходимо возвращать в любом случае. При этом проект может быть и построен на выделенные средства, но если он не распродан — у банка получится отрицательный баланс. Застройщик может заработать какие-то средства как минимум на генподряде, оставив затем банку нереализованные квартиры, которые, вероятно, придется продавать с дисконтом.
Поэтому, чтобы свести к минимуму возникновение такой ситуации, банку необходим полноценный трехмерный консалтинг. Однако, в сущности, сегодня большинство брокерских и консалтинговых компаний утверждают, что продать можно что угодно, особенно в Москве. Но на самом деле это далеко не так. Рынок покупателя никуда не делся и продолжает диктовать свои условия. Поэтому, на наш взгляд, сегодня задача консультанта состоит не только в том, чтобы оценить площадку и подогнать под нее некую концепцию, но и в том, чтобы обратить внимание инвестора на "подводные камни" и, возможно, даже убедить не входить в проект.
Наступает новый период, когда в непривычных условиях окажутся и девелоперы, и банки, и покупатели квартир. Выиграют же те компании, которые сумеют предложить честную "суперуслугу" и выступят на стороне и девелопера, и банка, и
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.