Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Турция поможет Азербайджану без участия РЖД? "Vgudok". 30 ноября 2020

Анкара готова развивать железные дороги Нагорного Карабаха в частности и Южного Кавказа в целом
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о мерах по проектированию и строительству железной дороги Барда — Агдам. На реализацию проекта ЗАО "Азербайджанские железные дороги" первоначально получают сумму в 5 млн манатов (около 3 млн долларов). 20 ноября территория Агдамского района перешла под контроль азербайджанских военных, после чего в Баку решили не откладывать в долгий ящик восстановление инфраструктуры.
"Мы восстановим железную дорогу. В том числе уже даны предварительные поручения по восстановлению железной дороги в Нахчыванскую Автономную Республику. Уже предприняты практические шаги по восстановлению железной дороги Барда-Агдам. Для восстановления Агдамского района и удобства людей, которые в будущем будут там проживать, эта дорога должна быть обязательно", — заявил президент Алиев.
После завершения боевых действий в районе Нагорного Карабаха и развёртывания российских миротворческих сил, стороны конфликта должны приступить к выполнению пунктов подписанного соглашения. Предполагается открытие всех экономических и транспортных связей. Армения должна обеспечить Азербайджану транзитный коридор к Нахичеванской автономии, которая отрезана от страны. Сейчас пассажирские и грузоперевозки осуществляются в обход Армении по территории Ирана.
Процитируем пункт 9 Соглашения:
"Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана".
Транспортные амбиции Баку не ограничиваются ж/д веткой до Агдама."Азербайджанские железные дороги" анонсировали строительство новой ж/д линии до станции "Степанакерт" (Ханкенди в номенклатуре азербайджанской стороны). Их не смущает тот факт, что в настоящий момент столицаНагорно-Карабахской республики Азербайджана находится под контролем непризнанного мировым сообществом НКР. И в трёхсторонних договорённостях, которые положили конец Второй Карабахской войне, речь о её передаче под контроль Баку не идёт. Возможно, это задел на будущее и после завершения пятилетнего мандата российских миротворцев его продлевать не будут. Это откроет путь к очередной войне, в результате которой Азербайджан планирует вернуть Нагорный Карабах под свой контроль.
Скриншот из проморолика "Азербайджанских железных дорог"
На самом деле речь идёт о железнодорожной линии, строительство которой как узкоколейной начали ещё в 1912 году, заморозили с началом Первой мировой войны и достроили только в 1942 году. В 1978 году дорога была перешита на широкую колею, по ней пошли поезда до столицы Советского Союза. В 1990 году, с началом Карабахской войны, движение по линии Евлах — Степанакерт было прекращено. Вокзал был закрыт и долгие годы пребывал в запустении.
Если восстановление железнодорожного сообщения между Баку и Степанакертом пока кажется маловероятным, то другая советская железная дорога в этом регионе, которая приостановила свою деятельность во время геополитических пертурбаций эпохи краха СССР, сможет вернуться к жизни. Речь идёт об Алят-Джульфинской ЖД, которая была полностью введена в эксплуатацию в 1941 году и проходила практически по линии нынешней армяно-иранской границы. В советские годы по этой линии регулярно ходил скорый поезд № 657/658 "Баку — Ереван" формирования Азербайджанской железной дороги.
В перспективе восстановленная и продлённая до турецкой территории железная дорога может стать частью коридора из Турции к портам Каспийского моря. В Анкаре рассчитывают, что новая магистраль поможет увеличить пропускную способность железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Фактически новая Транскаспийская ЖД пройдёт через территорию Турции и Азербайджана (в отличие от БКТ без "третьего лишнего"). Участок на территории Армении будет контролироваться российскими пограничниками.
Турция уже заявила о готовности построить железную дорогу с территории Турции в Нахичевань. Об этом сказалминистр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу. Впервые планы строительства ЖД из Карса в Нахичевань были озвучены во время визита турецкого президента Реджепа Эрдогана в Баку в феврале 2020 года.
Нахичеванская Автономная республика — азербайджанский эксклав, расположённый между Арменией и Турцией.Единственный регион страны, который имеет сухопутную границу с территорией ближайшего союзника. Сейчас транспортное сообщение между Нахичеванской АР и остальной территорией Азербайджана доступно по воздуху, наземный доступ обеспечивается через территорию Ирана. Судя по заявлениям из Еревана, армянская сторона в принципе не возражает. Премьер-министр Армении Никол Пашинян даже высказал пожелание, чтобы через Нахичевань проходил ж/д коридор Армения — Иран, который может связать Армению с Персидским заливом.
"Мы хотим, чтобы заработала железная дорога между Арменией и Ираном через Нахичевань, мы хотим деблокирования транспортных инфраструктур, мы хотим иметь не одну, а несколько дорог, связывающих нас с Россией. Если, в случае решения этих вопросов, железная дорога станет реальным фактором, свяжет Армению с Персидским заливом и Россией, то это будет иметь переломное значение", — заявил армянский премьер.
В предыдущие годы обсуждался вариант строительства железной дороги из Армении в Иран. Свою заинтересованность в проекте высказывали и в ОАО "РЖД", дочерняя компания которой (ЮКЖД) управляет Армянской железной дорогой. В этой связи стоит обратить внимание на факт присутствия руководителя РЖД Олега Белозёрова в составе российской делегации во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, которая 21 ноября посетила Баку.
В геополитических амбициях Анкары на Южном Кавказе сомневаться не приходится. Следует помнить, что вслед за турецкими штыками всегда приходит турецкий бизнес, который является действенным инструментом в арсенале экспансионистских устремлений. Не стоит недооценивать и серьёзность планов Турции на участие в переформатировании транспортной инфраструктуры Южного Кавказа. За последние годы страна реализовала множество крупных проектов в транспортной сфере: запуск в 2017 году маршрута Баку — Тбилиси — Карс, строительство железнодорожного и автомобильного тоннеля через Босфор, запуск ВСМ Стамбул — Анкара, открытие нового аэропорта в Стамбуле.
Идёт строительство линии ВСМ Анкара — Сивас. Обсуждается проект строительства судоходного канала из Чёрного в Мраморное море. По словам Адиля Караисмаилоглу, в период пандемии Турция уже вложила в транспортную отрасль 5,7 млрд долларов.
В планах у турецкого руководства не только объединить под своей эгидой тюркский мир, но и стать великой логистической державой, чьи интересы присутствуют на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Средней Азии, Закавказье. Практически полностью совпадая с границами Османской империи. Перспективы, которые сейчас открываются перед странами региона (а это не только три республики Южного Кавказа, но и Россия, Иран, Турция и страны Средней Азии), могут существенно изменить существующую ныне в Закавказье картину транспортно-логистического миропорядка.
Вопрос в том, готовы ли будут российские компании выступить в роли инструмента экспансии и стать инвесторами в строительстве новой Транскаспийской железной дороги. Оставлять этот проект на откуп исключительно Турции чревато последующими экономическими и геополитическими потерями в регионе.
Хороший пример государственно ориентированной позиции российский бизнес продемонстрировал, когда грузы из РФ практически полностью ушли с железных дорог и из портов недружественных России прибалтийских стран, заставив их транспортников писать слёзные письма с просьбами возобновить грузопоток.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.